Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Понятие «психологическое благополучие» личности вошло в состав терминов психологической науки довольно давно, в современный период времени выделяется множество смыслов и трактовок данного определения. Сейчас в отечественной психологической науке феномен психологического благополучия личности считается формально изученным в достаточной мере. Однако, на практике ускорение и стремительное изменение факторов внешней среды, изменение структуры возможностей и угроз в общем виде ставят перед людьми новые вызовы. Появление новых несистематических рисков, атипичных проблем в повседневной жизни, неизбежно возникающих в ходе трансформации общественного пространства в сторону цифровизации и информатизации с изменением технологического уклада, безусловно имеет влияние над психологическим благополучием индивида. Психологическое благополучие, как психический феномен, вслед за изменениями внешней среды и способов реагирования внутренней среды индивида тоже изменяет свои содержание и форму.
Психологическое благополучие обучающихся в социокультурной среде колледжа является важным аспектом их общего развития и успешной адаптации.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить наличие особенностей психологического благополучия обучающихся в условиях социокультурной среды колледжа.
Объект исследования – психологическое благополучие обучающихся.
Предмет исследования – социокультурная среда колледжа.
Задачи:
1. Предоставить теоретико-методологический анализ понятий «психологическое благополучие», «социокультурная среда колледжа»;
2. Рассмотреть обучающихся колледжа как психолого-педагогическую категорию;
3. Провести экспериментальную работу по изучению особенностей психологического благополучия обучающихся в социокультурной среде колледжа;
4. Разработать программу формирования психологического благополучия обучающихся в социокультурной среде колледжа.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть востребованы студентами факультета социальной психологии и специального образования в ходе педагогической практики и работающими учителями.
База исследования. Московский государственный педагогический колледж.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятий «психологическое благополучие», «социокультурная среда колледжа»
С давних времен существовало общее представление о человеческом благополучии, которое различным образом связывалось с другими понятиями, такими как «счастье», «качество жизни», «удовлетворенность», и являлось предметом изучения, отражением трудов первых философов. Феномен психологического благополучия стал объектом исследования относительно недавно - с середины 20 века. В отечественной психологии возрастающий интерес к этой проблеме возник в последнее десятилетие прошлого века.
Изучением феномена психологического благополучия занимались разные исследователи зарубежной и отечественной психологии. Ими были рассмотрены факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью (П.П. Фесенко), ценностносмысловыми образованиями жизни (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К. Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Все подходы к изучению феномена психологического благополучия можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям относятся все те учения, в которых благополучие описывается, прежде всего, с точки зрения удовольствия-неудовольствия, исходя из баланса положительных и отрицательных воздействий. Это концепция Н. Брэдберна и Э. Динера.
Н. Бредберн создал представление о структуре (модели) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет собой равновесие, достигаемое за счет непрерывного взаимодействия двух видов воздействий - положительных и отрицательных. События повседневной жизни, приносящие радость или разочарование, которые можно увидеть в нашем сознании, накапливаются в виде соответствующего цветового эффекта. То, что нас раздражает и беспокоит, суммируется в виде отрицательного воздействия, те же события повседневной жизни, которые приносят нам радость и счастье, помогают усилить положительное воздействие .
Разница между положительными и отрицательными эффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее чувство удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие состоит из трех основных компонентов: удовольствия, приятных эмоций и неприятных эмоций, эти три компонента вместе образуют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, здесь речь идет о когнитивном (интеллектуальная оценка удовольствия в разных сферах жизни человека) и эмоциональном (наличие плохого или хорошего настроения) аспекте принятия себя. Э. Динер считает, что многие люди так или иначе оценивают происходящее с ними с точки зрения «хорошо — плохо», и что такой интеллектуальный анализ всегда имеет соответствующую эмоциональную окраску. Субъективное благополучие призвано служить не только показателем того, насколько человек подавлен или тревожен, но и показывать, насколько один человек счастливее другого, т.е. автор сравнивает личное благополучие с ощущением счастья .
Таким образом, можно утверждать, что человек обладает высоким уровнем субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовольствие от жизни и лишь в единичных ситуациях испытывает неприятные ощущения.
Эвдемонистическое понимание этой проблемы основано на постулате о том, что личностный рост является первичным и наиболее необходимым аспектом благополучия. С точки зрения А.А. Кроника отношение человека к возможным путям обретения счастья составляют и так называемые эвдемонистические мысли: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти мысли являются тем психологическим материалом, который в известной степени характеризует, где, в какой области цели деятельности человек пытается себя реализовать и как, с помощью какого психологического метода он пытается это сделать .
Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и определила шесть основных компонентов психологического благополучия: принятие себя, позитивные отношения с другими, автономия, управление окружающей средой, жизненная цель и личностный рост . К. Рифф отмечает, что выявленные компоненты психологического благополучия связаны с различными структурными элементами теорий, в которых, так или иначе, речь идет о положительном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как составляющая психологического благополучия по К. Рифф) связано не только с понятиями «самооценка» и «самопринятие», введенными и развитыми А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Джаходой. Сюда же относится осознание человеком своих сильных и слабых сторон, связанное с концепцией личности К. Г. Юнга, а также положительная (в основном) оценка человеком собственного прошлого, описываемая Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции .
К третьей группе относятся знания о феномене «психологического благополучия», основанные на функциях психофизиологического обеспечения. В основе этой группы лежит представление о том, что генетические факторы могут также объяснять индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием очевидна. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, снижающие способность радоваться жизни .
Р.М. Райан и К. Фредерик отмечают, что субъективная жизнеспособность является показателем психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность была связана не только с показателями психологического благополучия, такими как автономия и позитивные отношения с другими, но и с физическими симптомами. А.В. Воронина пространством бытия человека рассматривает биологическое пространство, в котором человек действует как природное существо. Источником формирования биологического пространства является выживание биологических систем организма, его выражением является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае – это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимоотношений психической и соматической сфер .
