Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоя-тельствами.
Место и роль органов прокуратуры России в государственно-правовом механизме определяется исходя из функционала, закрепленного за надзор-ным ведомством, который своим содержанием характеризует актуальность и необходимость института прокурорского надзора. Объем функций прокура-туры и широта направлений деятельности органа надзора свидетельствуют о его уникальности и особом значении в достижении целей по защите нацио-нальных интересов в самом широком спектре сфер.
Особую важность в современном периоде времени, в процессе всецело-го развития государства, имеет вопрос обеспечения правопорядка и законно-сти в осуществлении своих функций различными органами, в том числе та-моженными. Органы прокуратуры в данном случае выступают в роли осу-ществления легитимности.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с надзорной деятельностью прокурора.
В качестве предмета исследования выступают нормы действующего за-конодательства, которые регламентируют прокурорский надзор, а также доктринальные позиции ученых, имеющиеся по данному вопросу.
Целью исследования выступает анализ отраслей прокурорского надзо-ра как основного направления деятельности прокуратуры.
Задачи, которые решаются в работе для достижения поставленной це-ли:
1. Рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора.
2. Выявить цели и задачи прокурорского надзора.
3. Рассмотреть надзор за исполнением законов (общий надзор).
4. Проанализировать надзор за соблюдением прав и свобод челове-ка и гражданина.
5. Рассмотреть надзор за законностью оперативно-розыскной дея-тельности и предварительного расследования.
6. Охарактеризовать надзор за законностью в сфере исполнения наказания и иных мер уголовного и уголовно-процессуального принужде-ния.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедук-ции, аналогии, формально-логический метод, системный анализ, метод фор-мально-юридического анализа, включая положения диалектического метода познания реальной действительности.
Источниковой базой являются нормативно-правовые акты различной юридической силы (Конституция РФ, кодексы РФ, федеральные законы, Приказы Генерального прокурора РФ), учебные издания по прокурорскому надзору, статьи периодических изданий, а также материалы практики.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1 Понятие и значение прокурорского надзора
Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, перечень которых с соответствующими внутри направлениями исчерпывающий и строго определен Федеральным законом от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
Существуют различные точки зрения ученых на определение проку-рорского надзора. По мнению А. А. Усачева, под прокурорским надзором «следует понимать реализуемую от имени государства деятельность Гене-рального прокурора РФ и подчиненных ему сотрудников» .
Другие авторы, такие как С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус считают, что прокурорский надзор это «вид государственной деятельности, осуществляе-мый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Кон-ституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора». Предполагается, что авторы в данном определении представили ключевые положения, кото-рые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД» . В сравнении с вышеупомянутыми авторами, С.Г. Кехлеров и О.С. Капинус конкретизировали понятие и ввели детализацию надзора и реализуемых его органов.
Ю.С. Жариков определяет прокурорский надзор в качестве проявления властных полномочий прокуратуры, направленного на обеспечение законно-сти посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений .
Суммируя данные положения видится логичным, что прокурорский надзор рассматривается как «вид государственной деятельности, осуществ-ляемой исключительно органами прокуратуры и выражающейся в проверке соблюдения поднадзорными органами и лицами Конституции Российской Федерации и исполнения ими действующих на территории Российской Феде-рации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» .
Как справедливо замечает А.Х. Казарина, прокуратура России всегда отличалась своей многофункциональностью .
Действующее законодательство не содержит дефиниции понятия «функция» в том контексте, в котором предполагает его использование по отношению к деятельности органов государственной власти. Определение «функции органов прокуратуры» в Законе о прокуратуре не закреплено, что свидетельствует об отсутствии понятийного единства по данному вопросу.
Тем не менее, юридическая доктрина и нормативная правовая база ак-тивно оперируют данным понятием и детерминируют им не просто сово-купность полномочий, но их такое выражение в возникающих правоотноше-ниях, которое определяет роль, место и значение того или иного института, закрепляет за ним конкретное направление деятельности, сферу регулируе-мых правом отношений, где существование органа государственной власти является необходимым и оправданным.
