Фрагмент для ознакомления
2
В рельефе выделяют два основных типа в зависимости от степени выпуклости: низкий рельеф, или барельеф, и высокий рельеф, называемый горельефом. Эти два вида допускают множество вариаций, и их различие носит относительный характер. Степень выпуклости определяется соотношением между высотой рельефа и протяжённостью, занимаемой им плоскости. Например, рельеф с высотой в четыре сантиметра будет выглядеть плоским на широкой поверхности, но высоким на маленькой.
На характер выпуклости рельефа влияют не только замысел художника, но и особенности материала, техника исполнения и условия освещения. Так, металл благодаря своей пластичности позволяет создавать рельефы с большой глубиной, тогда как мрамор, более хрупкий и менее податливый, лучше подходит для низкого рельефа с мягкими переходами.
Низкий рельеф рассчитан на детальное рассмотрение с близкого расстояния, а высокий – на восприятие издали. Освещение также играет важную роль: для высокого рельефа выгоден прямой и яркий свет, как, например, на фризе Пергамского алтаря, в то время как низкий рельеф, такой как фриз Парфенона, выглядит лучше в мягком, рассеянном свете, который подчеркивает тонкие детали и плавные переходы формы.
Барельеф (от фр. bas-relief – низкий рельеф) – это вид рельефной скульптуры, в которой изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объёма. Различают также другие виды рельефов: высокий рельеф называется горельефом, а углублённый – контррельефом. Классическим примером барельефа служит фриз древнегреческого храма Парфенона (442–435 до н. э.), на котором изображено торжественное шествие афинян к храму Афины, богини-покровительницы города. Юноши, удерживающие разгоряченных коней, всадники, скачущие к священному холму, подростки, несущие чаши с вином, старики с оливковыми ветвями, символом мира, – все это изображено на фризе почти без сокращения в перспективе: барельеф не разрушает плоскости стены, а словно стелется параллельно ей, становясь органической частью храма. Один из самых красивых фрагментов фриза – шествие девушек, соткавших покрывало Афине; они двигаются неторопливо, плавно, их жесты величаво замедленны – на чередовании их поз основан ритм ком позиции. Чтобы показать духовную общность процессии, единомыслие всех, скульптор изображает все головы – и пешеходов, и всадников – на одном уровне, такой прием называется исокефалией [12 с.20] (рис. 1.1).
В классическом рельефе «выступающие и углублённые элементы изображения словно уплощены, ограничены двумя фронтально расположенными плоскостями. Глубина изображения пропорционально сокращается, форма становится более плоской, и задача художника состоит в том, чтобы в таких сжатых рамках создать иллюзию глубины. При этом фронтальное расположение элементов (задаваемое двумя воображаемыми плоскостями переднего и заднего планов) позволяет рельефу органично сочетаться с архитектурой. Это объясняет долгую популярность барельефа в истории искусства» [11, с. 144-115].
Скульптор и выдающийся теоретик искусства Адольф фон Гильдебранд образно объяснил «принцип рельефа» и методику его создания в своей знаменитой книге «Проблема формы в изобразительном искусстве». Он предлагал представить две параллельные стеклянные стены, между которыми находится фигура, расположенная так, что её крайние точки касаются этих стен. При взгляде спереди через одну из стен фигура кажется объединённой в единый плоскостной слой. Даже если мысленно убрать стеклянные стены, крайние точки фигуры всё равно воспринимаются как лежащие на одной общей плоскости.
Этот подход, по словам Гильдебранда, является универсальным для всех видов «зрительных искусств». Он становится необходимым условием для художественного восприятия формы и пространства, а также отражает ключевой принцип рельефа, характерный для древнегреческого искусства. Гильдебранд утверждал, что ценность произведения искусства определяется тем, насколько успешно оно достигает этого единства формы и плоскости [14, с. 50-52].
Барельефы известны ещё с древности, но свою классическую форму они приобрели в античное время. Это было связано с активным развитием архитектурной композиции, где барельеф стал гармонично сочетаться с плоскостью стены или другими архитектурными элементами. Особенно ярко это проявилось в культуре Древней Греции, где барельеф считался идеальной формой для украшения храмов.
В античной архитектуре барельефы часто размещались в верхних частях зданий, таких как метопы дорического ордера, фризы ионического ордера и тимпаны фронтонов. Кроме того, барельефы использовались для украшения надгробий, постаментов памятников, монументов и монет.
