Фрагмент для ознакомления
2
Общества с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» (далее ООО «НОК») образовано 14 июля 2006 года и является дочерним зависимым обществом ПАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» (100% учредитель). Производственная деятельность предприятия началась с 1 октября 2006 года. В структуру Общества входят два подразделения
Механический завод и созданный в январе 2009 года на базе заводов «Стройкомплект» и «ТИСМА» - Завод строительных материалов и конструкций. Основной задачей Общества с момента его создания является оперативное обеспечение горнорудных, обогатительных, металлургических, строительных и ремонтных предприятий Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» и других отраслевых комплексов Компании следующей продукцией:
- запасными частями
- нестандартным оборудованием
- металлоконструкциями
- прокатом
- минераловатными изделиями
- изделиями из пенополиуретана для теплоизоляции трубопроводов
- Сборным железобетоном
- Продукцией деревообработки
И другой продукцией, необходимой для стабильной работы основного технологического оборудования Компании. Наряду с этим, Общество работает над улучшением качества выпускаемой продукции, повышением технического и технологического уровня производства, расширением номенклатуры выпускаемых изделий, культурой производства и созданием безопасных условий труда, с оптимальными материальными и трудовыми затратами [15].
Качество продукта и услуг – это не просто индивидуальный вопрос для единичных изготовителей, это проблема общенациональная. На сегодняшний день уже имеется единая заинтересованность управляющих страны и регионов, изготовителей и поставщиков продукта, жителей в повышении качества продукта и услуг.
Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не иным объектом». Качество – идеальный характеристики, подтверждающие совершенство продукта. Качество невозможно измерить, его можно только ощутить, при этом оно вызывает духовное наслаждение у человека [1].
Ученый из Японии Исикава К. в ходе совместной работы с ученым из Америки Джураном Д. к сущности понятия «качество» отнесли уровень удовлетворения запросов и потребностей клиентов компаний. В толкованиях других ученых суть данного понятия можно сказать, что осталась практически неизменной.
Американский эксперт в области системы качества Д. Джуран отразил в своих работах следующее утверждение: «качество выражает – является ли продукт пригодным к употреблению. «Качество» объединяет в себе следующие составляющие: восприимчивость покупателями проекта создаваемого продукта; уровень того, насколько товар соответствует проекту; является ли товар доступным для того, чтобы его приобрести покупателями, надежным и пригодным к произведению ремонта в процессе его эксплуатации; насколько доступным является для потребителей сервис» [2].
В отношении понятия «качество» Деминг У.Э. предложил алгоритмы успешного управления – цикл принятия решений PDSA («Plan-Do-Study-Act» - планирование – действие – обучение - корректировка), используемый и в управлении качеством [3].
В СССР в 70-е годы XX века возникло понятие «комплексное управление качеством». Гличев А.В., Круглов М.И., Крыжановский И.Д., Лосицкий О.Г. определили управление качеством как постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях, обеспечивающий создание продукции оптимального качества [4].
Современный экономический словарь [5] управление качеством продукции трактует как «процесс управления деятельностью сотрудников компаний по достижению и обеспечению динамичной сбалансированности характеристик продукции и потребности в этих свойствах для наиболее полного удовлетворения данных потребностей».
Исследования Фейгенбаума Э.А. привели к дополнению понятия качества обратной связью от потребителей и учетом данной связи для усовершенствования процессов управления качеством. Сбор обратной связи производится через опросы мнений, внедрение моделей краудсорсинга (привлечения к решению тех или иных вопросов деятельности широкого круга лиц, выходящего за рамки организации, а иногда и за рамки страны).
Согласно действующим национальным стандартам Российской Федерации [6] понятие «качество» определяется в качестве «степени соответствия всем характеристикам продукта, то есть требованиям, ожиданиям и / или установленным правилам, как правило, предусмотренным или обязательным». Международная организация по стандартизации в своих стандартах дало определение качеству – это совокупность характеристик и свойств услуги или продукции, придающих им способность удовлетворять предполагаемые или обусловленные потребности.
Качество включает не только выполнение функций в соответствии с назначением, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
Качество – это то, что определяет имидж компании, влияет на увеличение прибыли. Управление качеством в компании это функция, выполняемая не одним подразделением [7].