В этой связи, для определения места прокуратуры России в системе государственных органов с функциональной точки зрения, надлежит дать оценку соотношению терминов «функции прокуратуры» и «направления де-ятельности» надзорного органа.
Тождественность понятий «функция» и «направление деятельности» применительно к государственным органам достаточно убедительно разра-ботана А.Ф. Малым. Анализируя содержание теоретических положений и нормативных правовых актов, автор приходит к выводу о том, что термин «функция» используется для обозначения направления деятельности органа государственной власти и применяется для закрепления его роли и предна-значения в системе управления социально - экономическими процессами в обществе .
Интересен пример автора о выделении в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных орга-нов исполнительной власти» нескольких направлений их деятельности, таких как принятие нормативных правовых актов, осуществление контроля и надзора, управление государственным имуществом, оказание государствен-ных услуг, именуемых функциями. Таким образом, автор полагает, что направления деятельности федеральных органов исполнительной власти раскрываются через категорию «функция» и являются тождественными.
Вопрос соотношения понятий «функции» и «направления деятельно-сти» прокуратуры по сей день является предметом дискуссии в науке проку-рорского надзора. Одни авторы полагают, что данные понятия являются тождественными, другие, напротив, считают, что функции и направления де-ятельности не могут является равнозначными.
Так, С.Н. Махина полагает, что в вопросе о разграничении данных ка-тегорий имеются основания для прекращения полемики. К такому выводу автор приходит на основании анализа изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, согласно которым в силу ч. 1 ст. 129 Ос-новного закона к функциям прокуратуры отнесен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за со-блюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями и иные функции. Открытый пере-чень функций органов прокуратуры по мнению автора не свидетельствует о необходимости выделения положений, закрепленных в ч.ч. 2, 3, 3.1, 4 ст. 1, ст. 2, 7, 8, 9, 9.1, 10 Закона о прокуратуре, в качестве самостоятельных направлений деятельности, отличающихся от функций, поскольку данные термины тождественны .
Гальченко А.И. под функциями рассматривает виды деятельности, со-вокупность которых составляет ее содержание в целом, тогда как «основные направления деятельности обусловлены определенными приоритетами, пре-обладающим характером деятельности, устремленностью к чему-либо» . Ос-новные направления деятельности, как полагает автор, являются менее по-стоянными значениями нежели функции прокуратуры, которые устанавли-ваются только федеральным законодателем, и находят свое отражение в ор-ганизационно - распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов и могут являться актуальны-ми как для всей страны, так и для отдельных регионов.
По мнению Р.Р. Абляскина понятия «направления деятельности» и «функции прокуратуры» не являются тождественными, но тесно - связаны и не могут быть противопоставлены друг другу, с чем следует согласиться .
Поскольку и Конституцией Российской Федерации и Законом о проку-ратуре определен открытый перечень функций, структура функционала надзорного ведомства включает в себя и те направления деятельности, кото-рые специально не поименованы в ст. 129 Основного закона и ч. 1 ст. 1 Зако-на о прокуратуре.
Обратившись к содержанию организационно-распорядительных актов Генерального прокурора Российской Федерации, думается, что понятия «функции прокуратуры» и «направления деятельности» находятся в логиче-ском родовидовом отношении подчинения, где функция полностью включает в себя направления деятельности.
Осуществление надзора на данных направлениях деятельности соотно-сится с реализацией функции по надзору за исполнением законов, как род и вид. Очевидно, что реализация полномочий по надзору за исполнением за-конов в каждой из отраслей позволит обеспечить исполнение функции по надзору в целом. В этой связи, направления деятельности во взаимосвязи с ведомственными актами являются ничем иным, как различными видами про-явления реализации надзорной функции.
На основании изложенного, место прокуратуры в системе государ-ственного устройства с функциональной точки зрения будет рассмотрено в сравнении и с направлениями деятельности и функциями иных государствен-ных органов, как бы они не именовались.
