Фрагмент для ознакомления
2
Анализ научной литературы позволяет выделить множественность подходов в понимании власти и ее природы. В частности, можно остановить-ся на следующих подходах.
Теологический, в основе которого лежит представление о божественной природе власти, как неотъемлемом условии взаимоотношений людей друг с другом и Богом. Как писал апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» .
Биологический, определяет власть как вытекающую из общих свойств людей и животных, проявляющих агрессию как инстинкт борьбы, направ-ленной против представителей того же вида за добычу, продолжения рода, территорию, самоутверждения.
Телеологический, связывает власть, «как способ достижения цели, по-лучение желаемого результата» .
Бихевиористский, выводит власть из особенностей человеческой психи-ки и поведения, при которой «одни люди жаждут власти и доминирования, а другие подчиняются, добровольно, это обстоятельство и обеспечивает ба-ланс, равновесие в системе властеотношений» .
Структурно-функциональный, рассматривает власть как рациональный способ самоорганизации социума, основанный на целесообразности диффе-ренциации функций управления и исполнения. Как отмечает Т. Парсонс «власть выступает проявлением и атрибутом разнообразных социальных статусов, выполняемых в обществе социальных ролей, позволяющая управ-лять ресурсами, средствами влияния, осуществлять воздействие на людей ре-ализуя позитивные и негативные санкции, поощряя и принуждая» .
Конфликтологический, объясняет природу власти, проистекающую из экономического неравенства классового общества. Как отмечал В.И. Ленин «экономическое неравенство служит основой всех иных форм неравенства в обществе. Экономически господствующий класс обеспечивает превосходство над экономически зависимым классом во всех сферах социальной жизни, по-средством государства, как «машины для поддержания господства одного класса над другим» .
Дуалистический подход в понимании власти оперирует категориями убеждения и принуждения, в этом и проявляется ее дуальность. С одной сто-роны, «она обеспечивает господство одних групп населения над другими, с другой стороны - выступает средством объединения членов общества для достижения общего блага. Убеждение и авторитет придают власти легитим-ный характер» .
Государственная власть, в отличие от иных видов социальной власти характеризуется тем, что в ее основе лежат такие признаки и свойства как:
- «суверенность, которая проявляется в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Государственная власть распространяется в пределах распространения суверенитета государства, что означает пространственный характер государственной власти, то есть территориальный;
- всеобъемлющий характер государственной власти, выражающий-ся в ее публичности. Государственная власть осуществляется на всей терри-тории страны и в отношении каждого находящегося в ее границах;
- системность или институциональность, выражается в наличии специально созданных органов и институтов, объединенных в иерархичную систему государственной власти (государственный аппарат). Государствен-ные органы осуществляют власть в пределах своих полномочий, преимуще-ственно, в формах законотворческой, исполнительной и судебной власти;
- верховенство или монополия на публичную власть, выражается в доминировании государственной власти над иными видами социальной вла-сти в стране;
- легитимность, это свойство государственной власти выражается в признании ее населением страны в качестве публичной власти» .
Исходя из разных подходов к определению государственной власти, можно выделить те общие признаки, которые есть у всех них, это:
- распространяется на все общество и имеет территориальные границы;
- является публичной по своей сути;
- имеет специальный аппарат управления и легальное право на приме-нение силы;
- устанавливает систему налогов;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
По мнению правоведов, содержание понятия публичной власти зако-нодателем не раскрыто полностью, несмотря на то, что организация публич-ной власти определяется в ведение РФ. Как отмечает П.П. Баранов «в Кон-ституции РФ довольно подробно обозначена система конституционных ор-ганов публичной власти, в которую входят органы публичной государствен-ной власти, органы публичной муниципальной власти, органы публичной общественной власти и органы публичной международно-правовой власти, в свою очередь, подразделяющиеся на виды, в том числе, и в регулирующем их деятельность законодательстве» .
Таким образом, имея в Основном Законе страны все атрибуты реали-зации народовластия посредством прямой и представительной демократии, проблемой является понимание правовой сущности определения органов публичной власти, регламентации их законодательством.
К органам публичной власти законодатель относит не только органы местного самоуправления и органы государственной власти, указывая в нормах законодательства, на существование в единой системе публичной власти, других институтов, причем, используя глагол «составляют», что подразумевает их конкретное образование, в самых разнообразных видах.
