Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования объясняется тем фактом, что в современном бизнесе наблюдается значительная конкуренция. Это создаёт трудности для предприятий, независимо от их формы собственности и сферы деятельности, в условиях текущей экономической ситуации, что в некоторых случаях может приводить к банкротству и закрытию бизнеса. Некоторые предприниматели выбирают путь модернизации посредством реорганизации, и закон предоставляет инструменты для выхода из кризисных ситуаций, при условии их правильного применения.
К сожалению, некоторые недобросовестные бизнесмены используют процедуры ликвидации как способ уклонения от уплаты налогов и долгов, что часто порождает судебные конфликты, так как существует возможность оспаривания ликвидации с целью возврата средств кредиторов.
Ликвидация и реорганизация могут быть как добровольными, так и принудительными, при этом в первом случае инициатива исходит от учредителей, а во втором — от государственных органов. Принудительная ликвидация бывает необходима при систематических нарушениях законодательства.
Тем не менее, это лишь часть причин, и важно помнить, что ликвидация организаций приводит к серьёзным социальным последствиям, включая рост безработицы и снижение доходов населения. Таким образом, действия по ликвидации и реорганизации должны строго соответствовать законодательству для защиты прав работников и кредиторов.
Целью работы является комплексный анализ институтов ликвидации корпорации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие ликвидации юридического лица корпорации;
-изучить источники правового регулирования процедуры ликвидации корпорации;
-описать основания ликвидации корпорации;
-проанализировать добровольную ликвидацию;
-исследовать принудительную ликвидацию;
-выявить последствия ликвидации корпорации.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере ликвидации коммерческих организаций.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты ликвидации коммерческих организаций.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ
1.1 Понятие ликвидации корпорации
Механизм по прекращению деятельности организаций, а именно - институт государственной регистрации их ликвидации, выступает ключевым элементом гражданско-правовой системы России. Данный процесс основывается на нормах Гражданского кодекса РФ и особенностях Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сущность процедуры заключается в окончательном завершении существования компании, исключая возможность дальнейшего функционирования как субъекта гражданских правоотношений.
Статья 61 ГК РФ чётко определяет особенности данного института - ликвидация происходит без передачи прав и обязанностей к другим участникам. Это имеет глубокое значение для всех заинтересованных сторон: от самой компании до её кредиторов, подчеркивая необходимость надёжного регулирования взаимодействия между регистрирующими органами, ликвидируемой организацией и ее кредиторами.
Ликвидация может быть запущена как по решению учредителей (добровольно), так и в принудительном порядке через суд. Основания для такой процедуры устанавливаются либо волей собственников компании, либо на основании судебного решения с учётом специфики для государственных корпораций. Высокая социальная значимость темы обуславливает постоянные правовые изменения в этой области.
Сравнение ликвидации и реорганизации выявляет фундаментальное различие: если первая влечёт полное прекращение деятельности, то вторая предполагает её преобразование. Однако отсутствие детальной регуляции процесса добровольной ликвидации Гражданским кодексом открывает простор для злоупотреблений и необоснованных решений о закрытии компаний.
Такие ситуации могут серьезно ущемлять права кредиторов, а также участников экономических отношений с ликвидируемыми организациями. Это подчеркивает острую потребность в законодательном ужесточении ответственности за подобные нарушения и злоупотребления, направленной на защиту интересов всех сторон процесса.
Систематическое изучение действующих норм показывает отсутствие жестких сроков для полной процедуры ликвидации корпорации, но ключевым этапом является обязательное уведомление кредиторов не позднее чем за два месяца с начала ликвидационных мероприятий. Основные сложности при закрытии компаний связаны: с составлением промежуточного акта; с формированием и утверждением ликвидационного баланса.
Несмотря на то, что законодательство предписывает только подготовку этих двух документов, в реальной практике налоговые службы часто настаивают: на предоставлении квартальных бухгалтерских отчетов; применяют штрафные санкции за их отсутствие.
