Фрагмент для ознакомления
2
Также необходимо обеспечивать возможность обратной связи, чтобы граждане могли задавать вопросы, высказывать свое мнение и получать ответы от представителей ОМСУ.
Одним из ключевых элементов информационной политики ОМСУ, направленной на обеспечение открытости и прозрачности их деятельности, является создание эффективных механизмов обратной связи с гражданами. Данное направление позволяет не только информировать население о работе муниципальных органов власти, но и обеспечивать учет общественного мнения при принятии управленческих решений.
Наличие разнообразных каналов обратной связи между ОМСУ и жителями муниципального образования способствует повышению уровня доверия населения к власти, а также вовлечению граждан в процессы местного самоуправления.
Среди основных механизмов обратной связи можно выделить:
1. Интерактивные сервисы на официальных сайтах ОМСУ, такие как онлайн-приемные, электронные обращения, опросы и голосования. Данные инструменты позволяют гражданам напрямую взаимодействовать с представителями муниципальных органов власти, высказывать свои предложения и жалобы, а также получать оперативные ответы [15, с. 19-30; 19, с. 160].
2. Горячие линии и call-центры, обеспечивающие возможность устных обращений граждан к должностным лицам ОМСУ. Такие механизмы обратной связи особенно востребованы среди жителей, предпочитающих непосредственное общение.
3. Организация личных приемов руководителей ОМСУ, а также выездных приемов в отдаленных районах муниципального образования. Данные форматы позволяют гражданам напрямую взаимодействовать с представителями власти и получать ответы на интересующие их вопросы.
4. Использование социальных сетей и мессенджеров для оперативного информирования населения и получения обратной связи. Данные каналы коммуникации особенно востребованы среди молодежи и активных пользователей интернета.
5. Проведение общественных обсуждений, публичных слушаний и других форматов очного взаимодействия ОМСУ с гражданами.
Такие мероприятия позволяют не только информировать население, но и учитывать его мнение при принятии управленческих решений.
Важным аспектом создания эффективных механизмов обратной связи является обеспечение оперативности, доступности и результативности их функционирования.
Граждане должны иметь возможность быстро и удобно донести свои предложения, жалобы и вопросы до ОМСУ, а также получить своевременные и содержательные ответы.
ОМСУ необходимо анализировать и систематизировать поступающие от граждан обращения, использовать их для выявления актуальных проблем и совершенствования своей деятельности.
Обратная связь должна стать неотъемлемым элементом процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне.
Важным направлением информационной политики ОМСУ, направленной на обеспечение открытости и прозрачности их деятельности, является предоставление гражданам доступа к нормативно-правовым актам, регулирующим работу муниципальных органов власти, реализуясь в соответствии с принципом открытости.
Нормативно-правовые акты, принимаемые ОМСУ, определяют правовые основы их функционирования, полномочия, порядок принятия решений и взаимодействия с гражданами, поэтому обеспечение свободного доступа населения к данным документам является важным условием реализации принципа открытости и прозрачности деятельности муниципальных органов власти.
Основными способами предоставления доступа к нормативно-правовым актам ОМСУ являются:
1. Публикация полных текстов документов на официальных сайтах муниципальных органов власти. Данный формат позволяет гражданам ознакомиться с актуальными нормативно-правовыми актами в удобное для них время.
2. Размещение нормативно-правовых актов в специализированных информационных системах, таких как справочно-правовые базы данных. Использование подобных ресурсов обеспечивает систематизацию и структурирование правовой информации, что повышает ее доступность для граждан.
3. Организация свободного доступа к печатным версиям нормативно-правовых актов в помещениях ОМСУ, библиотеках и иных общественных местах. Данный формат особенно востребован среди жителей, предпочитающих работу с бумажными документами.
4. Проведение публичных обсуждений и слушаний по проектам нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы граждан. Такие мероприятия позволяют не только информировать население, но и учитывать его мнение при принятии управленческих решений.
