Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность
В Российской Федерации информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают ключевое место в развитии различных сфер и отраслей, особенно экономики, и представляют собой одно из приоритетных направлений для государственных и частных инвестиций. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 утвердил Стратегию развития информационного общества на период с 2017 по 2030 годы. Эта Стратегия определяет основные цели, задачи и меры, направленные на реализацию внутренней и внешней политики в области применения информационно-коммуникационных технологий, с целью развития информационного общества, создания национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и достижения стратегических приоритетов страны.
В настоящее время информационные системы (ИС) играют ключевую роль в обеспечении эффективности управления. Они способствуют определению, измерению и мониторингу ключевых показателей производительности, а также их сопоставлению с установленными целевыми и контрольными значениями.
На сегодняшний день информационные системы являются фундаментом деятельности современных организаций. Они поддерживают коммуникацию, процессы продаж и маркетинга, управление цепочками поставок, принятие решений, управление персоналом, оптимизацию бизнес-процессов и многое другое. Ранее воспринимаемые лишь как инструмент повышения производительности, информационные системы теперь рассматриваются как важный источник конкурентных преимуществ. Поэтому исследования, посвященные применению информационных систем для формирования конкурентных преимуществ, является очень актуальной.
Степень разработанности темы: для написания данной работы была изучена тема по многочисленным авторам. Таким образом, степень изученности темы можно охарактеризовать как достаточно широкую. Процесс цифровизации деятельности предприятий изучали такие авторы как В.И. Бариленко, П.Г. Белова, С.Н. Богатыревой, Н.А. Казаковой и других, работы которых были также использованы в исследовании.
Цель курсовой работы заключена в оценке эффективности внедрения информационных технологий на российских предприятиях.
Целью курсового проекта является обоснование подходов к повышению конкурентоспособности организации через внедрение и эффективное использование современных информационных систем, способствующих оптимизации бизнес-процессов, повышению качества обслуживания клиентов и улучшению управления ресурсами.
Задачи курсовой работы:
- изучение понятия информационных систем: основные определения, функции и задачи информационных систем, а также их классификация;
- рассмотрение роли информационных систем в создании конкурентных преимуществ и модели формирования конкурентных преимуществ на основе информационных систем;
- проведение анализа использования информационных систем в российских компаниях;
- изучение использование CRM для улучшения клиентского опыта на примере SendPulse;
- выявление берьеров, связанных с внедрением информационных технологий;
- проведение оценки эффективности внедрения информационных технологий на российских предприятиях.
Объектом исследования являются процессы формирования и реализации конкурентных преимуществ организаций в условиях цифровизации и использования современных информационных систем.
Предметом исследования являются методы, инструменты и подходы к внедрению и использованию информационных систем, которые способствуют повышению конкурентоспособности организаций.
В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен теоретический аспект использования информационных систем: понятие, сущность и их значение в создании конкурентных преимуществ. Также будут изучены модели формирования конкурентных преимуществ на основе ИС и их практическое применение.
Теоретической базой для написания курсовой работы являются учебные пособия и научные исследования разных авторов по теме работы, данные компании, данные отрасли по использованию цифровых систем.
В качестве методической базы исследования применены методы: анализ и синтез научной теоретической информации, использование общенаучных методов исследования (классификация, обобщение, сравнение), применение методов финансового анализа, прогнозирования, планирования, использование математических методов оценки эффективности инвестиционного проекта, методы проектного менеджмента.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных систем для создания конкурентных преимуществ
1.1. Понятие информационных систем: основные определения, функции и задачи информационных систем, а также их классификация
Управление не имеет универсальных приемов или строго фиксированных принципов, которые гарантировали бы его эффективность. Однако существуют методики, позволяющие руководителям значительно повысить вероятность успешного достижения целей организации.
Рассмотрим ключевые положения системного подхода. Изначально теория систем применялась в точных науках и инженерии. Введение теории систем в управление в конце 1950-х годов стало значимым достижением школы науки управления [9, 25, 34].
Системный подход предполагает рассмотрение организации как системы. Это не набор конкретных правил или руководств для управления, а способ анализа и понимания организации и ее процессов. Чтобы понять, каким образом системный подход помогает руководителям эффективнее достигать целей, важно сначала разобраться в понятии системы.
Любая организация представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов – таких как персонал, структура, задачи и технологии – которые взаимодействуют для достижения целей в условиях динамично изменяющейся внешней среды.
Система управления определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на целенаправленное воздействие со стороны управляющего органа на объект управления.
Предприятие, рассматриваемое как организационная система, имеет определенную структуру, включающую как управляющую, так и управляемую подсистемы. Управляемая подсистема формируется на основе технико-технологических особенностей предприятия и производственных связей, тогда как управляющая подсистема определяется необходимыми управленческими функциями, масштабами и сложностью производства. Эффективное управление обеспечивается за счет функционирования информационной системы, которая выполняет роль основного звена информационного обеспечения.
Система, как правило, определяется как совокупность объектов и связей между ними. При изучении информационных систем применяется системный подход, который предполагает рассмотрение системы как набора взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых направлено на достижение общей цели.