Основными характерными чертами, присущими органам публичной власти, можно обозначить: «законность реализации публичной власти, обу-словленная необходимостью создания и регулирования деятельности орга-нов ее осуществляющих, в зависимости от форм образования видов оказания воздействия на общество, преследующие единую цель защиты национальных интересов и потребностей граждан, направленных на обеспечение благосо-стояния» .
Одним из важнейших признаков, характеризующих деятельность ор-ганов публичной власти является легитимность, то есть осуществление пуб-личной власти на основе доверия, сформировавших орган публичной вла-сти, граждан, с поддержкой принимаемых им властных решений. Примером может быть, «формирование Государственной Думы, посредством выборов ее депутатов народом, реализующим принцип народовластия своим решени-ем отдать голос в поддержку того претендента, которому выражается дове-рие, что гарантировано в Основном законе страны и обеспечивается право-выми нормами законодательства» .
Таким образом, введение в научный оборот понятия «орган публичной власти» позволяет конкретизировать представление о структуре процесса реализации публичной власти и более предметно осмыслить системное виде-ние публичной власти как целостного явления.
1.3 СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В современных демократических странах основополагающим принци-пом устройства государственной власти является её разделение на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип, закрепленный в конституциях большинства демократий, предназначен для сбалансирован-ного распределения политических интересов и обеспечения эффективного взаимодействия различных государственных органов. Разделение властей выступает гарантом того, что ни одна из ветвей власти не сможет доминиро-вать над другими, способствуя гармоничному функционированию всего гос-ударственного аппарата .
Современные исследователи рассматривают принцип разделения вла-стей как динамичную политико-правовую доктрину, которая эволюциониру-ет в ответ на потребности общества. С другой стороны, этот принцип служит фундаментальной основой для построения конституционных систем государ-ственного управления. Таким образом, он выполняет двойную функцию, объединяя теоретические и практические аспекты организации власти. Эта концепция обеспечивает баланс между различными ветвями власти, способ-ствуя стабильности и эффективности государственного управления, адапти-руясь к современным вызовам и требованиям. .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 586.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1–ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 3546.
4. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30–ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 20.10.2015. №11. Ст. 4321.
5. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 // Российская газета. № 56. 2020. 17 марта.
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2024. – 586 с.
7. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития С. А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7.
8. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. № 4 (33). – С. 7.
9. Авдеенкова, М.П. Конституционное право РФ: Курс лекций / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – М., 2004. – 532 с.
10. Айбатов, М.М. Принцип разделения властей в государственно–политической системе России: историко–правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. – 2021. – Т. 33. – № 1. – С. 9.
11. Баранов, П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Администратор суда. – 2021. – № 4. – С. 8.
12. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституционно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2016. – 328 с.
13. Белая, Н.П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. – 2021. – № 4. – С. 123.
14. Власова, И.Э. Конституционная система разделения властей Российской Федерации / И.Э. Власова, Е.А. Слинько // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно–методического семинара молодых ученых. – Москва, 2021. – С. 45.
15. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М. : Академический проект, Гаудеамус, 2013. – 223 с.
16. Есиев, Р.К. Формирование концепции разделения властей в России: политико-правовые аспекты / Р.К. Есиев // Теории и проблемы политических исследований. – 2021. – Т. 9. № 4–1. – С. 44.
17. Ивакина, Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 89.
18. Кагерманов А.С.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России / А.С.С. Кагерманов // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 1 (205). – С. 57.
19. Канунникова, Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государственного управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. – 2021. – № 12. – С. 20.
20. Керимов, А.Д. Современное государство: Вопросы теории / А.Д. Керимов. – М.: Норма, 2007. – 241 с.
21. Козлов, С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разделения властей / С.С. Козлов // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей Международной научно–практической конференции : в 2 ч.. 2021. – С. 82.
22. Лассуэл, Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20. / Г. Лассуэл. – Екатеринбург, 2006. – 263 с.
23. Молочков, А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2021. – № 3. – С. 30.
24. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. – М. : КДУ, 2011. – 288 с.
25. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. – М. : Академический проект, 2018. – 576 с.
26. Рассел, Б. Власть / Б. Парсонс. – М. : Идея–пресс, 1999. – 423 с.
27. Хафизов, А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко–правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук / А.А. Хафизов. – Казань, 2014. – 247 с.
28. Черепанов, В.А. Конституционно–правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами / В.А. Черепанов. – М., 2003. – 382 с.
29. Чиркин, В.Е. Государственная власть субъекта федерации / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С.6.
30. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 9–е изд., перераб. и доп. / В.Е. Чиркин – М.: Норма, Инфра–М., 2019. – 578 с.