Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определил для школ задачу формирования у обучающихся навыков полноценного чтения. Это включает в себя подготовку школьников к решению различных познавательных и коммуникативных задач, таких как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация и комментирование текста и другие.
Актуальность темы. Современная жизнь предъявляет требования к способности человека ориентироваться в обилии информации, интерпретировать её и применять в повседневной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит перед школами задачу формирования у обучающихся навыков полноценного чтения.
Цель работы — воспитание грамотного и компетентного ученика, который будет иметь устойчивую привычку к чтению географических текстов и осознавать его значимость как средства познания мира и себя, а также развивать высокий уровень языковой культуры, чувств и мышления.
Задачи:
- развивать навыки понимания письменных текстов на географическую тематику;
- анализировать содержание географических текстов;
- обдумывать информацию, представленную в географических материалах;
- оценивать прочитанное;
- делиться своими мыслями о прочитанном тексте по географии;
- применять информацию из географических текстов для достижения личных целей (развитие навыков, активное участие в общественной жизни и т.д.).
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования читательской грамотности у обучающихся общеобразовательной организации на уроках географии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
психолого-педагогические теории личности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.А. Зимней, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина;
исследования о закономерностях и возрастных особенностях развития младших школьников Л.И Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна;
научно-методические положения о формировании функциональной грамотности младших школьников Н.Ф. Виноградовой, М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой.
Научная новизна данного исследования заключается в создании и теоретическом обосновании модели организационно-педагогических условий, которые способствуют эффективному развитию читательской грамотности у школьников.
Теоретическая значимость исследования проявляется в обосновании и уточнении сущности и структуры ключевого понятия «формирование читательской грамотности школьников», что будет способствовать обогащению теории и методики общего образования.
Работа состоит из: введение, основной части, заключения и списка использованных источников.
1. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности
Цели образования претерпели изменения: теперь акцент смещен с усвоения знаний на развитие умения применять эти знания для решения различных задач, поиска необходимой информации и преобразования данных с целью создания новых знаний и технологий. В научно-педагогической среде это явление обозначают терминами «базовые компетенции», «функциональная грамотность», «творческие когнитивные задачи» и другими сложными терминами.
Читательская грамотность представляет собой умение человека осознавать и применять письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением с целью достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, а также участия в социальной жизни.
Эта грамотность включает в себя набор навыков, связанных с работой с текстом: поиск и восприятие информации, осмысление и анализ, структурирование текста, целенаправленная рефлексия и другие аспекты.
Понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО в 1957 году наряду с терминами «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность включает в себя навыки чтения, письма, счета и работы с документами, тогда как минимальная грамотность подразумевает способность читать и писать простые сообщения [4].
Функциональная грамотность представляет собой умение человека применять навыки чтения и письма в контексте взаимодействия с обществом (например, оформить банковский счет, прочитать инструкцию или заполнить анкету обратной связи). Это уровень грамотности, который позволяет человеку устанавливать связи с окружающей средой и быстро адаптироваться к ней. В частности, это включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текстов и передачи этой информации в процессе реального общения, а также через текстовые и другие сообщения.
Академик А.А. Леонтьев, доктор психологических и педагогических наук, предложил следующее определение: «Функциональная грамотность – это умение человека применять знания, полученные на протяжении жизни, для решения разнообразных жизненных задач в различных областях деятельности, общения и социальных взаимодействий» [7].
Существуют следующие формы функциональной грамотности:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Функциональная грамотность
1. Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма.
2. Направлена на решение бытовых проблем.
3. Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует
человека в определенной ситуации.
4. Связана с решением стандартных, стереотипных задач.
5. Используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции:
1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Способность учиться всю жизнь.
Функциональная грамотность, включая читательскую, математическую и естественнонаучную, оценивается в рамках исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учеников). PISA анализирует уровень грамотности школьников и их способность применять знания на практике. Министерство просвещения Российской Федерации издало Приказ от 6 мая 2019 года № 590/219, который утверждает Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных учреждениях, основываясь на практике международных исследований качества подготовки обучающихся. В данном документе отмечается, что «основными показателями, отражающими положение России по сравнению с другими странами в сфере общего образования и демонстрирующими конкурентные преимущества российских школьников, являются международные сравнительные исследования качества образования. В настоящее время наибольшую популярность в мире приобрели три исследования: TIMSS, PIRLS и PISA» [2].
Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) представляет собой мониторинговое исследование качества общего образования. Она отвечает на вопрос: «Имеют ли 15-летние учащиеся, завершившие обязательное общее образование, необходимые знания и навыки для полноценного участия в современном обществе, включая решение разнообразных задач в различных областях человеческой деятельности, общения и социальных взаимодействий?» Данная программа реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) и проводится каждые три года, начиная с 2000 года.
