Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде, с целью решения проблемы успешного обучения, педагоги используют различные педагогические инновационные технологии. Одной из самых популярных и актуальных педагогических технологий является проектная технология, или проектно-исследовательская. Всё большее количество педагогов используют в своей образовательной практике проектные образовательные технологии, в том числе, работу над социальными проектами.
Социальный проект – это не просто педагогическая инновационная технология. Под социальным проектом понимают вид деятельности, который направлен на решение актуальной социальной проблемы, либо на получение конкретного социального значимого результата для той, или иной аудитории.
Проектные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Опыт педагогов показывает, что в процессе работы над проектом педагог может использовать самые разнообразные средства и способы, игровые и исследовательские действия и др., что полностью соответствует требованиям реализации ФГОС на каждой образовательной ступени.
В процессе проектной деятельности важно, чтобы у ученика формировались действия самоконтроля и адекватного самооценивания. Проблемами самоконтроля в области учебной деятельности занимались исследователи В.А. Вергелес, Г.В. Дорофев, Л.М. Фридман и др.
С психологической точки зрения проблемой развития самоконтроля и самооценивания учеников в процессе учебной деятельности занимались В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, Г.А. Собиева и др.
Проблемой формирования общеучебных умений и навыков учеников, в том числе, в процессе проектной деятельности, занимались ведущие педагоги и методисты, среди которых можно отметить М.Н. Скаткина, Г.И. Щукину, И.И. Аргинскую и др.
Социальный проект должен быть полезен для той целевой аудитории, которой он предназначен. Разработка социального проекта по популяризации здорового питания, к примеру, может быть полезен целевой аудитории, которая имеет избыточную массу тела и др. Такого рода социальный проект может рассматривать все те направления практической деятельности для лиц с такого рода факторами риска.
В проектируемом и разрабатываемом социальном проекте могут быть рассмотрены различные организационные формы обучения, консультирования различных целевых групп населения по проблемам укрепления и сохранения здоровья и др.
Объект исследования: процесс разработки социального проекта по популяризации здорового питания.
Предмет исследования: средства и способы для разработки социального проекта по популяризации здорового питания.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость разработки социального проекта по популяризации здорового питания.
Задачи:
1. Провести анализ понятия социальный проект и его значение в условиях современной образовательной среды.
2. Изучить особенность разработки социальных проектов.
3. Описать педагогические условия для разработки социальных проектов.
4. Предложить методические рекомендации по разработке социальных проектов (на примере разработки проекта по популяризации здорового питания).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных дидактических и методических материалов педагогами системы профессионального и общего образования, а также, студентами педагогических вузов и колледжей в своей практической деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ методической и психолого-педагогической литературы, классификация, работа с документами, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретическая значимость социальных проектов по популяризации здорового питания
1.1. Анализ понятия социальный проект и его значение в условиях современной образовательной среды
В современном образовании, в условиях требований ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами, присутствует главный принцип «научить учиться».
Разработка обучающимися социальных проектов для различных целевых групп отвечает данному принципу, поскольку, социальный проект - это конкретные действия по решению значимых общественных проблем с вовлечением в процесс самих представителей общества и социума [12].
К социально значимым проектам можно отнести все те проекты, которые позволяют решить конкретную проблему, в частности:
-повысить гражданскую активность населения;
-улучшить городскую среду;
-оказать посильную помощь оказавшимся в сложной ситуации семьям, или уязвимым группам населения, инвалидам, пожилым людям, бездомным, сиротам и др.
-защитить экологию;
-вести просветительскую деятельность и др.
Это может означать, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет недостаточно. Главная задача педагога сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность субъекта [4].
При разработке просветительского социального проекта, который может быть связан со здоровым питанием, целевую аудиторию информируют об основных факторах риска, которые связаны с избыточной массой тела, формируют активное отношение субъекта к своему здоровью и др.
У каждого обратившегося к проекту, должна появиться мотивация к снижению избыточной массы тела. Специалисты в данной области деятельности отмечают у пациентов приверженность к диетотерапии, но далеко не каждый способен осознавать, как именно реализовать различного рода диеты, чтобы действительно достичь какой-либо пользы.
Социальный проект такого просветительского рода учит именно тому, как правильно и рационально организовать своё питание, формирует у субъекта умения и навыки по самоконтролю за количеством и качеством питания, обучает составлять диетические меню и контролируемые разгрузочные диеты и др. [25].
Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность не только учиться новым знаниям, но и применять их на практике, решая реальные проблемы и задачи. Это способствует формированию навыков самоконтроля и самооценки, что важно для развития каждой личности. Проектная деятельность стимулирует интерес к учебе и помогает учащимся осознать ценность своего труда и достижений. Такой подход способствует развитию творческого мышления и умения работать в коллективе, что важно для успешной адаптации в современном обществе.
