Фрагмент для ознакомления
2
Формирование чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста стало одной из ключевых задач в сфере нравственного воспитания. Создание у ребенка основ общей культурной идентичности и нравственных ценностей является важным аспектом, который подчеркивается ФГОС начального образования общей школы. Понятие «патриотизм» в толковом словаре русского языка трактуется как преданность и любовь к своей стране и народу. Люди, которые активно поддерживают интересы своего дела и имеют сильные эмоциональные связи с родиной страной. Д.М. Захарова описывает патриотизм как этическое и политическое убеждение, социальное чувство, суть которого заключается в любви и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и современность, а также стремлении защищать его интересы [1].
Н.Ю. Ясева рассматривает суть патриотизма как «отношение к родной стране – к народу, культурным традициям, языку, природе родного края и Отечеству – социальной, политической и культурной среде». С.А. Козлова утверждает, что патриотизм можно понимать, как чувство преданности и ответственности перед своей страной. В связи с этим, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо формировать у детей привязанность к определённым объектам (таким как близкие родственники, родной дом, детский сад и т.д.) и развивать чувство ответственности за свои поступки и действия.
Таким образом, предполагается, что со временем чувство любви и привязанности к своему дому будет усилено чувством любви и преданности своей стране. С.А. Козлова отмечает, что основными элементами патриотизма являются ответственность, желание и способность трудиться на благо своей родины, заботиться о её ресурсах и приумножать их, а также испытывать эстетические чувства при созерцании родной природы и многое другое. Кроме того, патриотизм подразумевает, что человек осознает свою принадлежность к определенному народу и стране, ощущает гордость за её культурные и научные достижения, стремится сохранить и увеличить её наследие, а также защищать её в сложные времена. В связи с этим сложно представить, что у детей младшего школьного возраста это чувство может быть развито в полной мере. Множество исследователей делятся подобным мнением. Например, С.А. Козлова указывает, что трудности в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста связаны, прежде всего, с особенностями их возраста [9].
Тем не менее, инициировать образовательную деятельность в данном направлении следует именно в период младшего школьного возраста, поскольку фундаментом для формирования патриотизма служит тщательная работа над нравственным воспитанием. В это время закладывается основа для развития тех нравственных качеств, которые впоследствии смогут полноценно проявиться. Потребность в воспитании патриотических ценностей с раннего возраста отмечали многие известные педагоги и философы. Например, Л.Н. Толстой подчеркивал, что знакомство детей с народной литературой — такими формами, как сказки, пословицы, поговорки, потешки и песни — с раннего возраста способствует формированию у них любви к своей стране и ее народу.
К.Д. Ушинский считал, что знание о своей стране должно занимать столь же важное место, как умение читать и писать. По его мнению, многие проблемы, с которыми сталкивается российское общество, в значительной степени обусловлены недостаточным пониманием нашей Родины. Эти знания «должны укореняться в душе ребенка прежде всего и составлять основу для всего остального, а их приобретение должно быть независимо от усвоения других, полезных и приятных навыков» [17].
К.Д. Ушинский подчеркивает, что воспитание патриотизма и гражданственности должно быть приоритетным в образовательном процессе, что сделает людей более осознанными гражданами и поможет в решении актуальных задач общества. Знание своей истории, культуры и традиций воспитывает чувство гордости и ответственности, что особенно важно для формирования зрелой личности. Образовательная система должна акцентировать внимание на этих аспектах, чтобы помочь молодому поколению создавать благоприятное будущее для своей страны.
Изучая платформу патриотического воспитания, Л.Е. Никонова указывает, что это процесс, заключающийся в присвоении и понимании культурного наследия страны, а также в формировании гражданского отношения. Е.В. Борисова подчеркивает, что патриотическое воспитание является важной частью целостного образовательного процесса, целью которого является развитие патриотизма как важной интегративной характеристики личности, способствующей активной деятельности во благо Родины. Некоторые исследователи выделяют в структуре патриотического воспитания ключевые элементы, требующие особого внимания воспитателей. Так, С.А. Козлова отмечает важность когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов этого процесса [9].
Когнитивный аспект включает в себя информацию и представления о родной стране, ее достопримечательностях, символах, культуре, обычаях и праздниках. Эмоциональный аспект играет ключевую роль для детей младшего школьного возраста и подразумевает появление чувств и эмоций по отношению к своей стране. Поведенческий аспект предполагает, что усвоенные знания и возникшие чувства будут оказывать влияние на выбор определенных форм поведения в различных ситуациях. А.О. Ястребцовой для оценки уровня патриотического воспитания были выделены когнитивный, мировоззренчески-ценностный и мотивационно-потребностный аспекты патриотического воспитания у младших школьников[17].
Когнитивный аспект охватывает знания о своем населённом пункте, его культурных памятниках и других особенностях. Мировоззренческо-ценностный компонент подразумевает способность выражать своё отношение к объекту изучения и обосновывать свой выбор; мотивационно-потребностный аспект проявляется в уважении и интересе к культуре народа, его искусству, традициям и фольклору, а также стремлении к их творческому освоению и сохранению. Т.В. Ивкина выделяет три ключевых элемента в структуре патриотического воспитания: содержательный, эмоционально-побудительный и деятельный. В соответствии с этими элементами она определяет задачи, связанные с патриотическим воспитанием [6].
