Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Форма правления – один из фундаментальных институтов государственного устройства, определяющий порядок формирования, организацию и взаимодействие высших органов власти. Она раскрывает, кому принадлежит верховная власть в государстве и каким образом она реализуется. Выбор формы правления оказывает существенное влияние на всю политическую систему страны, определяя характер взаимоотношений государства и общества, эффективность государственного управления и уровень защиты прав и свобод граждан. Актуальность изучения форм правления обусловлена тем, что именно от ее особенностей зависят стабильность политической системы, уровень демократии и возможности развития государства [4].
В данной курсовой работе исследуется понятие «форма правления», анализируются ее основные виды – монархия и республика, – а также рассматриваются различные модели организации власти в рамках этих форм. Особое внимание уделяется форме правления в Российской Федерации, которая определена Конституцией 2020 года как смешанная республика. В работе будут проанализированы особенности российской модели правления, распределение полномочий между президентом, парламентом и правительством, а также оценены перспективы ее дальнейшего развития в контексте современных политических и социальных процессов.
Цель курсовой работы – исследовать форму правления как ключевой элемент государственного устройства, выявить особенности ее функционирования в Российской Федерации и определить тенденции ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− Раскрыть понятие «форма правления» и проанализировать ее основные виды.
− Выявить характерные черты президентской, парламентской и смешанной республик.
− Подробно рассмотреть особенности формы правления в Российской Федерации, определить ее сильные и слабые стороны.
− Проанализировать перспективы развития формы правления в России.
Объектом исследования является форма правления как институт государственного устройства. Предметом исследования выступают особенности формы правления в Российской Федерации.
1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Понятие формы правления, факторы, влияющие на выбор формы правления
Форма правления, будучи одним из краеугольных камней государственного устройства, определяет систему организации высших органов власти, порядок их формирования и взаимодействия. Именно она устанавливает, кому принадлежит верховная власть и как она осуществляется, оказывая тем самым определяющее влияние на всю политическую систему страны. Понимание сущности формы правления, ее видов и особенностей функционирования необходимо для адекватной оценки политической системы любого государства, прогнозирования ее развития и понимания механизмов реализации государственной власти [7].
Данный раздел посвящен раскрытию понятия «форма правления», анализу ее ключевых характеристик и классификации существующих форм. Особое внимание уделяется факторам, которые исторически и в современных условиях влияют на выбор той или иной формы правления конкретным государством. Эти факторы, включающие в себя исторические традиции, уровень социально-экономического развития, культурные особенности, геополитическое положение и другие, формируют уникальный контекст, определяющий наиболее подходящую и эффективную модель организации верховной власти. Изучение данных факторов позволяет не только понять причины сложившегося государственного устройства, но и проанализировать перспективы его дальнейшей трансформации.
Форма правления — это способ организации верховной государственной власти, определяющий структуру, порядок формирования, полномочия и взаимодействие высших органов государства. Она показывает, кому принадлежит верховная власть и как она осуществляется. Форма правления является одним из ключевых элементов формы государства, наряду с формой государственного устройства и политическим режимом.
Основные формы правления:
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, султану, эмиру и т.д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Различают несколько видов монархий:
− Абсолютная монархия: Монарх обладает неограниченной верховной властью. Все остальные органы власти подчинены ему и действуют по его указанию. Примеры: Саудовская Аравия, Бруней, Ватикан (теократическая абсолютная монархия).
− Конституционная монархия: Власть монарха ограничена конституцией. Реальные рычаги управления государством находятся в руках других органов власти (парламента, правительства). Монарх выполняет преимущественно представительские функции. Примеры: Великобритания, Испания, Япония, Норвегия, Швеция.
− Дуалистическая монархия: Промежуточная форма между абсолютной и конституционной монархией. Монарх сохраняет значительную исполнительную власть и участвует в формировании правительства. Законодательная власть принадлежит парламенту, но монарх имеет право вето. Примеры: Иордания, Марокко (хотя в последнее время они все больше склоняются к конституционной модели).
− Парламентарная монархия: Разновидность конституционной монархии, где монарх выполняет преимущественно церемониальные функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Примеры: большинство современных конституционных монархий, таких как Великобритания, Испания, Япония [3].
Кроме того, существуют и другие классификации монархий, например, по принципу престолонаследия (наследственная, выборная) или по религиозному признаку (теократическая, светская).
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются на определённый срок. Главный признак республики — выборность и сменяемость власти. Существует несколько видов республик:
− Президентская республика: Характеризуется значительными полномочиями президента, который является одновременно главой государства и главой правительства (или формирует и возглавляет правительство). Президент избирается независимо от парламента, а правительство ответственно перед президентом. Примеры: США, Бразилия, Аргентина.
− Парламентарная республика: Главная роль в политической системе принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава государства (президент или монарх в случае парламентарной монархии) выполняет преимущественно представительские функции. Примеры: Германия, Италия, Индия.