К целям проектной деятельности относят следующие:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов субъекта (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у субъекта ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся и др.
Компетентный педагог имеет высокий уровень научно-теоретической и практической подготовленности к творческой педагогической деятельности и
эффективному взаимодействию с учениками в педагогическом процессе на основе использования современных образовательных технологий для достижения высоких учебных результатов.
Учитель несомненно хорошо представляет необходимость использования таких образовательных технологий как: коллективный способ обучения, проектный метод обучения, игровая технология, проблемное и модульное обучение и др. Сегодня практически все учителя используют в образовательном процессе средства мультимедиа [13].
Как правило, грамотное и системное использование различного рода образовательных технологий обеспечивает высокую мотивацию обучающихся к занятиям, в процессе проектной деятельности. Ученики имеют возможность демонстрировать свой опыт работы, свои достижения, как индивидуальные, так и при работе в группе. Практически все без исключения учителя технологии владеют проектной образовательной технологией [19].
Учебный (социальный) или исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС. Это актуально для каждого образовательного уровня. Это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволят обеспечить возможность ученику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность.
Занятия с проектами должны стать в образовательном процессе неотъемлемым компонентом, как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Проектная учебная деятельность является неотъемлемым компонентом системы образования и развития учащихся. Проектирование учеников может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано. Оно позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда. Педагогу это помогает создавать ситуацию успеха для каждого ученика [22].
Педагоги должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над проектами и др. Метод проектов, в том числе, социальных, является методом практического целенаправленного действия. Он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта.
Метод проектов является педагогической технологией, которая актуализирует субъектную позицию ученика в педагогическом процессе. Социальные проекты учеников могут быть самыми разнообразными. Проект может учебным, социальным, творческим, может быть связан с содержанием учебного предмета, может быть экологическим, или может быть связан с нравственно – патриотическим воспитанием и др. Преимущество проектных технологий заключается в том, что этот метод идёт от ученических потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующих детскую учебную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность учеников относится к инновационным технологиям. В отечественной педагогической науке принято отождествлять понятия проектных технологий и метода проектов в обучении. Метод проектов не является принципиальной инновацией. Педагоги определяют суть метода проектов следующим образом. По их мнению – это оптимальный способ стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [20].
Категорий и понятий проектов существует сегодня много, причём на любой образовательной ступени, поскольку - это регламентировано требованиями ФГОС. Проектирование в образовании имеет общие определения, принципы и этапы. Проектная деятельность – это, совместная учебно-познавательная и творческая деятельность учеников, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности.
Проектное обучение – это вид отдельной деятельности. Она ограничена во времени и специально организована для получения конечного продукта деятельности. Всё это позволяет решать определённые учебные задачи и проблемы. Важно отметить, что проектная деятельность сегодня чрезвычайно популярна и полезна, как среди педагогов, так и среди учеников.
Проектная деятельность позволяет раскрыть личностные характеристики субъекта. Она всегда подразумевает личностно ориентированный подход к каждому ученику, поскольку развивает их творческие и интеллектуальные способности в процессе работы над проектом.
К важным моментам в области проектной деятельности относят уникальную деятельность, которая направлена на достижение заранее определенного результата. Изначально – это предполагает создание определенного уникального продукта или услуги.
Уникальным этот процесс можно назвать потому, что он состоит из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности. Эта деятельность имеет начальную и конечную даты работы над проектом. Ограничения могут быть включены не только по срокам, но и по стоимости ресурсов.
Цели проекта могут быть краткосрочными и долгосрочными. Достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. Конечная цель в проекте должна быть достижимой. Проект при обучении можно использовать как одну из форм самообразовательной деятельности субъекта.
Разработка проекта начинается с анализа ситуации. Ученик самостоятельно формулирует идеи и замыслы проекта [15].
Выбор тематической направленности учебных проектов происходит чаще всего, в целях углубления теоретических знаний. Пи этом, возможна ситуация, когда проект несет в себе практическую ценность для участников проекта. Педагог в этом случае играет роль модератора деятельности ученика, или группы учеников, которые учатся самостоятельному анализу и выбору интересующей их сферы деятельности.
Процесс внедрения в образовательные процессы проектных и исследовательских технологий гарантируют решение многих актуальных вопросов и проблем. Благодаря внедрению инновационных технологий, в том числе, проектных, образовательной системе школы обеспечен выход на новый уровень и этап развития. Многие инновации сегодня неразрывно связаны с использованием цифровых технологий, мультимедиа и ИКТ. Для создания качественного проекта цифровые технологии чрезвычайно важны.