Важным аспектом обеспечения доступа к нормативно-правовым актам ОМСУ является своевременность их публикации, а также актуальность и достоверность размещаемой информации. Устаревшие, неполные или недостоверные сведения не только снижают эффективность информирования граждан, но и подрывают доверие к органам местной власти.
ОМСУ должны уделять особое внимание структурированию и систематизации нормативно-правовой информации, чтобы обеспечить ее понятность и удобство использования для граждан.
Применение современных информационных технологий, таких как поисковые системы, фильтры и интерактивные сервисы, способствует повышению эффективности доступа населения к правовым актам, регулирующим деятельность муниципальных органов власти.
Одним из ключевых направлений информационной политики ОМСУ, направленной на обеспечение открытости и прозрачности их деятельности, является проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по важным вопросам, затрагивающим интересы граждан.
Практика соответствует принципу открытости, закрепленному в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Общественные обсуждения и публичные слушания представляют собой формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, позволяя ОМСУ не только информировать граждан о своей деятельности, но и учитывать общественное мнение при принятии управленческих решений.
Основными целями проведения общественных обсуждений и публичных слушаний ОМСУ являются:
1. Информирование населения о важных вопросах местного значения, таких как утверждение бюджета, разработка стратегий и программ развития, принятие градостроительной документации и т.д.
2. Выявление и учет мнений, предложений и замечаний граждан по обсуждаемым вопросам для повышения качества и обоснованности принимаемых ОМСУ решений.
3. Вовлечение населения в процессы местного самоуправления, развитие демократических институтов и укрепление доверия граждан к власти.
Общественные обсуждения и публичные слушания могут проводиться ОМСУ в различных форматах, таких как:
- Очные встречи с гражданами, включающие презентации, дискуссии и сбор предложений;
- Онлайн-обсуждения на официальных сайтах ОМСУ с использованием интерактивных сервисов;
- Сбор письменных предложений и замечаний от жителей;
- Организация тематических фокус-групп и экспертных обсуждений.
Важным аспектом проведения общественных обсуждений и публичных слушаний является их своевременность, открытость и прозрачность. ОМСУ должны заблаговременно информировать население о предстоящих мероприятиях, обеспечивать свободный доступ граждан к материалам обсуждений, а также публиковать итоговые документы с учетом поступивших предложений.
ОМСУ необходимо обеспечивать эффективную обратную связь с гражданами, оперативно реагировать на их замечания и предложения, а также информировать население о принятых по итогам обсуждений решениях для повышения доверия граждан к власти и их вовлеченность в процессы местного самоуправления.
Таким образом, проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по важным вопросам является важным направлением реализации информационной политики ОМСУ, направленной на обеспечение открытости и прозрачности их деятельности.
1.2. Поддержка демократических процессов и повышение уровня информированности граждан в ОМСУ
Одной из ключевых задач информационной политики ОМСУ является повышение уровня информированности граждан об их правах, обязанностях и возможностях участия в процессах местного самоуправления.
Данное направление деятельности ОМСУ способствует развитию демократических институтов и вовлечению населения в решение вопросов местного значения.
Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления является важным условием для их активного участия в управлении муниципальными делами.
Население должно знать, какие полномочия и возможности предоставляет им законодательство, чтобы эффективно реализовывать свои права и выполнять обязанности.
Основными формами информирования граждан о правах, обязанностях и возможностях участия в местном самоуправлении могут выступать:
1. Публикация соответствующей информации на официальных сайтах ОМСУ, в том числе в виде справочных материалов, инфографики и видеороликов.
Фрагмент для ознакомления
3
амоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 40. – Ст. 3822.
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 7. – Ст. 776.
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – N 20. – Ст. 2901.
Барбаков, Г. О. Информационная политика органов местного самоуправления / Г. О. Барбаков, И. А. Курашенко, О. В. Устинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1509.
Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Баталова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 389 с.