Рассмотрев разные толкования понятия «качество» можем сделать такой вывод, что качество – это совокупность различных элементов продукта, которые показывают его состояние, обусловленное, прежде всего, потребностями покупателей с целью их удовлетворения.
При всем при этом важно отметить такой момент, что создание качества продукта на всех стадиях его жизненного цикла [8]. Вместе с тем, важно понимать, что качество зависит от очень многих вещей. Этот параметр определяется и организационной структурой предприятия в целом, и отлаженностью каждого отдельного рабочего процесса, в частности. Для того чтобы выжить в конкурентной среде, компании вводят системы менеджмента качества (СМК), которые помогают поддерживать заданный фирмой стандарт продукта [9].
Рассмотрим и проанализируем роль качества продукции для экономики в целом, а так же для предприятия и потребителя в частности.
Роль качества продукции значительно возрастает при усилении прямых хозяйственных связей между предприятиями и повышением конкурентоспособности. Качество продукции определяет ее полезность, пригодность к использованию. Конкурентоспособность определяется рядом факторов:
-качеством;
-потребительной стоимостью;
-рекламой;
-удобством сервиса;
-доверием потребителя к поставщику и т.д.
Однако основными факторами являются два: качество и потребительная стоимость. Эти категории «качество» и «потребительная стоимость» продукции имеют одно экономическое содержание, обладают единством качественной и количественной сторон.
Качественная сторона категории «потребительная стоимость» – это способность продукта удовлетворять определенную потребность. Эта способность имеет место и реализуется благодаря тому, что продукт обладает совокупность определенных полезных свойств. Количественная сторона «потребительной стоимости» – это степень (мера) удовлетворения определенной потребности продуктом.
Качественная сторона экономической категории «качество продукции» – это способность единицы продукта удовлетворять определенную потребность. Количественная сторона категории «качество продукции» – это степень (мера) удовлетворения определенной потребности единицей продукта.
Общей экономической основой этих категорий является то, что они связаны с удовлетворением определенной потребности. Потребительная стоимость имеет отношение к удовлетворению заданной потребности через массу продуктов, тогда как качество продукции относится к удовлетворению потребности через единицу продукта.
Существуют два ведущих признака качества продукции:
Качество продукции должно соответствовать структуре и динамике общественных потребностей. Только в этом случае потребности удовлетворяются с наименьшими затратами.
Качество продукции имеет некоторое оптимальное значение. При низком качестве продукции необходимо увеличивать ее выпуск, выделять значительные средства на эксплуатационно-технические мероприятия и ремонт. Однако убыточно и завышение качества относительно потребностей общества, так как при этом высокие качественные показатели будут использоваться не в полной мере.
Сильная связь между потреблением и производством в условиях рыночной экономики обуславливает необходимость выделения экономического закона приоритета потребителя в признании потребительных свойств продукта и затрат труда на его производство и.
Общественное признание полезности продукта труда, т.е. его потребительной стоимости, равно как и затрат труда на ее производство и потребление, осуществляется в конечном итоге непосредственными потребителями продукции.
Качество производимой продукции повышает эффективность экономики страны, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает более полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировом рынке. Повышение качества продукции как фактор роста производительности труда проявляется в сокращении количества продукции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей. Чем выше качество продукции, тем эффективнее и производительнее весь общественный труд, тем лучше удовлетворяются общественные потребности. Поэтому центральным звеном экономической политики и практической работы становится повышение качества продукции. Продукция должна воплощать в себе последние научные достижения, соответствовать высоким технико–экономическим, эстетическим и другим потребительским требованиям, быть конкурентоспособной на мировом рынке. Такая постановка задачи ориентирована на наращивание темпов экономики, рост производительности труда, увеличение национального богатства, расширение экспортных возможностей страны.
Для выпуска высококачественной продукции изготовитель должен осуществить выбор и внедрить в производство наиболее прогрессивные технологии, в которых использованы новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и технике, обеспечить максимальную точность и стабильность технологических процессов.
Решение проблемы качества является обязанностью каждого работника фирмы. Они должны нести полную ответственность за свою продукцию на мировом рынке.
Одним из основных документов, отражающих уровень качества продукции при аттестации, является «Карта технического уровня и качества продукции» (ГОСТ 2.116-84).