Участникам исследований предлагались письменные тесты, охватывающие математику, естественные науки, грамотность, чтение и навыки решения проблем. Оценивалась способность применять полученные знания на практике. В тестах использовались ситуации из реальной жизни. Основные выводы исследования:
1. Школьникам сложно использовать свои знания в реальных или незнакомых обстоятельствах.
2. Россия не занимает место в десятке стран с высоким качеством образования.
Таким образом, результаты международных исследований поднимают множество вопросов перед отечественным образованием в условиях стремительно меняющихся требований к образовательной деятельности и её результатам. Новые технологии трансформировали процесс чтения и обмена информацией, возникла необходимость в специалистах, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно работать и обучаться, используя разнообразные источники информации.
В перечне навыков XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место. Формирование этой грамотности тесно связано с «организацией мозга», а также с упорядочиванием и систематизацией информации. Чтение является технологией интеллектуального роста, способом приобретения культуры, средством общения и инструментом для решения жизненных задач. Без чтения невозможно полноценное интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается на протяжении всей жизни. Содержание текста всегда обладает множеством интерпретаций: разные люди воспринимают один и тот же текст по-разному, исходя из своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский) [8].
Функциональное чтение представляет собой процесс чтения с целью нахождения информации для решения конкретных задач или выполнения определённых заданий. В этом контексте используются методы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения, такие как выделение ключевых слов, подбор цитат, а также создание схем, графиков и таблиц. Что касается грамотности чтения, то в исследованиях PISA под ней понимается способность ученика осмысленно воспринимать письменные тексты и рефлексировать над ними, а также использовать их содержание для достижения личных целей, расширения знаний и возможностей, а также для активного участия в общественной жизни. Термин «грамотность» подразумевает успешное овладение навыками чтения, которые необходимы учащимся для реализации своих дальнейших планов, таких как продолжение образования, подготовка к профессиональной деятельности и участие в жизни общества.
Каковы общие черты этих двух определений? Они оба акцентируют внимание на целях чтения. Это и есть ключевое отличие современного восприятия читательской грамотности от традиционного. Поэтому термины «читательская грамотность» можно заменить на: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение, продуктивное чтение и т.д.
Ученик, обладающий навыками функционального чтения, способен «эффективно использовать навыки чтения и письма для извлечения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и так далее» (А.А. Леонтьев). Ученик, имеющий навыки функциональной грамотности, умеет применять различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное). Он может переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Н. А. Формирование читательской грамотности средствами проектной деятельностью / Н. А. Антонова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021.– №1 (49).
2. Баранова, А. Д. Формирование читательской грамотности учащихся 5 – 9 классов как актуальная проблема современного образования / А. Д. Баранова // Педагогическая наука и современное образование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2021. – С. 38-41.
3. Баркова, С. И. Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения / С. И. Баркова // Проблемы педагогики.– 2019. – №6 (45).
4. Борисова, Н. В. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности: Учебно-методическое пособие. Том. Часть 1. / Н. В. Борисова, Е. Л. Николаевская. – Краснодар, 2020. – 100 с.
5. Глинкина, Г. В. Выявление обучающимися противоречий в содержании учебных текстов как способ развития читательской грамотности и диалектического мышления / Г. В. Глинкина ; под общей редакцией Т. Н. Ищенко // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 16-25.
6. Глинкина, Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов / Г. В. Глинкина ; под общей редакцией Т. Н. Ищенко // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 26-33.
7. Гостева, Ю. Н., Кузнецова, М. И., Рябинина, Л. А., Сидорова, Г. А., Чабан, Т. Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155–180.
8. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в общеобразовательной школе / Дьякова Е.А. ; под общей редакцией Н.С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
9. Ковель, М. И. Формирование читательской грамотности у обучаемых на основе развития логического мышления / М. И. Ковель ; под общей редакцией Т. Н. Ищенко // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 76-83.
10. Олефир, С. В. Профессиональные компетенции педагога в сфере развития читательской деятельности школьников / С. В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 1 (42). - С. 15-23.
11. Сметанникова, Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66, № 1. – С. 41-48.
12. Степанова, Е. Г. Научные тенденции: Педагогика и психология / Е.Г. Степанова // Формирование навыков смыслового чтения на практических и контрольных работах по географии: сб.ст. – Санкт-Петербург, 2018 – с. 35-38.
13. Формирование читательской грамотности на уроках географии, биологии, технологии : методические рекомендации / Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» ; сост.: Г. В. Баранок [и др.]. — Омск : ИРООО, 2020. — 119 с.
14. Формирование читательской и коммуникативной грамотности обучающихся: методические материалы / сост.: Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. - 112 с.
15. Читательская грамотность современного школьника : сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с.