1.2 Цели и задачи прокурорского надзора
Определение цели и задач имеет важнейшее значение, так как позволяет раскрыть содержание надзорной деятельности прокурора, установить его компетенцию, а также сосредоточиться на самом главном. Всё перечисленное прямым образом влияет на степень эффективности прокурорского надзора. Затрагивая категорию эффективности, нельзя не уделить внимание позиции профессора Ю.Е. Винокурова, который под эффективностью надзорной дея-тельности понимает «соотношение целей, поставленных перед прокурорским надзором, и результатом достижения указанных целей» . Анализируя при-веденное утверждение, необходимо отметить, что сама цель представляет со-бой предполагаемый результат деятельности. Философский словарь опреде-ляет цель как некий идеальный положительный результат . Исходя из этого, следует говорить о цели как об идеальном результате, т.е. то, что необходи-мо достигнуть, и отдельно как о реальном результате, т.е. то, что получилось достигнуть в действительности. А эффективность показывает, насколько ре-альный результат соответствует идеальному.
Основной целью прокурорского надзора является обеспечение точного и единообразного понимания и применения законов на всей территории РФ.
Цели прокурорского надзора — «это конечный результат деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение верховенства закона и укрепле-ние законности в стране, защиту прав и интересов личности, общества и гос-ударства» . Они сформулированы в ст. 1 Закона о прокуратуре (п. 2). В их числе:
- обеспечение верховенства, т. е. главенствующего положения, за-кона на всей территории РФ;
- обеспечение единства законности, ее всемерное укрепление с тем, чтобы законы строго, неуклонно и единообразно исполнялись вне зависимо-сти от каких бы то ни было проявлений местничества;
- защита прав и свобод человека и гражданина.
К основным задачам прокуратуры следует отнести следующие:
— «обеспечение законности в деятельности органов власти и управле-ния, предприятий, учреждений, организаций, вне зависимости от форм соб-ственности, в деятельности политических партий и иных общественных объ-единений, в деятельности должностных лиц и граждан, в том числе обеспече-ние верховенства Конституции РФ;
— защита законных интересов государства, а также законных прав и интересов граждан от незаконных посягательств» .
Перечисленные задачи являются общими. Частные задачи можно выде-лить применительно к конкретным направлениям деятельности прокурату-ры.
В науке выделяют следующие виды задач: «общие (ставятся перед всей системой прокуратуры); особые (характерны для конкретного звена (уровня) прокуратуры); специальные (вытекают из содержания конкретной функции деятельности прокуратуры); частные (ставятся перед конкретным прокурор-ским работником)» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 декаб-ря 2001 г. № 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобрен Сове-том Федерации 5 декабря 2001 г. [в ред. от 23.11.2024 г.] // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 [часть I]. – Ст. 4921.
3. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.09. 2024) // Российская газета. – 1992. – № 39.
4. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности (вместе с Инструк-цией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности, Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность) : приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 // Законность. – № 5. – 2011.
6. Об организации прокурорского надзора за процессуальной дея-тельностью органов предварительного следствия : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сент. 2021 г. № 544 // Законность. – 2021. – № 12. – С. 40–51.
7. Об организации прокурорского надзора за процессуальной дея-тельностью органов предварительного следствия : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сент. 2021 г. № 544 // Законность. – 2021. – № 12. – С. 40–51.
8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : Приказ Генпрокурату-ры России от 07.12.2007 № 195 // Законность. – 2008. – №3.
Литература
9. Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорско-го надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Монография. М.: Юр-компани, 2010. 289 с.
10. Акчурин, А.В., Легостаев С.В. Прокурорский надзор в схемах: учебное пособие. Москва, 2019. 323 с.
11. Амирбеков К.И., Магомедов М.А. Функция прокуратуры Россий-ской Федерации как выполняемая ею роль в правовой системе // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2016. № 1 (51). С. 4.
12. Асташкина Е.Н., Курохтина Е.С. Сущность прокурорского надзора: теоретико–правовые аспекты // Вестник СГЮА. 2020. №1 (132). С.76.
