Фрагмент для ознакомления
2
Урок является основной формой организации занятий в советской системе физического воспитания школьников. Не отрицая достоинств всех других форм занятия гимнастикой, необходимо отметить, что ведущее место: практике работы по гимнастике должно все же принадлежать этой форме [24, с.18].
Преимущество урочной формы проведения заключается в том, что руководящая роль в проведении снятий принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильною определения целей и задач каждого занятия, четверти, полугодия и т. д., подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховкой), организации занимающихся на активного овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния школьников.
Уроки в школе по своему педагогическому назначению могут быть: учебными, тренировочными, смешанными, контрольными.
Характерные особенности их проведения, отмеченные выше, присущи всем формам. Они отличаются только содержанием, задачами и методикой проведения занятий. Поэтому нет надобности разбирать структуру каждого урока. Целесообразно остановиться на, общих принципиальных положениях построения урока.
Структура и методика проведения урока по гимнастике. На различных этапах развития гимнастики специалистами физической культуры было сделано немало попыток к созданию практически пригодных-структур занятий [13, с.140].
Подготовительная часть урока. Общее назначение подготовительной части урока - подготовка занимающихся к задачам основной части урока. Конкретными задачами этой части урока по гимнастике являются: организация учащихся и установка их внимания на решение предстоящих двигательных задач; подготовка двигательного аппарата к выполнению упражнений на растягивание, значительных мышечных напряжете, сохранения устойчивого равновесия и т. д.; формирование навыков и умений выполнения двигательных действий с различными заданными параметрами (скорость, длительность, ши¬шечное напряжение, направление, ритм, темп и т. д.).
Основные средства подготовительной частя урока.
Средствами подготовительной части урока являют» построения, перестроения; различного вида передвижения (ходьба, бег, подскоки, танцевальные упражнения); задания на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов и предметами и отягощениями; упражнения в сопротивлении» гимнастической стенке, скамейке и др. Все эти уроки должны исполняться учащимися в умеренной интенсивности и быть направлены на общую всестороннюю подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и организма в целом. Слишком интенсивное исполнение упражнений может снизить работоспособность в основной части урока. Поэтому не рекомендуется в подготовительной части урока развивать такие качества, как силу, выносливость, выполнять упражнения, связанные с большим напряжением.
Подбор гимнастических упражнений для этой части урока должен быть направлен на подготовку тех мышечных групп, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока. Например, если на уроке будут изучать упражнения на кольцах и в прыжках, то в подготовительной части необходимо воздействовать на мышечные группы верхних и нижних конечностей. Такая переменная связь и обеспечивает продуктивность занятия. Выбор упражнения для подготовительной части урока в каждом конкретном случае должен прежде всего определяться задачами урока, составом занимающихся, условиями и обстановкой уроков.
Методические особенности проведения подготовительной части урока. Как правило, подготовительную часть урока начинают с выполнения строевых упражнений. И это оправдано тем, что данной группой упражнений быстро достигается организованность класса, удобное размещение учащихся для выполнения различных двигательных заданий. По мере врабатывания организма занимающихся в работу амплитуда движений, темп, скорость и прилагаемые усилия нарастают.
Для проведения подготовительной части урока чаще всего применяют относительно простые формы движений, каждое из которых занимающиеся повторяют несколько раз [23, с.189].
В зависимости от задач урока, физической подготовленности учащихся учитель может воспользоваться различными ме¬тодическими способами проведения общеразвивающих упражнений, которые сложились и широко применяются в спортивной практике.
К ним относятся: обычный способ, при котором учитель сочетает рассказ об упражнении с одновременным его показом. По окончании другого упражнения учитель показывает следующее. Обычно для выполнения этих упражнений занимающихся располагают в разомкнутом строю.
Для составления комплекса упражнений при проведении поточным методом надо брать знакомые, относительно несложные упражнения; внимательно продумать логичность переходов от одного упражнения к другому; сохранять однотипный темп и счет движения.
Слова «последний раз» служат сигналом об окончании упражнения, а слово «можно» является командой для начала исполнения следующего упражнения. При объяснении сообщаются только основные моменты упражнения, указывается направление движения, называется сторона или конечность, с которой начинается упражнение. При этом рекомендуется сочетать ритм объяснения с ритмом упражнения. Раздельный метод- это такой педагогический прием, при котором учитель рассказывает и показывает упражнение по частям.
Обычно им пользуются при разучивании новых, сложных по координации движений.
Учитель по команде «Делай раз!» предлагает при¬нять соответствующее положение (рук, ног, головы, туловища), исправить ошибку, делает паузу для принятия правильного положения. Затем по команде «Делай два!» ученики выполняют следующую часть упражнения и т. д. По мере овладения движениями паузы по времени сокращаются и переходят в обычный ритм. Учитель, пользуясь таким методом, добивается от учеников точных и правильных форм движений и избегает ошибок при обучении.
Для разнообразия и развития внимания у учащихся учи¬тель может воспользоваться приемами только показа или только рассказа.
В этом случае занимающиеся проявляют больше самостоятельности в овладении материалом. Учитель, наблюдая за ними, может в известной степени определить, к какому типу представлений склонен тот или иной учащийся (зрительному или слуховому), и учесть эти проявления индиви-дуальных особенностей учеников в своей дальнейшей работе с ними.
Методы проведения комплексов общеразвивающих упражне¬ний следует разумно сочетать. В одном занятии могут быть использованы несколько вариантов.