Таким образом, содержательный компонент охватывает ряд задач: развитие у детей базовых знаний об истории и культуре своего региона; формирование представлений об экологии местности; ознакомление с Россией и её столицей; знакомство с государственными символами, такими как герб, флаг и гимн; а также развитие начальных знаний о правах человека.
К эмоционально-побудительному компоненту можно отнести целый ряд задач: формирование у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице и городу, где они живут; развитие трепетного отношения к родной природе и всему живому вокруг; воспитание патриотических чувств и уважения не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов; содействие интересу к историческим и культурным традициям, обычаям, ремеслам, а также к произведениям народного искусства.
Деятельный элемент включает в себя решение ряда задач: вовлечение в деятельность, направленную на активное и творческое преобразование окружающей среды с учетом национальных традиций; создание модели поведения ребенка в взаимодействии с другими, основанной на чувствах национальной идентичности и терпимости к людям других национальностей [15].
В литературе по педагогике и методике, касающейся патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста, часто подчеркивается, что формирование любви к Родине происходит по принципу «от близкого к далекому». Этот процесс начинается с любви к родителям, затем переходит к детскому саду, улице и городу, и в итоге охватывает любовь к своей стране. Например, Ф.Я. Ветохина и З.С. Дмитренко отмечают, что у маленького ребенка чувство привязанности к Родине зарождается через отношения в семье и с ближайшими людьми. Это также связано с удивлением и восхищением тем, что окружает ребенка, тем, что находит отклик в его душе [7].
А.Я. Ветохина и З.С. Дмитренко обозначают ряд принципов, которые педагог должен учитывать при организации нравственно-патриотического воспитания [7].
Во-первых, принцип «позитивного центризма» предполагает выбор тех знаний, которые являются наиболее значимыми для детей определенного возраста.
Во-вторых, важна непрерывность и преемственность в педагогическом процессе.
Третий принцип заключается в дифференцированном подходе к каждому ребенку, с учетом его психологических способностей, возможностей и интересов.
Четвертым моментом является рациональное сочетание различных видов деятельности, что требует адекватного возрасту баланса между интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками.
Наконец, принцип развивающего обучения ориентирован на активность детей.
Проанализировав существующие исследования, касающиеся формирования патриотических чувств, мы пришли к выводу, что патриотизм представляет собой любовь к родной стране, выражающуюся в привязанности к ее народу, культуре, традициям и языку, чувстве гордости за ее достижения, а также стремлении защищать ее.
В структуре патриотического воспитания можно выделить несколько компонентов: когнитивный, который включает знания о своей стране и ее особенностях; эмоциональный, который выражает отношение к стране; и поведенческий, связанный с выбором действий на основе полученных знаний и навыков. Несмотря на сложность и многогранность патриотических чувств, младший школьный возраст является наиболее подходящим временем для их формирования. Патриотическое воспитание у младших школьников строится на чувствах привязанности и начинается с интереса к ближайшему окружению — от знакомства со школой и до изучения родного города.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
2. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. – М., 2009 - ISBN: 978-5-9909576-1-9
3. Беляева М. Д., Россова Ю. И. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности //Социально-экономическое развитие России. – 2019. – С. 147-151. - ISBN: 9785705761906
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39. -ISBN: 978-5-8041-0658-5
5. Головин И. Ю., Комарова В. В., Перекальский С. А. Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников //образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – 2019. – С. 110-117. - ISBN 978-5-7057-6181-4
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2014. 223 с. ISBN 978-5-7057-6181-4
7. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42 – ISBN 978-7456-6235-3
Жданова Л. У., Сафарова Г. М., Хасанова Д. З. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности //Наука и образование: новое время. – 2015. – №. 6. – С. 242-245. - ISBN: 9785705761814
8. Козлова К. К. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности //ББК 74в я431 А 43 Печатается по решению ученого совета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. НИ Лобачевского (№ 4 от 30.05. 2022). – 2022. – С. 111. - ISBN: 978-5-7057-6181-4
9. Лагутова С. В., Казанцева Т. В. Патриотическое воспитание младших школьников //Преподавание истории в школе. – 2013. – №. 4. – С. 27-32. - ISBN 978-5-6957-6181-5
10. Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования //Научный диалог. – 2017. – №. 1. – С. 280-291. - ISBN 978-5-7057-6181-7
11. Мунасипова А. И., Лупандина Е. А. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности //Вопросы педагогики. – 2019. – №. 12-2. – С. 239-245. - ISBN 978-2-7157-6182-4
12. Михайлова Е. Н. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. – 2014. – С. 84 - ISBN 978-5-6057-6181-3
13. Пермякова С. Н., Константинова В. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности //Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – №. 8. – С. 177-181. - ISBN: 978-5-7057-6181-4
14. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981. - ISBN 978-6-7057-6182-3
Сергеева Е. Е. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности: дис. – 2019. - ISBN: 9785705761834
15. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103 - ISBN 978-5-7057-6281-2
Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c. - ISBN: 9785605751812
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 2020, т.2. - ISBN 978-5-7057-6181-4
17. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112. - ISBN: 9785705761814