Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Эти конституционные положения определяют содержание деятельности всех ветвей и уровней власти как обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Положения Конституции РФ о правах человека определяются аксиоматическими предпочтениями людей и являются важным достижением государства. Обеспечение и защита прав человека, прав и свобод граждан осуществляется как государственными, так и негосударственными организациями, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления, другими государственными и негосударственными организациями. На протяжении последнего десятилетия одним из главных национальных приоритетов РФ является обеспечение безопасного и благополучного детства. В 2020 году были внесены изменения и дополнения в Конституцию РФ, провозгласившие детей важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие полноценному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности, уважения к старшим.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, важность социальной защиты детства, в современном мире она рассматривается как один из факторов экономического, социального и культурного развития общества и государства; во-вторых, важность института социальной защиты детства, дети - наименее защищённая часть населения, а трансформации современного российского общества особенно болезненно на них отражаются; в-третьих, значимость обеспечения прав ребёнка, несовершеннолетние дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки мер по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребёнка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области исследования ребенка как субъекта социальной защиты.
Предметом исследования являются правовые нормы, характеризующие ребенка как субъекта социальной защиты.
Целью исследования является анализ ребенка как субъекта социальной защиты.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть правовую регламентацию социальной защиты детей в РФ;
-раскрыть понятие «ребенок», в контексте социальной обеспечения;
-выявить особенности правового статуса ребенка в зависимости от возраста и особенностей развития;
-проанализировать социальную поддержку детей из многодетных семей;
-определить особенности социальной поддержки детей-инвалидов;
-исследовать особенности социальной поддержки детей в трудной жизненной ситуации.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Авдонина Ю.Н., Болтовская Т.В., Ветчинников Д.В., Вьюгина А.А., Дергунова В.А., Жуковская Н.Ю., Зубаерова А.А., Зубаерова А.А., Зыков С.В., Комиссарова Е.Г., Монгуш Ч.М., Медведев Н.А., Мурзабекова Ж.Т., Муратова С.А., Прилипко Е.А., Хасимова Л.Н. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем ребенка как субъекта социальной защиты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы, приложения.
Право - это система общеобязательных и формально определенных норм, представляющих собой меру человеческой свободы, принятых или санкционированных государством и защищенных от посягательств с его стороны. Права ребенка - это права и свободы, которыми должны обладать все дети независимо от расы, пола, языка, религии, места рождения, национального и социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения. А.В. Демин утверждал, что "правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения, осуществляемое государством с помощью специальных правовых средств в целях организации, упорядочения и стабилизации общественных отношений" .
Основные международные документы ЮНИСЕФ по защите прав детей включают: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989);Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка (1990). Декларация прав ребенка стала первым международным документом. Десять принципов, изложенных в Декларации, провозглашают такие права детей, как имя, национальность, привязанность, понимание, материальная безопасность, социальная защита, доступ к образованию и возможность физического, нравственного и духовного развития в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите детей. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Это был первый международный документ, посвященный правам ребенка. В Декларации говорится, что "дети, в силу их физической и умственной незрелости, нуждаются в особой защите и заботе, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения". Декларация направлена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство. Взрослых призывают признавать и уважать права детей. Декларация прав ребенка содержит десять принципов, провозглашающих права детей на имя, национальность, привязанность, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, возможность получить образование и возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Согласно положениям документа, все дети должны получать своевременную помощь и быть защищены от всех форм жестокости, насилия, пренебрежения и эксплуатации . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, в которых подробно описывается право каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своего потенциала в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребенка на международном уровне. Конвенция охватывает широкий спектр прав детей и содержит 54 статьи, в которых подробно описывается право каждого человека на полное развитие своего потенциала до совершеннолетия в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основная цель Конвенции - обеспечить максимальную защиту прав, свобод и интересов детей. Это обусловлено тем, что роль подрастающего поколения имеет решающее значение для обеспечения выживания общества и прогнозирования его будущего развития. Однако следует признать, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав детей. Конвенция о правах ребенка является одним из основных документов по правам ребенка на международном уровне. Конвенция содержит статьи, которые охватывают широкий спектр прав детей и подробно описывают право каждого человека на полное развитие своих способностей до совершеннолетия в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основная цель Конвенции - обеспечить максимальную защиту прав, свобод и интересов детей. Это обусловлено тем, что роль подрастающего поколения имеет решающее значение для обеспечения выживания общества и прогнозирования его будущего развития. Однако следует признать, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав детей .
Впервые в Конвенции ребенок рассматривается не только как объект, нуждающийся в особой защите, но и как субъект права, наделенный всеми правами человека. Для того чтобы разобраться в огромном количестве норм, содержащихся в данной Конвенции, эти нормы были разделены на отдельные группы: право на жизнь и имя; право на благосостояние семьи; право на свободное развитие личности; группа прав, гарантирующих здоровье ребенка; группа прав, способствующих образованию ребенка; группа прав, защищающих ребенка от различных форм эксплуатации; право на защиту детей от различных форм эксплуатации.