− Смешанная (полупрезидентская) республика: Сочетает черты президентской и парламентарной республик. Президент избирается народом и обладает значительными полномочиями, но правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним. Примеры: Франция, Россия, Португалия.
Выбор формы правления в каждом конкретном государстве обусловлен множеством взаимосвязанных факторов:
− исторические традиции и культурное наследие: устоявшиеся исторические формы правления, политическая культура и менталитет населения.
− социально-экономические условия: уровень экономического развития, социальная структура общества, характер экономических отношений.
− политические факторы: соотношение политических сил, партийная система, уровень политической активности граждан.
− внешнеполитические факторы: международная обстановка, геополитическое положение, влияние других государств.
− демографические факторы: численность населения, этнический состав, уровень образования.
− религиозные факторы: влияние религиозных институтов и убеждений населения.
Важно понимать, что выбор формы правления не является раз и навсегда зафиксированным. Под влиянием различных факторов он может меняться со временем.
В данном разделе было рассмотрено понятие «формы правления» как одного из основополагающих элементов государственного устройства. Мы проанализировали ключевые признаки, позволяющие классифицировать различные формы правления, и выявили основные факторы, влияющие на выбор той или иной формы в конкретном государстве. Было установлено, что форма правления не является статичной конструкцией, а динамично развивается под воздействием исторических, политических, социальных, экономических, культурных и геополитических факторов [9].
Особое внимание было уделено взаимосвязи между формой правления и эффективностью функционирования государства. Было показано, что не существует универсальной «идеальной» формы правления, подходящей для всех стран. Выбор оптимальной модели организации верховной власти должен осуществляться с учетом специфики каждого конкретного государства.
Таким образом, понимание сущности формы правления, ее разновидностей и факторов, влияющих на ее формирование и развитие, является необходимым условием для адекватного анализа политических систем и прогнозирования тенденций их трансформации. Полученные в данном разделе знания служат фундаментом для дальнейшего изучения особенностей формы правления в отдельных государствах, в том числе и в Российской Федерации.
1.2 Эволюция форм правления в мире
Формы правления, определяющие организацию и функционирование верховной власти в государстве, не являются застывшими, неизменными конструкциями. На протяжении всей истории человечества они претерпевали значительные трансформации, отражая эволюцию общественных отношений, политических идей и социально-экономических условий. Изучение исторического пути развития форм правления позволяет выявить общие закономерности и специфические особенности этого процесса, понять, как менялись представления о власти, какие факторы способствовали переходу от одной формы к другой [2].
Данный раздел посвящен анализу эволюции форм правления в мире, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Мы рассмотрим основные этапы этого процесса, охарактеризуем доминирующие формы правления в различные исторические эпохи, а также проанализируем причины их смены. Особое внимание будет уделено влиянию таких факторов, как развитие производительных сил, социальная дифференциация, политическая борьба, научно-технический прогресс, на трансформацию форм правления. Изучение исторического опыта позволит нам лучше понять современные тенденции развития государственности и прогнозировать возможные сценарии будущего.
Эволюция форм правления – это длительный и сложный процесс, отражающий развитие человеческого общества и государства. Можно выделить несколько ключевых этапов:
Фрагмент для ознакомления
3
Книги и монографии:
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс : в 2 т. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — Т. 1. — 503 с.
2. Бондарь Н.С. Конституционное право России : учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 570 с.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2021. — 400 с.
4. Ковлер А.И. Какое президентство легитимно в России? // Этика успеха. № 5.
5. Боброва Н.А. Правотворчество президента: «за» и «против» // Закон и право. № 7. 2000.
6. Иванова Ю.А. Российское постсоциалистическое государство: вопросы теории. М.,2005.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 912 с.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. — 5-е изд., пересм. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 550 с.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. — 17-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 564 с.
Статьи из научных журналов:
10. Бачило И.Л. Проблемы развития парламентаризма в современной России // Государство и право. – 2019. – № 3. – С. 25-34.
11. Веденеев Ю.А. Президентская власть в России: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 5. – С. 15-22.
12. Лазарев Л.В. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Журнал российского права. – 2020. – № 7. – С. 5-18.
13. Лебедев О.Е. Конституционный Суд России: некоторые итоги и перспективы развития // Российская юстиция. – 2021. – № 1. – С. 5-12.
14. Румянцев М.В. Особенности федеративного устройства России // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 1450-1459.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
15. Иванов И.И. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации в условиях современной политической системы (название условное). Дисс. канд. юрид. наук. — Москва, 2022.
Электронные ресурсы:
16. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 07.12.2024).
17. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru (дата обращения: 07.12.2024).
18. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru (дата обращения: 07.12.2024).
19. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.12.2024).
20. Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.12.2024).