Выбор номенклатуры показателей качества продукции необходимо проводить с учетом:
- назначения и условий использования продукции;
- анализа требований потребителя;
- задач управления качеством продукции;
- состав и структуры характеризуемых свойств и основных требований к показателям качества продукции.
Порядок выбор номенклатуры показателей качества продукции предусматривает определения:
- виды (группы) продукции;
- цели, применения номенклатуры показателей качества продукции;
- исходной номенклатуры группы показателей качества продукции;
исходной номенклатуры показателей качества продукции по каждой группе;
- метода, выбора номенклатуры показателей качества продукции.
Вид (группу) продукции устанавливают на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих продукцию по назначению и условиям применения. Примером документов отраслевого уровня могут служить отраслевые методики уровня качества продукции.
Метод выбора неотъемлемой и достаточной номенклатуры показателей качества продукции установлен стандартами и методиками выбора номенклатуры показателей качества, а также отраслевыми методиками оценки уровня качества продукции [4].
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, которые определяют область ее применения и назначения. В стандартах на номенклатуру показателей и отраслевых методиках оценки уровня качества продукции необходимо указывать показатели назначения для разных условий применения продукции.
Показатели назначения следует определять только по главным показателям, характеризующим важнейшие свойства оцениваемой продукции. В этой группе показателей включены такие подгруппы как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Цзинькэ Ц., Киматова Р.Г., Кубашева Г.А. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 7. № 3. С. 183–192
2. Джуран, Дж. Качество в истории цивилизации.: Эволюция, тенденция и перспективы управления качеством / Дж. Джуран. М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. 208 с.
3. Деминг, У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У.Э. Деминг. М.: Альпина Паблишер, 2018. 424 с.
4. Белобрагин В. Системы управления и их эволюция. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY13/su-evolution.htm (дата обращения: 25.11.2024).
5. ГОСТ ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: АО «Кодекс». 2015. 47 с.
6. ГОСТ ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». М.: Стандартинформ. 2011. 81 с.
7. Чернова, Е.В. Технология ресторанного сервиса: Учеб. пособие / Е.В. Чернова, Н.П. Котова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 176 с.
8. Богатов, Т. В центре внимания – клиент и потребитель / Т. Богатов // PC Week. 2018. № 40. 32с.
9. Мусколинов В. За качество отвечаю! Для чего нужна система менеджмента качества // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/245 (дата обращения: 25.11.2024).
10. Система менеджмента качества (СМК): понятие, принципы, цели. URL: https://promdevelop.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-ponyatie-printsipy-tseli/ (дата обращения: 25.11.2024).
11. Что входит в понятие система менеджмента качества? // Единый стандарт. 2023. URL: https://1cert.ru/vopros-otvet/chto-vkhodit-v-ponyatie-sistema-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 25.11.2024).
12. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер; пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2018. 71 с.
13. Вишняков О., Крохин В., Молодов М. Система менеджмента качества (СМК) – что это такое и для чего она нужна. URL: https://www.fd.ru/articles/6752-sistema-menedjmenta-kachestva-smk-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-ona-nujna (дата обращения: 25.11.2024)
14. ГОСТ ИСО 14001:2015 «Системы экологического менеджмента – Требования и руководство по применению» / пер. с англ. А. Голубков. URL: https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-14001-2015-%28rus%29.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
15. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». М.: Стандартинформ. 2014. 25 с.
16. Опыт внедрения интегрированной системы менеджмента СУ-920. URL: http://ruskonsalting.com/kompaniya/nashi-stati/opyt-vnedreniya-integrirovannoj-sistemy-menedzhmenta-su-920/ (дата обращения: 25.11.2024).
17. ГОСТ ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования». М.: Стандартинформ. 2018. 38 с.
18. Гранько О. Кайдзен и Total Quality Management японский метод управления. 2019. URL: https://worksection.com/blog/kaizen.html (дата обращения: 25.11.2024).
19. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2015. № 10. С. 20–23.
20. Гришан И.А. Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка // Стандарты и качество. 2020. № 2. C. 60–61.
21. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества. 2020. № 8. С. 14–18.
22. Копнов В.А, Рогов А.А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество. 2021. № 3. С. 60–64.