Развитие концепции прав человека привело к выделению прав детей в отдельную категорию: в начале XX века так называемые "права детей", такие как торговля детьми, детский труд и несовершеннолетняя проституция, считались актуальными проблемами того времени. Поэтому для защиты прав детей и сохранения их здоровья требовалось соответствующее законодательство. Именно поэтому в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию о правах ребенка. В течение десятилетия, с 1979 по 1989 год, национальные эксперты, участвующие в работе Комитета ООН по правам человека, работали над составлением новой статьи положений о правах ребенка, максимально учитывающей все аспекты социальной жизни ребенка. Так, 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла документ, известный как Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает, что каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности, этнического или социального происхождения, имеет законное право на воспитание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества .
Правовые основы социальной защиты детей в РФ включают ряд нормативных правовых актов, среди них:
1.Конституция РФ выступает источником правовой социальной защиты детей в РФ. В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребёнок» и «дети» употребляются только в трёх статьях: ст.38 закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст.39 содержит нормы о социальной защите детей; ст.43 устанавливает право на образование. Кроме того, Конституция РФ провозглашает человека и его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (статья 2). Также Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путём обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7).
2.Семейный кодекс РФ выступает одним из источников правовой социальной защиты детей в РФ. СК РФ закрепляет за детьми основные права, включая право жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, а также выражать своё мнение. Согласно кодексу, защищать интересы ребёнка могут не только родители, но и органы опеки и попечительства, прокуратура или суд. При этом ребёнок сам может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей. Кроме того, гарантии надлежащей защиты прав ребёнка обеспечивает обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребёнка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка.
3. Гражданский кодекс РФ является источником правовой социальной защиты детей в РФ. Согласно ГК РФ, дети обладают правоспособностью: могут владеть имуществом на праве собственности, иметь права авторов художественных и научных произведений и изобретений, избирать место жительства. Также в Гражданском кодексе РФ закреплено, что лица с 14 до 18 лет являются ограниченно дееспособными, а лица с 16 лет могут стать полностью дееспособными при условии вступления в брак или эмансипации (если работают или занимаются предпринимательской деятельностью). Кроме того, согласно статье 1075 Гражданского кодекса РФ, на родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним детям в течение трёх лет после лишения родительских прав, если поведение ребёнка, повлёкшее вред, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация прав ребенка (1959) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
3. Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка (1990) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
7. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16
8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в РФ Десятилетия детства" // Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, № 23, ст. 3309
11. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 18.08.2018) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав") // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2093
12. Авдонина Ю.Н. Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт РФ и зарубежных правопорядков // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 4. С. 17 - 21.
13. Болтовская, Т. В. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства / Т. В. Болтовская // Актуальные исследования. – 2021. – № 51(78). – С. 73-75.
14. Бондаренко, И. В. Формы семейного воспитания при реализации права ребенка на защиту / И. В. Бондаренко, Ю. И. Фроловская // Семейное и жилищное право. – 2020. – № 1. – С. 6-8.
15. Ветчинников, Д. В. Правозащитные организации в условиях цифровой экономики / Д. В. Ветчинников // Теория права и межгосударственных отношений. – 2020. – № 2(12). – С. 46-57.
16. Давыдова, Ю. А. Существующие проблемы правовых механизмов по отношению к несовершеннолетним в Российской Федерации / Ю. А. Давыдова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 6(63). – С. 398-407.
17. Жуковская, Н. Ю. Личные права ребенка: сущность и слагаемые концепта / Н. Ю. Жуковская, Д. С. Казарова, В. А. Типунова // Российское право: образование, практика, наука. – 2024. – № 2. – С. 13-24.
18. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
19. Комиссарова, Е. Г. Личные права детей в предмете конституционно-правового регулирования / Е. Г. Комиссарова, Т. В. Краснова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2021. – Т. 7, № 4(28). – С. 152-166.
20. Корнева, Е. С. К вопросу о международно-правовом режиме социальной защиты детей / Е. С. Корнева // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 110-117.
21. Метальникова, М. К. Дети и защита семьи как приоритет государственной политики России / М. К. Метальникова // Молодой ученый. – 2023. – № 10(457). – С. 94-97.
22. Миронова, Е. А. Факторы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Миронова, В. Н. Стрельникова // Вектор научной мысли. – 2024. – № 5(10). – С. 192-194.
23. Мошарова, А. С. Некоторые вопросы социального обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Мошарова // Научный аспект. – 2024. – Т. 22, № 6. – С. 2729-2733.
24. Садовникова, Ж. В. Анализ причин деструктивного поведения детей и подростков в современном обществе. Способы профилактики / Ж. В. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2023. – Т. 21, № 2. – С. 120-139.
25. Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. Я. Фейгина, В. П. Авдеева, В. А. Одинокова, М. М. Русакова // Петербургская социология сегодня. – 2020. – № 13-14. – С. 86-107.
26. Халикова, Э. Семьи с детьми: льготы и привилегии / Э. Халикова // Ватандаш. – 2020. – № 1(280). – С. 38-45.
27. Хасимова, Л. Н. Правовые аспекты установления происхождения детей в Российской Федерации / Л. Н. Хасимова, Н. А. Ющенко, Р. Р. Магизов // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 1(62). – С. 230-235.