Как отмечают педагоги, обучение должно быть интерактивным и содержательным. Ученику должна быть интересна сама дисциплина, которую он изучает. Лишь в этом случае можно будет говорить о качестве разработанного ученического социального проекта.
Учебный процесс должен способствовать не только получению новых актуальных знаний. Он должен способствовать формированию коммуникативных навыков, и личностно значимых качеств субъекта. Все эти процессы в ходе обучения сегодня обеспечивает личностно ориентированный подход, и реализация компетентностной образовательной модели. Очень важно говорить о том, что в процессе проектного обучения нужно формировать устойчивость интереса учеников как к теории, так и к практике.
При этом важно развивать способность учеников к самообразованию и интерес к научным изысканиям в конкретной заданной области. Ученики должны хорошо понимать, как именно они будут применять на практике всё то, что получили в ходе выполнения проекта.
1.2. Особенность разработки социальных проектов
В ходе работы над проектом, задача педагога заключается в формировании личностного потенциала каждого ученика. Это именно то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда педагог сам выступал в роли источника информации. Инновационные технологии позволили перейти на проблемно-ориентированное обучение. В этом процессе образовательные задачи решаются на основе реально существующих проблем [10].
Все основные педагогические инновации связаны с применением интерактивных форм и методов обучения и это никак не зависит от конкретного названия той, или иной, инновационной образовательной технологии. Внедрение интерактивных форм и методов обучения в учебный процесс в настоящий момент является одним из важнейших направлений совершенствования обучения школьников. Сегодня выделяют три формы взаимодействия педагога и школьника:
1. Пассивная форма.
2. Активная форма.
3. Интерактивная форма.
При пассивной форме взаимодействия все основные действия и инициативы исходят от педагога. Ученики при этом лишь слушают учителя. Нельзя говорить о том, что эта форма взаимодействия сегодня полностью исключена из образовательной среды. При активной форме взаимодействия учитель и ученики являются равноправными участниками педагогического процесса. Такого рода взаимодействие называется субъект – субъектными отношениями и именно такие отношения сегодня регламентирует ФГОС.
При интерактивных формах взаимодействия происходит общение не только между учеником и учителем, но и между самими школьниками. Здесь важно отметить, что эти взаимодействия доминируют в образовательном процессе и это связано со степенью активности субъектов образования. Ведущей задачей преподавателя при этом является создание условий, которые были бы комфортными для каждого из учеников. Лишь в этом случае каждый почувствует свою успешность в процессе обучения [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. ВОЗ «Ожирение и избыточный вес». Диагностика, лечение, профилактика ожирения и ассоциированных с ним заболеваний. Национальные клинические рекомендации. - Санкт-Петербург, 2017. – 112 с.
5. ВОЗ «Физическая активность / https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 09.12.2024).
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 09.12.2024).
7. Воронцова, М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 332 с.
8. Гаврикова, Д.С. Анализ взаимосвязи здорового образа жизни населения и экономики России [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: V Междунар. студенческая электрон. науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2013 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3429.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
9. Голикова, В.В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2020. - N 1 (2). С. 136-137.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 09.12.2024).
11. Дедов, И.И. Ожирение. Клинические рекомендации / https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения: 09.12.2024).
12. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 09.12.2024).
13. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 09.12.2024).
14. Емельянова, Т.В. Игровые и проектные технологии в образовании: электронное учеб. - метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 09.12.2024).
15. Зуб, А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Т. Зуб. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 397 с.
16. Иванова, Т.М. Упаковка и Сервис. Новый продукт. Реальность и перспектива 21 века // журнал «Пакет», 2010. - № 1. – С. 15-17.
15. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148 с.
17. Кудрякова, Г.Х. Пищевые плёнки [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.solidwaste.ru (дата обращения: 09.12.2024).
18. Копылова, В.Б. Место и роль проектных технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 09.12.2024).
19. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N 1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 09.12.2024).
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 09.12.2024).
21. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 09.12.2024).
22. Обдалова О.А. Учет когнитивных особенностей школьников как способ индивидуализации процесса обучения // Язык и культура. 2023. № 2 (22). С. 110–115. https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000463657/SOURCE1 (дата обращения: 09.12.2024).
23. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред. Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 09.12.2024).
24. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
25. Технология социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Кононова [и др.]; под редакцией Л. И. Кононовой, Е. И. Холостовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 506 с.
26. Управление проектами: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под общей редакцией Е. М. Роговой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 383 с.