Главное назначение информационной системы (ИС) заключается в формировании необходимой информации для обеспечения эффективного управления ресурсами организации. Также ИС создают информационную и техническую основу для процессов управления. Это назначение реализуется с использованием технических средств и программного обеспечения, обеспечивающих хранение, обработку и передачу данных [13, 14, 19].
Понятие информационной системы, так же, как и понятие информации, на сегодняшний день можно считать интуитивным. Для более глубокого понимания ИС целесообразно обратиться к различным определениям, сформированным в рамках различных подходов к изучению этого понятия.
Информационная система представляет собой инструмент для преобразования различного рода информации. Она выполняет функции преобразования входных данных в выходные. Таким образом, информационную систему можно рассматривать как "черный ящик" с неизвестной внутренней структурой (см. рисунок 1). Наиболее общее описание такой системы заключается в характеристике входных и выходных параметров, отражающих взаимодействие системы с внешней средой.
Рис. 1. Черный ящик с неизвестной внутренней структурой
Подобный подход к определению информационной системы нашел отражение в современных стандартах. Например, в международном стандарте ISO 12207 ИС описывается как совокупность одного или нескольких процессов, аппаратных и программных средств, оборудования и человеческих ресурсов, направленных на удовлетворение конкретных потребностей или достижение определенных целей.
Использование информационных систем (ИС) предусматривает обязательную автоматизацию процессов управления и документооборота. В связи с этим важно рассмотреть определение ИС, акцентирующее ее роль как инструмента автоматизации деятельности.
Такое определение представлено в комплексе стандартов ГОСТ 34, ориентированном на создание и эксплуатацию автоматизированных систем. Согласно ГОСТ 34.603-92 [2], система определяется как совокупность персонала и средств автоматизации его деятельности, обеспечивающих реализацию информационной технологии для выполнения установленных функций
Рис. 2. Разработка и эксплуатация автоматизированных систем
И снова в этом определении подчеркивается взаимосвязь техники (средств автоматизации), людей (персонала) и решаемых задач (функций). Такой подход отражает системный характер информационных систем, где каждый элемент дополняет и усиливает другие, обеспечивая выполнение установленных целей.
Структура информационной системы представляет собой совокупность её компонентов, которые называются подсистемами [18]. Подсистема – это часть системы, выделенная на основе функционального или структурного признака.
Основными подсистемами информационной системы являются:
– информационное обеспечение – механизмы и средства организации данных для их хранения.
– техническое обеспечение – универсальные и специализированные устройства для ввода, вывода и обработки данных.
– программное обеспечение – набор программ, выполняющих функции системы.
– математическое обеспечение – методы и алгоритмы для решения задач в рамках системы.
– организационное обеспечение – инструкции, руководства и другие материалы для пользователей.
– правовое обеспечение – правовые нормы, определяющие юридический статус системы и её использование.
– лингвистическое обеспечение – языковые средства для взаимодействия пользователя и разработчика с системой.
Исходя из рассмотренных понятий и подсистем, можно однозначно утверждать, что информационная система представляет собой сложный объект, включающий множество различных элементов. Их объединение в обеспечивающие подсистемы позволяет структурировать понятие информационной системы и сформировать целостное представление о ее составе и архитектуре (рисунок 3). Такой подход способствует упрощению анализа и разработки ИС, а также более эффективному управлению ее компонентами.
Рис. 3. Структура информационной системы
Когда прикладные процессы направлены на решение экономических задач, речь идет об информационных экономических системах. Эти системы охватывают различные виды и формы деятельности, начиная от моделей экономического развития государства и заканчивая бухгалтерским учетом на уровне предприятия или фирмы.
Можно выделить три ключевых направления развития и использования информационных систем [3]:
Предпринимательство – информационные системы помогают эффективно управлять бизнес-процессами, анализировать рынок, оптимизировать производственные и финансовые операции.
Менеджмент – информационные системы поддерживают принятие управленческих решений, обеспечивают сбор и анализ данных, необходимый для стратегического и оперативного управления.
Банки – информационные системы в банковской сфере обеспечивают автоматизацию финансовых операций, управление счетами, кредитными рисками и другими аспектами банковской деятельности.
При разработке банковских информационных систем особое внимание должно уделяться надежности их функционирования и безопасности данных. Даже малейший сбой в аппаратуре может вызвать серьезные и непоправимые последствия. Защита информации в банковской системе от несанкционированного доступа является критически важной задачей и должна обеспечиваться на всех уровнях системы, включая физическую безопасность, защиту программного обеспечения и контроль доступа к данным.
Банковские информационные системы представляют собой комплекс технических и программных средств, которые обеспечивают работников банков необходимой информацией для выполнения финансовых и учетных операций. Эти системы все больше опираются на использование электронных денег, что способствует реализации современных банковских технологий.
В качестве примера можно рассмотреть одну из крупнейших международных банковских систем - SWIFT. Это открытая система, которая позволяет внедрять однотипные прикладные процессы для решения множества новых задач. На сегодняшний день SWIFT объединяет более 7000 банковских систем, которые располагаются в почти 100 странах (включая Россию).
