Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления товарными запасами предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия 5
1.2 Методы анализа товарооборота предприятия 9
1.3 Показатели эффективности использования товарных запасов предприятия 12
2 Анализ товарооборота и товарных запасов на примере компании ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт» 17
2.1 Общая характеристика компании ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт» 17
2.2 Анализ товарооборота ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт» 22
2.3 Направления совершенствования деятельности ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 1 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночной экономике важное значение имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов на предприятиях.
Основной целью формирования товарных запасов является обеспечение устойчивого предложения товаров с учетом покупательского спроса. Кроме того, предложение товаров должно быть представлено в виде ассортимента, соответствующего типу предприятия.
Таким образом, ассортимент товаров является основным моментом для создания товарных запасов.
Всё это подчеркивает актуальность данной темы. Целью исследования является анализ сущности товарооборота и товарных запасов, а также выявление путей для совершенствования деятельности предприятия.
В связи с выбранной темой определяются следующие задачи:
Рассмотреть понятие, экономическую сущность и классификацию товарооборота и товарных запасов.
Изучить методы анализа товарооборота и эффективности использования товарных ресурсов предприятия.
Провести анализ товарооборота и товарных запасов компании ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт».
Предложить варианты улучшения товарооборота и хозяйственной деятельности ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт».
Объектом исследования является компания ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт».
Предметом исследования выступает специфика товарооборота и управления товарными запасами предприятия. Методологической основой исследования служат методы и приемы, выработанные экономической наукой, такие как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение.
Структура курсовой работы включает во введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты, связанные с сущностью товарооборота и товарных запасов, а также их характеристиками. Во второй главе будет проведён анализ товарооборота и товарных запасов компании.
Заключение будет содержать итоги и выводы исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарными запасами предприятия
1.1. Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия
Одним из ключевых элементов товарных ресурсов являются товарные запасы, которые во многом формируют будущий ассортимент и определяют структуру товарооборота.
Запасы на торговом предприятии составляют часть товарного обеспечения и представляют собой совокупность товарной массы в процессе её перемещения от производства к потребителю[8]. Таким образом, товарные запасы — это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящееся на складах, в торговых предприятиях и в пути на определённую дату.
Товарные запасы, формирующиеся на торговом предприятии, оцениваются как сумма запасов в стоимостном выражении, количество запасов в натуральном выражении или как размер запасов в днях товарооборота.
Они постоянно движутся и обновляются, а потребление является завершающей стадией этого процесса. Основная функция товарных запасов в оптовом звене заключается в удовлетворении потребностей оптовых покупателей.
Ассортимент товаров на каждом этапе товарного обращения служит исходным фактором для формирования товарных запасов.
К товарным запасам торговых предприятий обычно не относят активы с сроком использования более 12 месяцев и незавершенное производство.
Товарные запасы представляют собой товары, которые торговые предприятия закупают (полностью или частично оплаченные) для последующей реализации. В момент реализации товарные запасы перестают считаться таковыми.
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия товарных запасов на торговых предприятиях.
Формирование необходимых объемов товарных запасов позволяет гарантировать устойчивость ассортимента, осуществлять определённую ценовую политику и улучшать уровень удовлетворения потребностей покупателей. Это создаёт потребность в поддержании оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов на всех предприятиях.
Можно выделить следующие функции, которые выполняют товарные запасы на предприятии:
Гарантируют непрерывность расширенного производства и обращения;
Удовлетворяют платежеспособный спрос населения, выступая в качестве формы товарного предложения;
Отражают взаимосвязь между объемом и структурой дохода и товарного предложения.
Существуют определённые признаки, по которым осуществляется классификация товарных запасов предприятий. Данная классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация товарных запасов
Признак Виды
Место нахождения - на предприятиях торговли
- в промышленности
- в пути
Назначение - текущего хранения
- сезонного накопления
- досрочного завоза
Единицы измерения - в стоимостном измерении
- в натуральном измерении
- в днях-оборотах
Цель - потребительские
- производственные
Срок - на отчетную дату
- входные (начальные)
- выходные (конечные)
Величина - максимальные
- минимальные
- средние
Исполняемая функция - текущие
- подготовительные
- страховые
- сезонные
Текущие товарные запасы предназначены для удовлетворения повседневных потребностей компаний, в то время как сезонные запасы обеспечивают непрерывность торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения.
