Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Организация представляет собой сложный механизм, в котором переплетаются и сосуществуют интересы отдельных людей и групп, стимулы и ограничения, строгие технологии и нововведения, неукоснительная дисциплина и свободное креативное выражение, а также официальные требования и неформальные инициативы. У каждой организации есть свой характер, культура, традиции и репутация. Они успешно развиваются при наличии обоснованной стратегии и эффективного использования ресурсов. Без понимания сути организаций и законов их развития невозможно управлять ими, в полной мере использовать их потенциал и осваивать современные технологии работы.
Задача теории организации заключается в том, чтобы определить, на каких законах и закономерностях следует основывать свою деятельность, чтобы из индивидуальных элементов создать новую жизнеспособную и эффективную организацию как целостную систему.
Данный новый методический подход формируется на основе закона единства анализа и синтеза. Практическое применение теоретических основ – закономерностей, связанных с формированием и развитием сознательной и целенаправленной человеческой деятельности, а также на основании этих закономерностей выработанных законов, принципов, методов и приемов организационной деятельности – способствует улучшению обоснованности принимаемых решений и более рациональному использованию имеющихся ограниченных ресурсов.
Актуальность темы объясняется тем, что применение этого закона облегчает процесс принятия решений руководителем относительно различных проблем как внутри компании, так и за её пределами.
Объектом исследования является содержание закона единства анализа и синтеза,.
Предметом выступают методы его внедрения.
Цель курсовой работы — изучение основ закона единства анализа и синтеза.
Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить постоянный процесс анализа и синтеза в социальной и биологической системах;
- выявить особенности анализа и синтеза в социальных организациях;
- исследовать механизм реализации закона единства, анализа и синтеза;
- отразить следствия, вытекающие из закона единства анализа и синтеза и их практическое значение;
- выявить формы ответа организации на возможные вызовы закона единства, анализа и синтеза;
- отразить закон единства анализа и синтеза и проблемы профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом.
В результате исследования применялись методы анализа и синтеза, сравнения и группировки, индукции и дедукции, коэффициентный метод
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКОНА ЕДИНСТВА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.1 Постоянный процесс анализа и синтеза в социальной и биологической системах
Анализ и синтез являются основополагающими аспектами как биологического, так и умственного роста личности. В мире, окружающем человека, постоянно происходят изменения: крупные структуры делятся на меньшие, а мелкие, наоборот, объединяются (например, формируются семьи).
Эти изменения свидетельствуют о физиономии организации как социальной единицы: меняются её функции, происходит обновление кадров и так далее.
Эти процессы имеют циклический характер, при этом каждый из них приносит нечто новое и более актуальное. Ненужное уходит, а нужное появляется; другими словами, достигается определённая временная гармония компонентов, входящих в состав данной организации [3].
Например, распад Советского Союза в 1990-х годах на независимые государства отражал реальные националистические запросы различных слоев населения. Напротив, процесс объединения Беларуси и России соответствует интересам значительной части их граждан, но это не объединение двух прежних союзных республик, а слияние двух новых государств, каждое из которых обладает собственной экономикой и индивидуальными ценностями. С точки зрения точных наук, таких как физика или математика, разделение, выделение и согласование считаются процедурами анализа, в то время как согласование, объединение и соединение относятся к процедурам синтеза. В теории организации понятия «анализ» и «синтез» прочно закреплены.
Анализ заключается в разбиении целого на его составляющие, упрощении сложного через выделение его базовых элементов, их модификации, добавлении новых или исключении некоторых для достижения большей эффективности или удобства в исследовании.
Синтез представляет собой процесс соединения или объединения (как в мысленном, так и в реальном плане) переработанного набора простых компонентов объекта в единое целое, согласование их взаимодействия для повышения эффективности или удобства исследования.
Тем не менее, нет возможности бесконечно делить целое на части. Объединение составляющих также должно иметь определенные разумные ограничения, иначе может возникнуть «синдром крупного бизнеса».