Продолжительность подготовительной части урока определяется: задачами и содержанием урока, составом занимающихся и уровнем их подготовленности. Чем младше возраст, тем меньше времени надо на подготовку организма к решению главных задач урока.
Со старшими школьниками подготовительная часть увеличивается во времени в связи с тем, что период врабатываемости с возрастом увеличивается. Обычно подготовительная часть проводится с младшими школьниками продолжительностью 6 -8 мин, со старшими -10-12 мин.
Основная часть урока. Задачами основной части урока являются: формирование специальных и жизненно необходимых знаний, навыков и умений; совершенствование физических и психических качеств; овладение программным материалом (на гимнастических снарядах, акробатическими упражнениями, прыжками и т. д.); повышение спортивного мастерства.
В этой части урока, учащиеся выполняют упражнения, требующие от них значительных физических и волевых напряже¬ний, а также овладевают упражнениями, сложными по координации.
Основные средства основной части урока.
В зависимости от задач, условий, состава занимающихся, характера урока средствами могут являться: упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, конь, бревно); упражнения в лазанье, переползании, равновесии, метании, поднимании и переноске тяжестей, акробатические упражнения, упражнения на вспомогательных снарядах для развития двигательных качеств и разучивания в облегченных вариантах сложных упражнений и т. д.
Методические особенности проведения основной части урока. Чтобы успешно решать задачи, поставленные в основной части урока, учитель должен хорошо владеть разнообразными методическими приемами, умело пользоваться ими при решении конкретных задач урока, владеть техникой гимнастических упражнений, знать биомехани¬ческие законы движений, владеть страховкой и помощью [16, с.178].
К основным методам обучения относятся: показ и рассказ техники гимнастических упражнений. Посредством показа и рассказа у учеников создаются двигательные представления о движениях. Обычно на уроках разучиваемое упражнение демонстрирует учитель, в отдельных случаях эту роль могут выполнять специально подготовленные способные ученики. По¬каз, как правило, сопровождается рассказом о способе выполнения, демонстрируются всякого рода наглядные пособия (кинограммы, кинокольцовки, плакаты, рисунки, контурограммы и т. д.), а при работе со спортсменами высших разрядов используется видеомагнитофон.
Объяснение техники упражнения должно быть лаконичным, образным, внимание учащихся должно быть обращено на главные структуры упражнения и характер приложения усилий в том или ином моменте движения. Не следует объяснение загромождать всякими второстепенными подробностями, не имеющими в данный момент существенного значения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена : учеб. пособие. 3-е изд., стер. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2017. 398 с.
2. Алаева Л.С. Основы оздоровительной аэробики [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. 87 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/95624.html (дата обращения: 04.12.2024).
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания : учебник. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
4. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.– метод. пособие /Сост. Д. А. Вихарева, Е.В. Козлова. 2-е изд. Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. 45 c.
5. Булгакова О.В., Брюхова Н.А. Фитнес-аэробика : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 112 с.
6. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие / Сост. Ю.А. Гончарова Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. 91 с.
7. Гимнастика: теория и методика преподавания: [учеб. пособие] / Т. М. Лебедихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с
8. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований. М. : Спорт, 2016. 232 c.
9. Давыдов В.Ю., Т.Г. Коваленко, Г.Ю. Краснова Методика преподавания оздоровительной аэробики : учеб. пособие. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. 124 с.
10. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (Курс лекций). Ижевск : «Удмуртский государственный университет, 2010. 196 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Электронный ресурс]. 5-е изд. М. : Спорт, 2020. 200 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/98647.html (дата обращения: 04.12.2024).
12. Зефирова Е.В., Платонова В.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика : учеб.–метод. пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. 25 с.
13. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практ. пособие. 2-е изд. Комсомольск-на-Амуре, Саратов : АГПГУ, Ай Пи Ар Медиа, 2019. 131 c.
14. Коняхина Г.П., Сайранова О.С. Педагогические и организационно-методические рекомендации по основам обучения школьников элементам аэробики : учеб.-метод. пособие. Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2019. 87 с.
15. Лешева Н.С., Гринёва Т.А. Аэробика : учеб. пособие. СПб. : СПбГАСУ, 2015. 95 с.
16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие. М. : ФиС, 1977. 271 с.
17. Никитушкин В.Г., Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика : учеб. пособие. М. : Спорт, 2018. 320 с.
18. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2007. 479 с.
19. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М. : Спорт, 2019. 656 c.
20. Современная система спортивной подготовки [Электронный ресурс] / Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин [и др.]; под ред. Б.Н. Шустина. 2-е изд. М.: Спорт, 2020. 440 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/98643.html (дата обращения: 21.11.2020).
21. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс]: учебник. 8-е изд. М. : Спорт, 2018. 620 с. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/104019/#2
22. Тулякова О.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М. : Ай Пи Ар Медиа, 2020. 140 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/93803.html (дата обращения: 04.12.2024).
23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник. 13-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2018. 496 с.
24. Шутова Т.Н., Выприков Д.В., Везеницын О.В., Бодров И.М. и др. Физическая культура. Фитнес : учеб. пособие. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Плеханова», 2017. 132 с.
25. Якимович Е.П., Немцова В.В., Ключников Д.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики. Владивосток: ДФУ, 2018. 669 КБ. URL: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2018/vozrast_anatomiya_fiziologiya_i_gigiena_2018.pdf (дата обращения: 04.12.2024)