В эпоху Возрождения барельефы получили особое развитие благодаря итальянскому скульптору Донателло, который разработал технику «стиаччато» (от итал. stiacciato – «сплющенный рельеф»). Этот метод позволял тонко прорабатывать формы, создавая сложные изображения с минимальной высотой рельефа (рис. 1.2).
Барельефы применялись не только в монументально-декоративной скульптуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Особенно ярким примером является керамика, например, антикизирующие вазы Джозайи Веджвуда. Также к барельефному искусству относятся изображения на медалях, монетах и резных камнях (геммах).
Среди самых известных рельефов можно отметить:
• «Трон Людовизи» (V век до н. э.) М. В. Алпатов писал: «Плавным движением, поддерживаемая девушками, поднимается она из воды. Художник не обозначает места действия: только крупная галька под ногами девушек да легкие складки мокрого хитона дают нам почувствовать, где это все происходит» [2]. Левая служанка одета в дорический пеплос, правая – в ионический хитон. В правой ноге левой служанки видят анатомическую ошибку (рис. 1.3).
• Метопы храма Зевса в Олимпии, где сюжеты рельефы тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии – священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах – подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия [13] (рис. 1.4).
• Фриз Парфенона был украшен исключительной по своему совершенству скульптурой. Эти статуи и рельефы, частично дошедшие до нас, были выполнены под руководством и, вероятно, при непосредственном участии Фидия – величайшего среди великих мастеров высокой классики.
Эти произведения стали образцами гармоничного сочетания архитектурной формы и скульптурного искусства, оказав значительное влияние на последующее развитие рельефной скульптуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XIX века. М.: Трилистник, 2000. - 319 с.
2. Алпатов В. М. о Троне Людовизи. - Москва, 200 - URL: http://www.smirnova.net/articles/iskustvo/116/ (дата обращения 03.10.2024)
3. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
4. Бабанов И. Е. Иоганн Иоахим Винкельман История искусства древности. Малые сочинения Государственный Эрмитаж. - Алетейя, 2000. - 800 с.
5. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс - Культура, 1994. - 524 с.
6. Белов Г. Д. Терракоты Танагры - Ленинград: Советский художник, 1968. - 96 с.
7. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 285 с.
8. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. М.: Азбука, 2004. - 288 с.
9. Виноградова Н.А. Скульптура Японии. III - XIV век - Москва: Изобразительное искусство, 1981. - 240 с.
10. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер; [редкол.: Ю. Б. Виппер, М. Я. Либман, Т. Н. Ливанова; авт. предисл. Т. Н. Ливанова]. - 4-е изд. - Москва: Изд-во В. Шевчук, 2015. -183 с.
11. Власов В. Г. Рельеф // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - Т. VIII, 2008. - 115 с.
12. Воронова О. П. Искусство скульптуры / О. Воронова. - Москва: Знание, 1981. - 111 с.
13. Всеобщая история искусств: В 6 т. - Москва: Искусство, 1956-1966. Т. 1: Искусство древнего мира. Т. 1 / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева; [Авт. глав: Н. А. Дмитриева, В. В. Шлеев, И. М. Лосева и др.]. - 1956. - 467 с.
14. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М.: Изд-во МПИ, 1991. - 161 с.
15. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - Москва, 1971 - URL: https://djvu.online/file/OjEGWAOkwHtd1 (дата обращения 03.10.2024)
16. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры - Москва: Искусство, 1964. - с.55
17. Жукова А. Природа и фантазия - М.: Просвещение, 1971. -119 с.
18. История русского искусства / под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и В. С. Кеменова в XIV томах; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств. - Москва, 1953- 1964
19. Лапис И. А., Матье, М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа - Москва: Наука, 1969. - 242 с.
20. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы - Москва: Изобразительное искусство, 1982. - 221с.
21. Одноралов Н. В. Техника медальерного искусства - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 160 с.
22. Основные закономерности построения Норлинг, Э. Объемный рисунок и перспектива Пер. М. Авдониной. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 160 с.
23. Платонова Н. И. Энциклопедический словарь юного художника, Н. И. Платонова В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 416 с.
24. Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия - М.: Издательство: «Искусство - XXI век», 2011. - 424 с.
25. Ржанников Д. А. Библейские сюжеты в барельефах Петербурга - М.: Изд-во Фордевинд, 2015. - 64 с.
26. Русская скульптура. Избранные произведения / Сост. А. Л. Каганович. - Л.-М.: Советский художник, 1966. - 17 с.