Анализ научного сообщества выявляет правомерность таких требований как спорную, указывая на несоответствие действующему регулированию и отсутствие нормативных актов по процедурам подачи промежуточного и ликвидационного балансов в контролирующие органы.
Ликвидация юридического лица считается завершённой лишь после внесения записи о прекращении его существования в Единый государственный реестр. Ликвидационная комиссия получает подтверждение об этом не ранее чем через пять рабочих дней с момента удовлетворения налоговыми органами представленного ликвидационного баланса.
Особняком стоит вопрос о прекращении деятельности государственных корпораций, обладающих особым статусом в правовой системе. В связи с этим: отсутствует единый законодательный порядок их ликвидации; требуется разработка и принятие специальных нормативов для регулирования данной процедуры.
Таким образом, существующие пробелы в законодательстве приводят к правовым коллизиям и затруднениям на практике, подчеркивая необходимость доработки норм по ликвидации корпораций с учетом специфических особенностей различных видов юридических лиц.
Ликвидация юридического лица, согласно п.2 ст.61 ГК РФ, осуществляется как по инициативе его основателей (учредителей), так и без её учёта при наличии обоснованных судебных оснований. В случае же государственных корпораций процесс их ликвидации строго регламентирован: возможен лишь на основе решения от имени Российской Федерации, закреплённого в федеральном законодательстве, что подчеркивает особую значимость и актуальность данного процесса исключительно через механизм принятия решений учредителем.
Таким образом, правовая база для государственной регистрации ликвидации корпораций требует доработки, так как существующий механизм демонстрирует серьёзные пробелы в законодательстве и необходимость улучшения корпоративных норм и норм о государственной регистрации.
1.2 Этапы ликвидации корпорации
Решение о ликвидации юридического лица
Уведомление контролирующего органа: Решение учредителей или участников юридического лица о его прекращении влечёт за собой обязательное информирование компетентного государственного регистрирующего органа в письменном виде на протяжении трёх рабочих суток. Это необходимо для внесения соответствующей информации в Единый государственный реестр (о начале процедуры ликвидации) и публикации данного решения согласно законодательству.
Правила проведения ликвидации:
- Вне зависимости от оснований, приведших к прекращению деятельности юридического лица, учредители/участники обязаны осуществить все этапы ликвидации за счёт его активов.
- При дефиците средств у юридической структуры, расходы покрываются участниками лично.
Организация процесса:
После принятия решения о ликвидации создаётся специальная комиссия или назначается единоличный исполнитель (ликвидатор), который получает все полномочия по ведению дел. Комиссия действует от имени компании, обеспечивая добросовестное и разумное управление процедурой с учётом интересов как самой организации, так и её кредиторов.
В случае недостаточности активов для удовлетворения требований кредиторов, дальнейшая ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии c пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30 июля 2013 г.: Изменение управления юридическим лицом (пункты 3 ст. 62 ГК, пп.1 ст.94 и пп.2 ст.126 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности"), включая передачу полномочий без доверенности по решению учредителей или уполномоченных органов, не влияет на местоположение юридического лица.
Процесс ликвидации:
Ликвидационная комиссия:
- Осуществляет публикацию в СМИ извещения о процедуре закрытия и сроках (минимум два месяца) для предъявления требований кредиторами.
- Принимает меры по выявлению всех кредиторов, сбору дебиторской задолженности и письменному уведомлению их.
После установленного периода:
1. Формируется промежуточный ликвидационный баланс с данными об активах компании и требованиями кредиторов.
2. Утверждение этого документа происходит:
- Согласованием учредителями или органом, принявшим решение о закрытии,
- При необходимости — согласованием в уполномоченных государственных органах.
При банкротстве:
- Процесс ликвидации по ГК РФ приостанавливается.
- Ликвидационная комиссия обязуется информировать всех известных кредиторов о данной ситуации.
В случае приостановления ликвидационного процесса из-за подачи ходатайства о признании банкротства, требования со стороны кредиторов подлежат выверенному рассмотрению в соответствии с нормами законодательства.