Преобладающая аналитическая природа мышления проявляется в использовании дедуктивного метода, что означает движение от общего к частному (это один из любимых способов Шерлока Холмса). С другой стороны, доминирующая синтетическая сторона человеческого мышления находит свое выражение в индуктивном методе, то есть переходе от частного к общему. Синтез и анализ также являются характерными чертами совместного мышления специалистов и ученых. Когда коллективный анализ берёт верх над синтезом, это приводит к дифференциации (разделению) наук и более глубокому изучению узкоспециальных вопросов.
Анализ и синтез лежат в основе мыслительных процессов каждого разумного существа — именно это отличает человека от остальных обитателей планеты. [13]
Социальные и биологические системы представляют собой сложные динамические структуры, состоящие из множества взаимодействующих компонентов. Для того чтобы эти системы могли эффективно функционировать и адаптироваться к изменениям окружающей среды, они должны постоянно осуществлять процессы анализа и синтеза. Анализ подразумевает разложение сложных явлений на отдельные компоненты, тогда как синтез представляет собой объединение этих компонентов в единое целое. Оба процесса работают в тесной взаимосвязи, обеспечивая устойчивость и развитие систем (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 — Метод анализа и синтеза
Анализ в контексте социальных систем проявляется через глубокое изучение различных аспектов общественной жизни, включая экономику, политику, культуру, образование и другие сферы. Этот процесс направлен на выявление ключевых факторов, влияющих на функционирование общества, и определение их роли в общей картине. Например, экономический анализ может включать оценку уровня инфляции, безработицы, роста ВВП и других макроэкономических показателей. Политический анализ фокусируется на изучении политических институтов, партийных систем, законодательного процесса и общественного мнения. Культурный анализ исследует традиции, обычаи, ценности и нормы поведения, определяющие идентичность социума [15].
Синтез в социальных системах заключается в интеграции результатов анализа для создания целостной картины общества. Это позволяет выявить взаимосвязи между различными аспектами общественной жизни и понять, каким образом изменения в одной сфере могут влиять на другие. Так, синтез экономического и политического анализа может привести к разработке комплексной стратегии развития страны, учитывающей как экономические, так и политические факторы. Синтез культурного и образовательного анализа способствует формированию образовательных программ, соответствующих культурным особенностям региона и способствующих социальному прогрессу.
На биологическом уровне анализ и синтез также играют важную роль. На уровне клетки анализ осуществляется путем изучения биохимических реакций, происходящих внутри неё. Это включает исследование метаболизма, синтеза белков, репликации ДНК и других молекулярных процессов. Результаты этого анализа позволяют глубже понять механизмы функционирования клеток и их взаимодействие с окружающей средой.
Синтез на клеточном уровне заключается в объединении полученной информации для формирования общего представления о работе клетки как единого целого. Это помогает объяснить, как различные биохимические пути и реакции координируются для выполнения жизненно важных функций, таких как рост, деление и дифференцировка клеток.
На уровне организма анализ охватывает исследование отдельных органов и тканей, их структуры и функции. Например, анализ сердечно-сосудистой системы может включать изучение кровотока, работы сердца, состояния сосудов и влияния различных факторов на кровообращение. Синтез на этом уровне состоит в интеграции информации о работе всех органов и систем для понимания того, как организм функционирует как единое целое. Это позволяет определить, какие процессы и механизмы поддерживают гомеостаз и обеспечивают выживание организма в условиях меняющейся среды [2].
Процессы анализа и синтеза являются фундаментальными для функционирования и развития как социальных, так и биологических систем. Они обеспечивают непрерывность адаптации этих систем к внешним изменениям и способствуют поддержанию их устойчивости. Взаимодействие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст]: учебное пособие / А.В. Аверин. – М.:Изд. РАГС, 2017. – 224 с.
2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда (Текст(: учебное пособие / В.В.Адамчук, О.В. Романов и др. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 407 с.
3. Анализ эффективности использования рабочей силы / Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / Под общ. Ред. Л.Л. Ермолович Мн. – 2014. – 465 с.