Васильева, Е. И. Проблемы развития местного самоуправления / Е. И. Васильева, О. Ю. Гусельникова // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – № 4(25). – С. 26-32.
Ватутина, Л. А. Информационная политика органов местного самоуправления: функции и инструменты проектного финансирования / Л. А. Ватутина, Е. Ю. Злобина // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 6(96). – С. 143-145.
Государственная политика и управление. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 395 с.
Зайцева, А. Е. Анализ и оценка информационной политики органов местного самоуправления / А. Е. Зайцева // Молодой ученый. – 2024. – № 24 (523). – С. 433-435.
Зерчанинова, Т. Е. Проблема повышения информированности граждан о местном самоуправлении / Т. Е. Зерчанинова, И. С. Тарбеева // Вестник ВЭГУ. – 2016. – № 5(85). – С. 52-58.
Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 493 с.
Казанцева О.Л., Кузина Е.В. Местное самоуправление в системе российской государственности: проблемы и перспективы. Правоприменение. – 2022. – № 6(3). – С. 161-171.
Ковалева, Е. В. Актуальность обеспечения «прозрачности» органов местного самоуправления / Е. В. Ковалева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2010. – № 4(33). – С. 146-148.
Коркмазова, И. А. Проблема обеспечения принципа гласности деятельности органов местного самоуправления в современной России / И. А. Коркмазова, Л. Д. Текеева // Молодежь. Наука. Образование: материалы республиканской научной студенческой сессии, Карачаевск, 18–20 мая 2020 года. Том Выпуск 15. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. – С. 159-163.
Малик, Е. Н. «Электронное правительство» как интегративная платформа предоставления государственных услуг / Е. Н. Малик, М. В. Шедий, Б. В. Пикалов // Управленческое консультирование. – 2020. – № 9(141). – С. 19-30.
Митронова, Н. А. Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления / Н. А. Митронова // Молодой ученый. – 2017. – № 11(145). – С. 349-351.
Михеев, Д. С. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления / Д. С. Михеев // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 10. – С. 64-68.
Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский, Т. А. Занко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 933 с.
Резер, Т. М. Информационная открытость органов государственного и муниципального управления: учебно-методическое пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04, 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» / Т. М. Резер; Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. – 160 с.
Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебник / О.М. Рой. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 575 с.
Цирельникова, Л. Г. Значение и направления повышения информирования граждан о местном самоуправлении / Л. Г. Цирельникова // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2. – С. 38.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 432 с.
Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 576 с.
Элеменкина, В. В. Информационная политика органов местного самоуправления: задачи, принципы, функции / В. В. Элеменкина // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 5. – С. 199-202
Яо, Л. М. Информационная политика муниципалитетов в современных условиях / Л. М. Яо, Л. И. Хайруллина // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 23. – С. 264-270.
Bertot J.C. Using ICTs to Create a Culture of Transparency: E-Government and Social Media as Openness and Anti-Corruption Tools for Societies // Government Information Quarterly. – 2012. – Vol. 27, No. 3. – P. 264-271.
Chadwick A. Web 2.0: New Challenges for the Study of E-Democracy in an Era of Informational Exuberance // I/S: A Journal of Law and Policy for the Information Society. – 2009. – Vol. 5, No. 1. – P. 9-41.
Jaeger P.T. The Endless Wire: E-Government as Global Phenomenon // Government Information Quarterly. – 2003. – Vol. 20, No. 4. – P. 323-331.
Meijer A. Understanding Modern Transparency // International Review of Administrative Sciences. – 2009. – Vol. 75, No. 2. – P. 255-269.
Tolbert C.J. The Effects of E-Government on Trust and Confidence in Government // Public Administration Review. – 2006. – Vol. 66, No. 3. – P. 354-369.
Wong, W. Does E-Government Promote Accountability? A Comparative Analysis of Website Openness and Government Accountability / W. Wong, E. Welch // Governance. – 2004. – Vol. 17, No. 2. – P. 275-297.