Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью многогранна. Современная эпоха характеризуется значительным обновлением, совершенствованием российского законодательства, реформированием системы и структуры органов государственной власти и государственного управления. В этом контексте необходимо уделить внимание деятельности органов внутренних дел. Это связано с тем, что органы внутренних дел являются одной из большого количества государственных структур, осуществляющих свою деятельность в различных формах и способах с гражданами, юридическими и физическими лицами, государственными и негосударственными структурами.
Управление - это продукт сознания и воли людей: это то, что представляет собой сознание и воля тех, кто управляет, тех, кто пишет об управлении, и тех, кто воспринимает управление. Процесс социального управления происходит через целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, на волю народа. Воля людей - это регулятор сознания, выражающийся в способности людей к целенаправленным действиям. Воздействие субъекта управления на волю объектов управления осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов, которые называются методами социального управления.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании особенностей правового регулирования управления правоохранительными органами в сложных условиях и его специфика.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования управления правоохранительными органами в сложных условиях и его специфика.
Целью исследования является анализ особенностей правового регулирования управления правоохранительными органами в сложных условиях и его специфика.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть закономерности методов управления в органах внутренних дел;
2.исследовать систему и классификацию методов управления органами правоохранительной системы;
3.определить особенности модернизации административно-правовых методов управления в органах внутренних дел;
4.рассмотреть модернизацию экономических методов управления в органах внутренних дел;
5.проанализировать особенности принятия управленческих решений в правоохранительных органах.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Кильмашкина Т.Н., Кнаус О.А., Петрова О.В., Садовская Т.Д., Сарьян В.К., Левашов В.К., Славко Т.И., Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М., Шагиев Б.В. М. и другие авторы.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Закономерности методов управления в органах внутренних дел в сложных условиях
Сложные условия службы - это особые условия профессиональной служебной деятельности, при которых требуется выполнять сложные и важные работы в особом графике и режиме. Такие работы должны выполняться в установленные сроки и с высоким качеством.
Особые условия труда по Трудовому кодексу РФ - это условия работы сотрудника, которые отличаются от нормальных и оказывают отрицательное воздействие на здоровье работника . К ним относится работа во вредных или опасных условиях, в особых климатических зонах, в условиях постоянных перемещений и разъездов и другие особенности работы. Согласно статье 146 Трудового кодекса РФ, к особым условиям труда относятся работа с вредными или опасными условиями труда, а также работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оплата труда работников, занятых на таких работах, производится в повышенном размере.
Особые условия труда сотрудников правоохранительных органов включают:
1.Особый правовой режим деятельности. Например, несение службы в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооружённого конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций.
2.Выделение отдельных категорий сотрудников для стимулирующих выплат и иных мер социальной поддержки. Критерии могут быть разными, например: опасность выполняемых работ для жизни и здоровья сотрудников (служба в подразделениях специального назначения и конвоирования), характер, сложность и значимость выполняемых работ, осуществление руководящих функций, место прохождения службы (служба в Москве, Московской области и других регионах).
Для сотрудников органов внутренних дел в особых условиях, определённых частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , допускаются на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени, возложение на сотрудника дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника. Также сотрудникам органов внутренних дел предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей в особых условиях продолжительностью не более 10 календарных дней.
Вахтовый метод несения службы сотрудников правоохранительных органов на Крайнем Севере предполагает работу вне места постоянного жительства, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение к месту постоянного проживания .
Правовые основы вахтового метода несения службы сотрудников правоохранительных органов на Крайнем Севере включают:
1.Конституцию РФ и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).
2.Региональные нормативные правовые акты (целевые акты федеральных органов государственной власти, направленные на урегулирование правоотношений в районах Крайнего Севера, а также акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ).
3.Ведомственные (подзаконные) нормативные акты МВД России (приказы, наставления, положения и др.).
4.Также правовые основы вахтового метода регламентируются Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1987 г. №794/33-82 . Несмотря на то, что с момента его принятия прошло тридцать лет, этот акт продолжает сохранять юридическую силу.
5.Кроме того, общие положения о вахтовом методе работы установлены статьёй 297 Трудового кодекса РФ.
Вахтовый метод может быть внутрирегиональным (когда место постоянного жительства сотрудника и место вахты находятся в одном регионе) и межрегиональным (когда место постоянного проживания сотрудника и место вахты значительно удалены друг от друга или находятся в разных регионах). В первом случае срок вахты обычно не превышает месяц, а в отношении сотрудников применяется единый объём льгот. При межрегиональном вахтовом методе срок пребывания может быть продолжительным - до трёх месяцев, и льготы применяются иные .
Однако вахтовый метод несения службы сотрудников правоохранительных органов на Крайнем Севере не получил необходимого юридического оформления. Он преподносится либо как служебная командировка, либо как временная служба по контракту. Также в современной России нет нормативного правового акта, регламентирующего применение вахтового метода, и продолжают применяться нормативные основы, утверждённые в 1987 году.
Сотрудникам правоохранительных органов, проходящим службу вахтовым методом в районах Крайнего Севера, положены следующие надбавки:
-районный коэффициент 40%;
-процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера до 80%;
-в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - районный коэффициент 20%, процентная надбавка за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 50%.
Кроме того, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно выплачивается надбавка за вахтовый метод работы. 3 Размер её зависит от региона работы: в Крайнем Севере - 75% должностного оклада, в Сибири и на Дальнем Востоке - 50%, в остальных районах - 30%.