13. Багомедов Г.Р. Прокурорский надзор за оперативно–розыскной // СКИ (ф) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юсти-ции». Журнал: Проблемы совершенствования законодательства.– 2019. С. 104–107
14. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное право-понимание на грани двух веков). М.: Право и государство, 2005. 544 с.
15. Гулина С.Н., Руденко В.П. Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // В сборнике: Донецкие чтения 2023: образование, наука, иннова-ции, культура и вызовы современности. материалы VIII Международной научной конференции. Донецк, 2023. С. 118–121.
16. Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно - правовой ин-ститут и ее положение в системе правоохраны // Журнал российского права. 2011. №7 (175).
17. Жариков Ю.С. Основы организации прокуратуры и прокурор-ского надзора: учебник. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 345 с.
18. Казарина А. Х. Правозащитная деятельность прокуратуры и ее влияние на режим законности // Вестник Академии Генеральной прокурату-ры Российской Федерации. 2007. № 2 (2). С. 9-12.
19. Капинус О. С. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: науч. докл. / под общ. ред. О. С. Капинус. М., 2015. С. 63.
20. Капинус О.С. Прокурорский надзор: в 2 т. Т. 2. Особенная и спе-циальная части. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 322 с.
21. Карасев А.С. Нормативное регулирование прокурорского надзо-ра за деятельностью органов, осуществляющих оперативно–розыскную дея-тельность // В сборнике: Правовое наследие Г.Р. Державина: история и со-временность. Сборник статей Всероссийской научно–практической конфе-ренции. Редколлегия: В.А. Шуняева, Т.В. Богданова. Тамбов, 2023. С. 187–194.
22. Кехлерова С. Г., Капинус О. С., Настольная книга прокурора. Москва, 2014. 334 с.
23. Куликова Ю.Ю. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Эффективное обеспечение научно-технического прогресса: исследование за-дач и поиск решений. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2024. С. 155-157.
24. Куницына, Е. А. Прокурорский надзор за исполнением законода-тельства в экологической сфере в Арктической зоне Российской Федерации / // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 5(85). С. 78 - 85.
25. Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институ-ционализация правовой категории // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №4. С.67.
26. Мельников Р.В. Роль органов прокуратуры Российской Федера-ции при проведении проверок в сфере использования лесов для муниципаль-ных нужд // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 20. С. 434-441..
27. Новикова А.А. Соотношение прокурорского надзора и ведом-ственного контроля за процессуальной деятельностью органов // Символ науки: международный научный журнал. 2018. № 1–2. С. 119–124.
28. Пасечник А.С. Прокурорский надзор за оперативно–розыскной деятельностью // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы совре-менной России. Материалы XIX всероссийской студенческой научно–практической конференции. Новосибирск, 2024. С. 198–201.
29. Прокурорский надзор : учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров ; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. 5–е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 341 с.
30. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации А.В. Паламарчука) // Прокурор. 2016. N2.
31. Руденко В.П. Роль и значение прокурорского надзора за испол-нением законов органами дознания и предварительного следствия // В сбор-нике: Наука будущего: история становления, современное состояние, пер-спективы развития. сборник статей международной научной конференции. Санкт–Петербург, 2024. С. 26–29.
32. Ункилаева А.А. Прокурорский надзор как особая форма госу-дарственного контроля за оперативно–розыскной деятельностью / А.А. Ун-килаева, К.К. Демиров // СКИ (ф) ФГБОУ ВО «Всероссийский государствен-ный университет юстиции». Журнал: Проблемы совершенствования законо-дательства. 2019. С. 399–402.
33. Философская энциклопедия / под ред. Ф.В. Константинова. М., 1970. 1059 с.
34. Халдырмина Е.А. Правовая основа прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Государственная и муниципальная власть в Российской Федера-ции: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию Конституции Российской Федерации. Чебоксары, 2024. С. 225-229.
35. Шабанова А.К. Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно–розыскную деятель-ность // Волгоградский государственный университет. Журнал: Молодой ученый. 2019. № 23. С. 160–162
36. Якимова А.М., Романов Е.В. Прокуратура в системе государ-ственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. №2 (47).