Фрагмент для ознакомления
2
Выносливость есть способность организма человека противостоять физическому утомлению в процессе выполняемой мышечной работы. Выносливость является базовым, одним из самых важных физических качеств человека, она служим основой для развития всех прочих физических качеств, чрезвычайно необходима при любом виде человеческой деятельности [2, 12].
Вместе с тем, современная среда обитания человека предполагает повсеместное снижение физической активности, что делает необходимым принятие специальный мер по достижения надлежащего уровня выносливости и его поддержанию в дальнейшем. Иными словами, актуальность проблемы развития выносливости человека лежит в плоскости важности этого качества для человеческой жизни и затруднений, связанных с его развитием.
Выносливость как физическое качество и современные подходы к его развитию сегодня активно изучаются.
Так, коллектив авторов под руководством Д.Г. Сидорова [16] отмечает, что необходима этапность развития выносливости. Авторы выделяют следующие этапы:
− Начальный этап, на котором следует сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей на фоне совершенствования функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепления опорно-двигательного аппарата.
− Второй этап предназначен для увеличения объемов нагрузки в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения. При этом применяется темповый бег, кроссы, плавание, различная непрерывная работа в форме круговых тренировок.
− Третий этап необходим для увеличения объема нагрузок за счет использования более интенсивных упражнений, выполнения повторной, интервальной работы в смешанных аэробных и анаэробных режимах.
При этом авторы к средствам развития общей выносливости относят упражнения, вызывающие максимальную производительность как дыхательной, так и сердечно-сосудистой системы.
Схожие данные можно видеть и в публикациях других авторов. Так, В.Н. Олифиренко В.Н., М.В. Проломова считают, что наиболее эффективными средствами воспитания выносливости являются следующие упражнения [13]:
− перемещения в различных направлениях с максимальной скоростью продолжительностью 10-30 с в одной серии, по 2-5 серий в одном тренировочном занятии с отдыхом 1-3 мин между сериями;
− то же, но с падениями;
− выполнение технических приемов (передача и ловля мяча, блок, ведение мяча, бросок) после перемещения продолжительностью 10-30 с при максимальной интенсивности и быстроте перемещения в 2-3 серии, отдыхе между сериями по 1-3 мин.
Физическая выносливость человека может зависеть от ряда факторов. Среди них можно выделить:
− Особенности строения нервной системы, показатели ее инертности, способности к торможению, возбуждению.
− Строение мышечной системы, структура скелетных мышц, способность переносить кислородный долг.
− Уровень физической активности человека.
− Волевые качества человека.
− Мотивация человека.
− Знания и навыки человека в области рациональной техники движений [9,10].
Схематично виды выносливости представлены в Приложение А.
Выносливость имеет несколько измерений. Наличие или повышение спортивной выносливости будет происходить в сочетании с развитием шести различных аспектов спортивной подготовки, каждый из которых является самостоятельным компонентом спортивных результатов.
Эти аспекты включают скорость (определяемую как расстояние ÷ время); мощность (определяемая как сила × расстояние ÷ время); сила (представляется как вес, перемещаемый на расстояние, сила × расстояние); мышечная выносливость (которая представляет собой развитие мышц или определенных групп мышц для обеспечения мышечной силы с течением времени); сердечно-сосудистая выносливость (то есть выносливость для поддержания частоты сердечных сокращений, объема крови и эффективности кровообращения с течением времени); и умственная выносливость (которая является подмножеством более широкого исследования спортивной психологии, умственной и эмоциональной стойкости или силы воли для выполнения поставленной спортивной задачи) [10,15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барчуков И.С. Физическая культура: методика практического обучения: учебник/ И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС, 2014. – 304 с. –Текст: непосредственный.
2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАМН С.Е. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 624 с. –Текст : непосредственный.
3. Биоорганическая химия: Учебное пособие/ Д.Г. Кнорре, Т.С. Годовикова, С.Д. Мызина, О.С. Федорова; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2011. – 480 с. –Текст: непосредственный.
4. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с. Текст: непосредственный.
5. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/ М.Я. Виленский, .Г. Горшков. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с. –Текст : непосредственный.
6. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов: в 2 т. Т. 1. / И.В. Гайворонский. – 10-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 671 с. –Текст : непосредственный.
7. Горбунов, М.М. Содействие методов тренировки на общую подготовку хоккеиста /М.М. Горбунов, В. Хао //Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – С.238.
8. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 283 с. –Текст: непосредственный.
9. Егорова, А.А., Михно, Л.В. Особенности организации и построения тренировочного процесса девочек-хоккеисток 8 лет и младше в группах начальной подготовки. Учебное пособие /А.А. Егородва, Л.В. Михно.- Санкт-Петербург. -2019. -116 с. Текст: непосредственный.
10. Казаев, С.Н., Митрофанов Б.С. Особенности тренировочного процесса в женском хоккее с шайбой // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4.URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13931. - Текст: электронный.
11. Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 424 с. –Текст: непосредственный.
12. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов: учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск: Асар, 2024. - 320 с. Текст: непосредственный.
13. Олиференко В.Н. Развитие общей и специальной выносливости спортсменов игровых видов спорта на этапе углубленной специализации / В.Н. Олиференко, М.В. Проломова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – №60-4. – С. 307-311.
14. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики /
А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с. Текст: непосредственный.
15. Павлов, А.С. Выбор упражнения для развития специальной скоростной выносливости в беге на коньках хоккеистов, проходящих обучение в спортивных школах на этапе углубленной специализации /А.С. Павлов /Культура физическая и здоровье. -2023. №4. -С.253.
16. Селезнева И.С. Биохимические изменения при занятиях физкультурой и спортом: учеб. пособие / И.С. Селезнева, М.Н. Иванцова. – Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2019. – 162 с. –Текст: непосредственный.
17. Сидоров, Д.Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта: учеб. пособие / Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, В.М. Щукин, А.В. Погодин, С.А. Овчинников, Ю.Р. Силкин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. - 423 с. Текст: непосредственный.
18. Старовойтова А.М. К вопросу о развитии женского хоккея с шайбой /А.М. Старовойтова //Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. 2023. -С.238.
19. Уимор, Дж., Костилл, Д. Физиология спорта и двигательной активности /Дж. Уимор, Д. Костилл. М.:Физкультура и спорт, 1997. - 456 с. ISBN 978-5-8064-1465-7. –Текст : непосредственный. –Текст: непосредственный.
20. Урюпин, Н.Н. Общая и специальная подготовленность хоккеистов / Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алехнович, под общ. ред. В.А. Третьяка // Методическое руководство для тренеров национальных сборных команд. - Москва, 2023. - 34 с. Текст: непосредственный.
21. Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / В. С. Кунарев, И. И. Башмашникова, В. Н. Бледнова [и др] ; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. –Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2009. –138 с. –ISBN 978-5-8064-1465-7. –Текст: непосредственный.