4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие Сокр. пер.с англ. / И.Ансофф – М. : Экономика, 2017. – 519 с. –
5. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям«Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 391 c.
6. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ю.А. Арутюнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 416 c.
7. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 c.
8. Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 439 c.
9. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 366 с.
10. Белозерова, С. Социальные аспекты трансформации трудовых отношений в промышленности [Текст] / С. Белозерова // Человек и труд, 2012.- №9.- С.65-68.
11. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 319 c.
12. Бланк, И.А. Менеджмент [Текст]: учебный курс / И.А. Бланк. Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. — 680 с.
13. Богатко, А.Н. Система управления развитием предприятия (Текст(: учебное пособие / А.Н.Богатко. — М.: Финансы и статистика, 2013. -240 с.
14. Алиев В.Г., Варфоломеев В.П. Теория организации, курс лекций. "Самоорганизация в природе и обществе", Махачкала ИПЦ ДГУ, 1998.
15. Доблаев В.Л. Теория организаций. - М.: Институт молодежи, 1995. - 174 с.
16. Зволев П.Н. Технология "Прорыв" или как управлять организационным развитием предприятия. М.: ж. "Консультант директора", № 5. 1996 г. с. 6-18.
17. Олицкий А.А. и др. Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. М.: Наука, 1982.
18. Пригожий А.И. Организации: системы и люди. - М.: Политиздат, 1983.
19. Радченко Я.В. Теория организации. Часть 1/конспект лекций, М.: ГАУ, 1998.
20. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. /Мод. прогр. для менеджеров № 3. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 312 с.
21. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 528 с.
22. Веснин В. Теория организации и организационного поведения. – М.: Проспект, 2014. – 470 с.
23. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2014. – 810 с.
24. Попова Е., Решетникова К. Теория организации. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 340 с.
25. Ружанская Л.С., Яшин А.А. Теория организации. – М.: Флинта, 2016. – 200 с.
26. Соловьев В.С. Теория организации. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 256 с.
27. Фаррахов А. Теория менеджмента. История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
28. Блажевич О. Г. Сущность оборотных активов и повышение эффективности их использования на предприятии / О. Г. Блажевич, В. Д. Мрищук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 1. – С. 27–35.
29. Васильева Е. А. Гуськова Т. Н. Внутренний аудит как осново-полагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе правления организацией:/ [Текст]Научное Издание/ IV //Международная научно-практическая Экономика управление: Новые вызовы и перспекти-вы» 29–30 апреля, 2023 г, -С. 125–127.
30. Вырковский А. В. Процессное управление и редакционный ме-неджмент: возможности адаптации / А. В. Вырковский // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 210–220. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(2).210-220.
31. Громова, С. В. Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии / С. В. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (122). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33834
32. Зубкова В. И. Анализ состояния и эффективности использова-ния оборотных активов на предприятиях энергетической отрасли / В. И. Зубкова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 1 (50). – С. 123–135.
33. Операционный и проектный менеджмент: стратегии и тенден-ции. Материалы международной научно- практической конференции Фи-нансового университета, 22 сентября 2020 года : сборник статей / — Москва : КноРус, 2021. — 284 с. — ЭБС BOOK.ru — URL:https://book.ru/book/941514 (дата обращения: 16.09.2024). — Текст : электронный.
34. Попадюк, Т.Г., Трансформация инновационных процессов в современных условиях : монография / Т.Г. Попадюк, Т.В. Погодина, Н.Л. Удальцова. — Москва : Русайнс, 2021. — 190 с. — ЭБС BOOK.ru. — URL:https://book.ru/book/939691 (дата обращения: 16.09.2024). — Текст : электронный.
35. Серенков П. С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества / П. С. Серенков. - Минск : Новое знание ; М. : Ин-фра-М, 2023. - 491 с.
36. Шеина Е. Г. Экономическая сущность оборотного капитала и классификация источников его финансирования на предприятии / Е. Г. Шеина // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 993–1004.