Рассмотрим классификацию информационных систем, которые применяются в экономике.
Информационные системы, применяемые в экономике, можно классифицировать по следующим признакам [9, 21, 29]:
по направлению развития и использования:
ИС предпринимательства,
ИС менеджмента,
банковские ИС;
по масштабу использования системы в рамках экономики:
страны,
региона,
отрасли,
корпорации,
предприятия,
подразделения,
рабочей группы,
пользователя;
по форме субъектов экономики:
государственная,
частная,
муниципальная;
по сфере применения системы:
банки,
фондовые рынки,
страховое дело,
промышленность,
быт и сервис,
и т. д.;
по задачам, решаемым системой:
бухгалтерский учет,
материально-техническое снабжение,
маркетинг,
планирование и прогнозирование,
складское хозяйство,
управление основным производством;
по принципу построения системы:
текстографические информационные системы,
расчетные информационные системы,
информационные системы с базой данных;
по принципу применения системы:
интерпретирующие информационные системы в среде разработки,
исполняемые информационные системы помощью exe-файла.
Фрагмент для ознакомления
3
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203.
ГОСТ 34.603-90. Информационная технология виды испытаний автоматизированных систем.
Горбунова, В. Б. Актуальный инструментарий современного моделлинга // Проблемы межрегиональных связей, 2021. - Nº 16. - C. 34-39.
Дик В. В., Конкурентные преимущества программного продукта и их связь с конкурентоспособностью его потребителя и производителя. – М.: ЛитРес, 2012. – 15 с.
Карпов О. Э., Акаткин Ю. М., Конявский В. А., Шишканов Д. В., Ясиновская Е. Д. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. Экосистема и кластер – М.: ДПК Пресс, 2017. – 220 с.
Майкл Е. Портер “How Competitive Forces Shape Strategy”, Harvard Business Review 57, N 2 (1979): 137.
Малышкина, М.В. Современные модели и инструменты цифровой трансформации экономической деятельности // Наука и общество: инструменты и решения глобальных проблем современности. сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. С. 146-149.
Морозова, Ю. А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskogo-zdravoohraneniya-kak-faktor-razvitiya-otrasli (дата обращения: 17.12.2024).
Новиков Д. А. Цифровизация бизнеса: подходы и инструменты. М.: Эксмо, 2022. – 218 с.
Павленко И. В. Управление изменениями в цифровой среде. М.: Экономика, 2021. – 145 с.
Рудычева Н. Информатизация пока усложняет работу врача / CNews. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/ it_v_zdravoohranenii_2017/articles/informatizatsiya_poka_uslozhnyaet_rabotu_vracha (дата обращения:17.12.2024).
Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 1012 с.
Соловьева Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 139 с.
Сорокина Т. Система дистрибуции: Инструменты создания конкурентного преимущества. – М.: Альпина Паблишер, 2019. –122 с.
Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? URL – https://habr.com/company/trinion/blog/249633/ (дата обращения: 17.12.2024).
James I. Cash, Jr. и Benn R. Konsynski, “IS Redraws Competitive Boundaries”, Harvard Business Review, 63, N 2 (1985): 134.
Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. – New York: Free Press, 1985.
Gallaugher, J. Information Systems: Using Technology to Create Competitive Advantage. – Flat World Knowledge, 2012.
Andriole S. The Digital Playbook: How to Leverage Strategic Technology for Competitive Advantage". – Pearson/Financial Times, 2023.
Dehning, B., Stratopoulos, T. "Determinants of a Sustainable Competitive Advantage Due to an IT–Enabled Strategy" // The Journal of Strategic Information Systems, 2003.
Competitive Advantage Through Information Technology // Goodreads, 1993.
Strategic Information Technology: Opportunities for Competitive Advantage // IGI Global, 1999.
Information Technology and Competitive Advantage in Small Firms // eBay, 2000.
Information Management: Gaining a Competitive Advantage with Data // Google Books, 2015.
Competitive Advantage Through Information Technology // Amazon, 1993.
Strategic Information Technology: Opportunities for Competitive Advantage // Amazon, 1999.
Davenport T. H., Harris J. G. Competing on Analytics: The New Science of Winning. – Harvard Business Review Press, 2007.
Carr N. G. IT Doesn't Matter // Harvard Business Review, 2003.
Brynjolfsson E., McAfee A. "The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies". – W. W. Norton & Company, 2014.
Laudon K. C., Laudon J. P. "Management Information Systems: Managing the Digital Firm". – Pearson, 2020.
Turban, E., Pollard C., Wood G. Information Technology for Management: On-Demand Strategies for Performance, Growth, and Sustainability. – Wiley, 2018.
Pearlson K. E., Saunders C. S., Galletta D. F. Managing and Using Information Systems: A Strategic Approach. – Wiley, 2019.
Chaffey D., White G. Business Information Management: Improving Performance Using Information Systems. – Pearson, 2010.
Ross J. W., Weill P., Robertson D. C. Enterprise Architecture as Strategy: Creating a Foundation for Business Execution. – Harvard Business Review Press, 2006.
Peppard, J., Ward J. The Strategic Management of Information Systems: Building a Digital Strategy. – Wiley, 2016.