Товарные запасы досрочного завоза необходимы для поддержания стабильности торговли в удалённых районах в период между поставками товаров.
Необходимость создания товарных запасов обусловлена следующими факторами:
Время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку и разгрузку;
Особенности территориального размещения производства;
Несоответствие производственного и торгового ассортимента товаров, требующее подсортировки, упаковки и обработки;
Сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
Условия транспортировки товаров и расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
Возможности хранения товара.
Наличие товарного запаса является важным условием для обеспечения непрерывности процесса производства и обращения продукции.
В то же время запасы не должны быть избыточными, так как это ведёт к увеличению издержек производства и обращения, поскольку именно в товарных запасах аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов торгового предприятия [1]. Таким образом, управление запасами представляет собой ключевую деятельность, являющуюся важной областью управления компанией как с точки зрения трудоёмкости, так и связанных с ней затрат[1].
Размер товарных запасов в значительной мере зависит от объёма и структуры товарооборота.
Для торговых предприятий важно поддерживать оптимальное соотношение между величиной товарооборота и товарными запасами. Недостаток запасов может привести к трудностям в обеспечении товарооборота, в то время как избыточные запасы вызывают дополнительные потери, повышают потребность в кредитовании и увеличивают расходы на выплату процентов.
Кроме того, избыточные запасы требуют больших затрат на их хранение, что в конечном итоге ухудшает финансовое положение торговых предприятий [3].
Товарооборот — это объем продаж товаров и предоставляемых услуг торговой организацией в денежном выражении за определённый период времени.
Существует три основных вида товарооборота:
Розничный товарооборот — это реализация потребительских товаров населению и другим конечным потребителям, завершающая процесс обращения на потребительском рынке.
Оптовый товарооборот — характеризует реализацию потребительских товаров, подвергшихся определённой технологической обработке на предприятии, различным оптовым покупателям, которые организуют дальнейшую продажу этих товаров конечному потребителю.
Торгово-посреднический товарооборот — описывает объем посреднических операций по купле-продаже потребительских товаров, осуществляемых организацией без технологической обработки.
1.2. Методы анализа товарооборота на предприятии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вахрушина, М.А., Пласкова, Н.С. (ред.). Анализ финансовой отчетности: Учебник. Москва: Вузовский учебник, 2020. – 367 с.
2. Суглобов, А. Е., Жарылгасова, Б. Т., Савин, В. Ю. и др. Аудит: учебник для бакалавров. Под ред. д. э. н., проф. А. Е. Суглобова. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 373 с.
3. Герасименко, А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов: практическое руководство. 9-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2021. – 432 с.
4. Дудник, Д. В., Шер, М. Л. Основы финансового анализа: учебное пособие. – Москва: РГУП, 2021. – 232 с.
5. Илышева, Н. Н., Крылов, С. И. Анализ финансовой отчетности: учебник. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
6. Казакова, Н. А., Когденко, В. Г., Мельник, М. В. Финансы и финансовый анализ: учебник. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 201 с.
7. Камысовская, С. В., Захарова, Т. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 432 с.
8. Абросимова, Е. А. Организаторы торгового оборота : учебник для вузов / Е. А. Абросимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
9. Барышникова, Н. А. Экономика организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с.
10. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 577 с.
11. Розанова, Н. М. Управленческая экономика : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 425 с.
12. Шимко, П. Д. Экономика : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко, И. А. Максимцев. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 529 с.
13. Сайт Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/
14. Сайт Лукойл – официальный сайт Компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lukoil.ru
15. Сайт Лукойл Лукойл – уралнефтепродукт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uralnp.lukoil.ru/
16. Сайт РБК – Последние новости дня в России и в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru
17. Сайт Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.bigenc.ru
18. Сайт журнал про ваши деньги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru
19. Сайт Аргументы и факты – последние новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru
20. Сайт РИА – новости – события в Москве, России и мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru