Фрагмент для ознакомления
2
Бизнес-процесс – аспект деятельности предприятия, который направлен на решение определенных задач.
В настоящее время все предприятия испытывают потребность в эффективной организации своего бизнеса. Для этого им необходимо учитывать все процессы, протекающие внутри фирмы, уметь их координировать и улучшать. От грамотности организации бизнес-процессов зависит успешность компании на рынке.
Бизнес-процесс направлен на достижение определенных организационных целей бизнеса. Все процессы при этом можно разделить на управление, операционные и вспомогательные элементы.
Рисунок 1.1.1 – Бизнес-процессы компании [1, c.113]
Современные предприятия различного профиля и сферы деятельности испытывают нужду в том, чтобы эффективно организовать свои бизнес-процессы. Такая практика необходима руководству предприятий для того, чтобы стабильно в больших количествах получать эффект от своего функционирования в виде прибыли. Организация и повышение эффективности бизнес-процесса является неотъемлемой частью менеджмента любого бизнеса.
Бизнес-процесс представляет собой процесс совершения операций на предприятии, которые затем будут помогать удовлетворять потребности клиентов компании.
Рисунок 1.1.2 – Структурная схема бизнес-процесса [8, c.76]
В бизнес-процесс предприятия входят:
-основные процессы, которые включают в себя заготовительную деятельность,
-вспомогательные процессы – это регулирующая деятельность,
-обслуживающие процессы – оказание разнообразных услуг в бизнес-процессах разного уровня и профиля.
При этом в целом бизнес-процесс также будет включать в себя рабочий и нерабочий период.
Рабочий период – это время, когда работники предприятия непосредственно занимаются бизнес-процессами.
Нерабочий процесс включает в себя перерывы, время отдыха работников от бизнес-процесса.
Рисунок 1.1.3 – Схема функционирования задач бизнес-процесса [9, c.154]
Для того чтобы бизнес-процесс реализовывался эффективно, необходимо им управлять. Управление бизнес-процессом включает в себя совокупность действий и инструментов высшего руководства и менеджмента компании, которые направлены на реализацию основных задач бизнеса. Они включают в себя:
-планирование,
-регулирование,
-контроль,
-оценка,
-коррекция,
-мониторинг,
-улучшение.
Все бизнес-процессы подчиняются единой цели организации – получать доход и удовлетворять максимальное количество потребителей.
Рисунок 1.1.4 – Классификация бизнес-процессов [11, c.98]
Система управления бизнес-процессами будет включать:
-вертикальную организацию бизнеса,
-стандартизацию,
-использование различных инструментов и информации,
-совершенствование,
-обеспечение социальной инфраструктуры.
Система управления бизнес-процессом включает в себя многие сферы деятельности предприятий: организацию труда и менеджмент.
Вертикальная организация бизнес-процессов подразумевает, что на предприятии создан целый комплекс подразделений, которые исполняют свои собственные задачи и подчиняются высшему менеджменту. Она связана с минимизацией затрат и максимизацией прибыли.
Стандартизация бизнес-процесса включает в себя соблюдение единых стандартов.
Социальная инфраструктура предприятия обеспечивает грамотную систему управления кадрами. Здесь речь идет об обеспечении труда и отдыха, о создании безопасных рабочих мест, о стимулировании труда и т.д.
Бизнес-процесс включает различные этапы, начиная с ввода ресурсов и в процесс и заканчивая установлением связей с потребителем.
Эффективный бизнес-процесс зависит от наличия технологий у предприятия, от имеющейся организационной структуры, от кадрового состава.
Во время любого бизнес-процесса используются различные ресурсы, рабочая сила, оборудование, техника.
Рисунок 1.1.5 – Функции бизнес-процессов [14, c.109]
Для организации бизнес-процесса используются различные ресурсы, инструменты и технологии. От того насколько предприятие способно обеспечить себя качественным исходным сырьем, будет зависеть эффективность процесса.
В бизнес-процессе участвуют:
-ресурсы,
-техника,
-кадры,
-IT-технологии,
-вспомогательные материалы и инструменты.
Предприятию важно учиться принимать такие масштабные решения, которые помогут ему повысить общий уровень эффективности и продажи.
Рисунок 1.1.6 – Схема организации бизнес-процессов
Ключевые элементы и критерии выполнения бизнес-процесса:
- объемы операций,
- использование информации
- эффективность использования ресурсов,
- квалифицированность персонала,
- внедрение новшеств и технологий в бизнес.
От этих элементов в целом будет зависеть эффективность ведения бизнеса на предприятии.
Рисунок 1.1.7 – Формирование бизнес-процесса
Далее бизнес-процесс всегда связан с наличием затрат, которые необходимо минимизировать. Предприятие должно обеспечить эффективное использование труда своих рабочих и капитала для производства конечного продукта. Если предприятие будет использовать меньшее количество ресурсов, то оно сможет повысить эффективность за счет экономии на масштабе. Меньшее количество использованных ресурсов позволяет расширять производство и направлять их в другие процессы. Если же издержки растут, тогда мы можем говорить о том, что уровень развития бизнеса в этой компании находится на низком уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие/ под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2019.
Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения: учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021.
Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту: учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019.
Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020.
Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 2019.
Герман Шрёдер. Руководить сообразно ситуации. — М.: Интерэкспорт, 2023.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент: Пер.с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2019.
Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2019.
Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021.
Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – Москва : ИНФРА-М, 2021.
Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А. Зудина. – М.: Инфра-М, 2022.
Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2019.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019.
Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2023.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019.
Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 266 с.
Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2022.
Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2022.
Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2020.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2019.
Pankaj Lochan. ORGANIZATIONAL QUALITY MANAGEMENT. - Executive Director & Group CHRO with JSPL, 2020
Besterfield. Total Quality Management 5E By Pearson. 2021
John S. Oakland. Total Quality Management and Operational Excellence. - Chairman of The Oakland Group, 2020