А.В. Воронина создала уровневую модель психологического благополучия: внутренние намерения (сознательные и бессознательные исходные установки) задаются на разных уровнях пространства человека, формируемого в разных видах деятельности. Четвертая группа включает понимание феномена "психологического благополучия", рассматриваемого П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой как опыт субъективной радости, удовлетворенности личностью и личной жизнью, а также связанное с этим «психологическое благополучие», считающееся общим опытом, основные человеческие ценности и потребности .
Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, непосредственно связанное с внутренней системой оценки переживания (аналогично концепции субъективного благополучия в работах Э. Динера). При разработке концепции психологического благополучия авторы акцентируют внимание на положительном функционировании личности, считая, что человек субъективно оценивает себя и свою жизнь, а также полагая, что эти два аспекта наиболее успешно синтезированы в теории. Из шести компонентов психологического благополучия, описанных выше К. Рифф . На основе теории К. Рифф (созданной по гуманистической психологии) П.П. Фесенко и Т.Д. Шевленкова предложили понимать психологическое благополучие человека как сложное переживание, отражающее реальные и возможные стороны жизни человека. Описывая переживание психологического благополучия человека, стоит отметить, что любое переживание предполагает сопоставление его с нормами, эталонами, идеалами, существующими в виде определенной формы самооценки в сознании переживающего его человека, отношение к себе .
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема позитивного психологического функционирования привлекает внимание исследователей с середины 20 века, и все подходы к изучению феномена психологического благополучия делятся на несколько групп. Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие.
1.2. Обучающиеся колледжа как психолого-педагогическая категория
Обучающимися колледжа являются студенты. Понятие «студент» произошло от латинского языка, в переводе на русский язык обозначает усердно работающий, овладевающий знаниями, занимающийся. Студент как психолого-педагогическая категория, как человек определенного возраста и как личность характеризуется с нескольких сторон:
1. С психологической, представляющая единство психологических процессов, свойств и состояний личности (темперамент, направленность, способности, характер), от которых зависит протекание психических процессов, проявление психических образований, возникновение психических состояний.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, которые порождаются принадлежностью студента к национальности, конкретной социальной группе.
3. С биологической, в которую входят строение анализаторов, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, безусловные рефлексы, телосложение, физическая сила, цвет глаз, кожи, черты лица, рост. Данная сторона, по сути, предопределена наследственностью и врожденными задатками .
Изучение данных сторон раскрывает возможности и качества студентов, их социально-психологические и возрастные особенности. К примеру, если подойти к студенту как к человеку конкретного возраста, то для него будут характерны меньшие величины латентного периода реакций на простые, словесные и комбинированные сигналы, оптимум разностной и абсолютной чувствительности анализаторов, большая пластичность в образовании сложнейших психомоторных и иных навыков.
В сравнении с иными возрастами в юношеском возрасте отмечают наивысшую скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Итак, студенческий возраст характеризуется достижением «пиковых», наивысших результатов, которые базируются на всех предшествующих процессах социального, психологического, биологического развития.
Если рассматривать обучающихся колледжа как личность, то возраст 18-20 лет является периодом более активного развития эстетических и нравственных чувств, стабилизации и становления и характера, что в особенности важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: профессионально-трудовых, гражданских.
С данным периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с иной, выделяют данной возраст в роли центрального периода становления интеллекта и характера. Это период спортивных рекордов, начало научных, технических и художественных достижений.
Возраст обучающихся колледжа характерен и тем, что в данный период достигается большинство оптимумов развития физических и интеллектуальных сил. Однако зачастую вместе с этим проявляются «ножницы» между данными возможностями и их действительной реализацией.
Постоянно возрастающие творческие возможности, развитие физических и интеллектуальных сил, сопровождающиеся и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что данное возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно с легкостью достичь.
Однако, исследователи в области возрастной психологии и физиологии подчеркивают, что способность человека к сознательной регуляции собственного поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Часто встречаются немотивированный риск, неумение предвидеть последствия собственных поступков, в основе которых могут лежать не всегда достойные мотивы. Лисовский В.Т. подчеркивает, что 19-20 лет является возрастом бескорыстных жертв и полной самоотдачи, однако бывают и частые случаи отрицательных проявлений.
Функционирование и формирование психических процессов в возрасте 17-22 года в большинстве своем зависит от того, каким образом преодолено противоречие между уровнем учебной деятельности, сложившийся и закрепившийся у молодых людей за время обучения в средней школе, и требованиями, предъявляемые учебной деятельностью в среднем профессиональном учебном заведении.
Если данное противоречие разрешается с учетом закономерностей развития психической деятельности, тогда студент справляется с требованиями, которые ему предъявляют .
Характерная черта нравственного развития в данном возрасте заключается в усилении сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, умение владеть собой, инициатива.
Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, верности, любви, долгу).
Юность является порой самооценок и самоанализа. Самооценка осуществляется при помощи сравнения идеального «я» с реальным. Однако идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Данное объективное противоречие в развитии личности молодых людей может вызвать у них внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иной раз развязностью, внешней агрессивностью либо чувством не понятности.
Исаева Е.Р. утверждает, что «в настоящий период времени сформировалось новое поколение людей, безмятежное и еще незрелое, часто мы смотрим на них как на инопланетян – беспомощных, непонятных. Нам нужно внимательно всмотреться в этих будущих взрослых, от которых будет зависеть и наше будущее, и постараться понять, что они захотят взять от нас в Свое Будущее, а что выбросят как хлам за ненадобностью и неактуальностью. Многое из того, что было ценным для нашего поколения, перестало быть актуальным для них, утратило всякий смысл» .