Фрагмент для ознакомления
2
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, обладающими различным статусом. Некоторые из них являются обязательными (например, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Положения о бухгалтерском учете (ПБУ) и др.), в то время как другие имеют лишь рекомендательный характер (например, инструкции к Плану счетов, различные методические указания, комментарии и т.д.).
На данный момент система регулирования учета, касающаяся налоговых и сборных обязательств в Российской Федерации, включает в себя документы, разделенные на четыре уровня [7].
Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации), которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности.
Важнейшим документом системы первого уровня является Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс устанавливает основы налогообложения физических и юридических лиц, определяет налоговые элементы и налоговые льготы, а также причины их использования.
Особое место в первой группе документов занимает федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [4]. Он определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность [10].
Второй уровень системы регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, которые устанавливают минимальные государственные требования к ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности в соответствии с потребностями рыночной экономики и из мировой практики. В отличие от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) национальные стандарты финансовой отчетности являются обязательными и необязательными. Большинство БПБ предусматривают различные варианты учета соответствующих объектов.
Так, в ПБУ 18/02» Учет расчетов по налогу на прибыль " [3] прописан порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете и раскрытия информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерской отчетности. Согласно этому стандарту, бухгалтерская отчетность должна раскрывать не только текущие обязательства по налогу на прибыль, но и отложенные налоги, что повлечет за собой изменение обязательств организации по уплате налога на прибыль в бюджет в последующих периодах.
Вторым уровнем регулирования является положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации [13]. Он направлен на конкретизацию Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливает требования и принципы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Документы третьего уровня – директивы, инструкции и разъяснения министерств и ведомств по вопросам налогообложения и учета этих операций. Они предназначены для уточнения стандартов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей, разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации и различными ведомствами. Следует отметить, что ранее только в промышленности СССР существовало 140 отраслевых инструкций.
Важным документом третьего уровня регулирования учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению [19]. Этот план счетов представляет собой схему учета и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Он содержит названия и номера синтетических счетов (счета 1-го порядка) и субсчетов (счета 2-го порядка). Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности в счетах бухгалтерского учета. В нем представлено краткое описание синтетических счетов и открытых для них субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщенных в них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов [5].
Для учета расчетов по налогам и сборам План счетов включает балансовые счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному обеспечению и страхованию».
Четвертый уровень нормативной системы составляют рабочие документы организации, формирующие учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения в методологических, технических и организационных аспектах, а также ряд других документов, необходимых для организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с бюджет по налогам и сборам [12].
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета. Основными из них являются: документ о учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных бухгалтерских документов; графики рабочих процессов; утвержденный руководителем план счетов; формы, утвержденные руководителем внутренней отчетности.
Таким образом, в нашей стране в последние десятилетия ведется целенаправленная нормотворческая работа по формированию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
1.2 Понятие и виды налоговых обязательств
Налоговое обязательство представляет собой юридическую обязанность налогоплательщика внести установленную сумму (налога или сбора) в бюджет соответствующего уровня в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством. В данном случае налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения этой обязанности. Для выполнения налогового обязательства налогоплательщик должен корректно и своевременно проходить все этапы налогового процесса.
Факторы, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению налогового обязательства, определяются налоговым законодательством. Налоговое обязательство появляется при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения и по истечении налогового периода. В некоторых случаях могут применяться особые условия для возникновения налогового обязательства. Например, уведомление о необходимости уплаты налога может выступать таким основанием.
В широком смысле под налоговым обязательством понимают не только обязанность по уплате налогов и сборов, но и обязательства по ведению налогового учета и предоставлению налоговой отчетности.
Налоговое обязательство физических лиц прекращается при полной уплате налога, смерти налогоплательщика (или признании его умершим) и в случае освобождения от уплаты. Для юридических лиц такое обязательство прекращается при оплате налога или его отмене.
После официальной регистрации компании учредители должны начинать уплачивать налоги. Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет четыре основные категории налоговых обязательств для организаций:
Налог на прибыль и его аналоги;
НДФЛ для сотрудников, работающих в компании;
Платежи, связанные с налогом на добавленную стоимость (НДС);
Акцизы и пошлины.
Владельцы организаций могут самостоятельно выбирать систему уплаты налогов и сборов.
Выбор подходящей системы налогообложения зависит от типа и масштаба бизнеса, а также от его специфики. Наиболее распространенные системы — это общая и упрощенная. Общая система подходит для крупных предприятий с высоким уровнем дохода, тогда как упрощенная система (УСН) доступна для малых и средних организаций, позволяя уплачивать налоги по сниженным ставкам и минимизировать бюрократическую нагрузку.
Налог на прибыль рассчитывается на основе финансовых результатов деятельности компании и может существенно варьироваться в зависимости от применяемых вычетов и налоговых льгот. Важно учитывать, что для правильного расчета налога необходимо вести учет доходов и расходов, а также составлять отчеты в сроки, установленные законодательством.
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) является важным обязательством для работодателей, поскольку его уплата гарантирует социальные гарантии для сотрудников. Ставка налога зависит от уровня дохода и может составлять от 13% до 15%.
Платежи по НДС и акцизам требуются в зависимости от характера деятельности предприятия. НДС, как правило, взимается с добавленной стоимости на каждом этапе производства и реализации товара, а акцизы касаются определенных видов товаров, таких как алкоголь и табак, что требует внимательного учета и планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
3.Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)
4.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
4.Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 250 с.
5.Алексейчева, Е.Ю. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К°, 2021. – 299 с.
6.Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 611 с.
7.Бухгалтерский учет и анализ / Под ред. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 476 с.
8.Гамидова, Н.Г. Порядок формирования финансового результата и расчет налога на прибыль с применением средств автоматизации учетного процесса // Аудит и финансовый анализ. – 2023. – №4. – С. 40-46.
9.Гетьман, В.Г. Учет расчетов по налогам и сборам и их совершенствование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – №5 (413). – С. 25-28.
10.Гомола, А.И. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. – М.: Академия, 2022. – 205 с.
11.Егорова, Е. Методические подходы к налоговому анализу // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2023. – №2. – С. 199-204.
12.Ефремова, Е.М. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. – М.: Финансовый ун-т, 2022. – 77 с.
13.Кемаева, С.А. Современный взгляд на применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в системе бухгалтерского учета организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – №15 (423). – С. 41-50.
14.Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. – М.: Проспект, 2020. – 512 с.
15.Коноплянник, Т.М. Налогообложение и учет расчетов с бюджетом. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. – 320 с.
16.Мельник, М.В. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус, 2020. – 355 с.
17.Садыкова, Т.М. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: РИОР: ИНФРА, 2023. – 254 с.
18.Самсонов, Г.А. Бухгалтерский учет и анализ. – Екатеринбург: Уральский гос. горный ун-т, 2019. – 194 с.
19.Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2019. – 956 с.
20.Ходикова, Н.А. Бухгалтерский учет налогов, уплачиваемых из выручки // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. – 2023. – №6. – С. 87-89.
21.Цыденова, Э.Ч. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Инфра-М, 2020. – 397 с.