При недостаточности активов (за исключением государственных учреждений) ликвидируемой организации для удовлетворения предъявленных претензий активируется процесс реализации имущества, подлежащего аресту по закону, посредством электронных торгов. Исключительным образом рассматриваются активы стоимостью до 100 тысяч рублей, где аукционная процедура не обязательна.
При выявлении признаков банкротства или невозможности удовлетворения долгов ликвидаторы обязаны инициировать процесс в арбитражном суде с соответствующим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 64.1 Гражданского кодекса РФ, отказ либо уклонение ликвидационной комиссии от рассмотрения требований кредитора дает последнему право до утверждения итогового баланса обратиться в судебные инстанции. При положительном решении суда выплаты производятся согласно ст. 64 ГК РФ.
Ответственность членов ликвидационной комиссии или ликвидаторов за причиненный ущерб предусматривается нормами статьи 53.1 Гражданского кодекса по запросу учредителей и кредиторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
2.Белова И.Е., Иринчеев В.В. Ликвидация юридического лица, теоретические и практические вопросы защиты прав кредиторов // Вопросы российского и международного права. - 2023 - № 10А. - С. 222-227.
3. Габов А. В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. - 2021. - №2 4. С. 32-83.
4.Габов, А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. — М.: ИНФРА -М, 2021 - 203 с.
5.Горяев Б. В., Онаева И. А. Актуальные проблемы ликвидации юридических лиц // Взаимодействие науки и общества в современных условиях. – 2023 – С. 38-45.
6.Гусева, А. А. Актуальные проблемы ликвидации юридического лица // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (240). — С. 213-216.
7.Гутников О. В. Ответственность контролирующих лиц по обязательствам ликвидированного юридического лица // Цивилистика. – 2020 – Т. 2 – №. 5 – С. 214-246.
8.Давудов Д.А. Подходы к пониманию юридической силы натуральных обязательств // Закон и право. - 2020. - № 2. - С. 30-32.
9.Иншакова А.О., Турбина И.А. Специфика согласия органа юридического лица на совершение сделки на примере крупных сделок хозяйственных обществ // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2022. - №2 12. - С. 38 - 41.
10.Мухина, Е. В. Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица // Молодой ученый. - 2019. - № 36 (274). - С. 111-116.
11.Никкорев, Е. Ю. Особенности добровольной ликвидации юридического лица // Молодой ученый. - 2023. - № 17 (203). - С. 248-251.
12.Нураденов Р. Х. Проблема баланса интересов субъектов при ликвидации юридического лица. // Вопросы российского и международного права. - 2020 - №1А. - С. 86-94.
13.Остапенко О. Ю., Алексий Н. М. Юридические лица: процесс образования, ответственность, реорганизация и ликвидация // Вестник Московского университета МВД России. – 2020 – №. 6 – С. 82-85.
14.Прокопьева, Е. Н. К вопросу о ликвидации юридических лиц // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 66-68.
15.Пфеффер А. Ликвидация юридического лица // Российский бухгалтер. - 2021. - № 7. - С. 90.
16. Саргсян А. А. Принудительное применение процедуры ликвидации по инициативе учредителей (участников) юридического лица //Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. – 2022 – С. 33-37.
17. Семусов В.А. Правовое регулирование ликвидации юридического лица по российскому праву: вопросы теории и практики // Академический юридический журнал. - 2020. - № 3. - С. 35.
18.Экштейн Т.В. Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия? // Актуальные проблемы права (II): материалы международной научной конференции (г. Москва, октябрь 2023 г.). — М.: Буки-Веди, 2023. — С. 52-58
19.Эргашев А. Э. Особенности правового регулирования ликвидации юридических лиц в международном частном праве / /Universum: экономика и юриспруденция. – 2021 – №. 11 (86). – С. 19-22.
20. Яковлев А.А. Основания принудительной ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации // Вестник РГГУ. - 2023 - №1 (3). - С. 137-143.