На законодательном уровне предусмотрено, что тем, кто работает вахтовым методом, в северный стаж засчитывают не только периоды непосредственного труда, но и время переезда с места непосредственных сборов до места работы, а также периоды межвахтенного отдыха.
Право на досрочную пенсию предоставляется при наличии 15 лет стажа в районах Крайнего Севера или 20 лет стажа в местностях, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если у человека неполный северный стаж, но больше половины, то за каждый отработанный год на Крайнем Севере возраст выхода на пенсию уменьшается на четыре месяца.
Для исчисления пенсии на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях применяется районный коэффициент 1,5. Он увеличивает фиксированную выплату. Доплата действует, если пенсионер проживает в регионе.
Также предусмотрена надбавка за северный стаж:
15 лет стажа на Крайнем Севере дают прибавку к фиксированной выплате в 50% (в 2024 году - 4 067,44 рубля).
20 лет стажа в приравненных к Крайнему Северу регионах дают прибавку к фиксированной выплате в 30% (в 2024 году - 2 440,46 рубля).
Для оформления пенсии нужно подготовить следующие документы: гражданский паспорт, справку с места работы, подтверждающую трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, акт с места жительства, трудовую книжку.
Социальные методы управления в деятельности ОВД, как и все системы управления, призваны обеспечить высокую эффективность рабочей группы (персонала ОВД), слаженную работу и способствовать развитию творческих инициатив каждого сотрудника. Таким образом, цель управленческого подхода - обеспечить высокую эффективность трудового коллектива.
Метод управления ОВД - это способ, с помощью которого достигаются цели управления и с помощью которого ответственный за ОВД осуществляет управленческую деятельность .
Методы управления характеризуются объективными и субъективными факторами:
Рис.1. Методы управления
Методы всегда направлены на человека, который является центральным звеном в любой организации. В зависимости от характера решаемой задачи методы могут иметь правовые и неправовые формы выражения. В ОВД используются различные методы в зависимости от сферы деятельности и поставленной задачи.
Общая характеристика управления правоохранительными органами в сложных условиях включает ряд особенностей: во-первых, поддержание высокого морально-психологического состояния, мобилизационной и боевой готовности. Руководители всех уровней воспитывают личный состав и мобилизуют его на выполнение задач; во-вторых, непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки. Это одна из наиболее сложных и трудоёмких задач управления; в-третьих, принятие решений и доведение задач до подчинённых.
В сложных условиях правоохранительные органы наделяются полномочиями с расширенной функциональностью для стабилизации обстановки, предотвращения мародерства и иных противоправных действий.
1.2 Система и классификация методов управления органами правоохранительной системы
Учитывая, что в принципе в практической деятельности руководителей используются различные методы и комбинации методов (сочетания), следует более подробно рассмотреть три группы методов:
-административные,
-социально-психологические,
-экономические методы управления.
Их основная цель - правовое регулирование отношений, укрепление законности и защита прав и законных интересов учреждения и его работников в соответствии с действующим законодательством.
Основными задачами юридической помощи являются применение норм законодательства, разработка и утверждение локальных (для данного учреждения) нормативных и ненормативных актов, изменение и отмена старых актов, применение юридической ответственности за нарушения закона в соответствии с действующим законодательством .
К административным методам относятся: регламентирующее, нормирующее, направляющее и ориентирующее воздействие (подбор и продвижение кадров, расстановка и аттестация); обеспечение выполнения международных, национальных и отраслевых норм, технических документов и т.д.; разработка и внедрение новых форм управления; разработка и введение в действие правил о структурной подструктуре и штатном расписании (функциональных обязанностях); деятельность ОВД приказы, распоряжения, инструкции, содействие и организация внедрения передового опыта в деятельность ОВД.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 22.11.2024) . Текст: электронный // СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/12125268/, (дата обращения 10.12.2024)
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Текст: электронный // СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/12192456/, (дата обращения 10.12.2024)
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Текст: электронный // СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/186816/, (дата обращения 10.12.2024)
5. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248(ред. от 30.09.2022) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Текст: электронный // СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/12183346/, (дата обращения 10.12.2024)
6. Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. № 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской ..." . Текст: электронный // СПС Гарант https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406126039/, (дата обращения 10.12.2024)
7. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 12 октября 1987 г. № 620/П-10 "О внесении изменения в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день". Текст: электронный // СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/12123680/, (дата обращения 10.12.2024)
8. Актуальные проблемы психологической работы и профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел и силовых структур : Сборник научных трудов Межведомственной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2020 года. – Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. – 586 с.
9. Виноградов М.В., Ульянина О.А. Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 18–29. DOI: 10.17759/psylaw.2020100102
10. Волков К.С. Сущностные характеристики понятия "правовой акт управления органов внутренних дел" // Административное право и процесс. 2023. № 9. С. 65 - 68.
11. Корнеев, И. К. Документирование управленческой деятельности : учебник для вузов / И. К. Корнеев, А. В. Пшенко, В. А. Машурцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 438 с.
12. Курсова, О. А. Правовое регулирование управления персоналом : учебное пособие для вузов / О. А. Курсова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 414 с.
13. Мазеин, А. В. Правовое регулирование управленческой деятельности : учебник для вузов / А. В. Мазеин. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 189 с.
14. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 240 с.
15. Правоохранительные органы : учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - С.125.
16. Садовская Т.Д. Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития // Финансовое право. 2022. № 8. С. 11-16.
17. Сарьян В.К., Левашов В.К. Основные тенденции развития информационно-коммуникационных систем принятия государственных управленческих решений // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 33-42.
18. Славко Т.И. Проблемы систематизации цифровой информации для принятия эффективных управленческих решений // Жилищное право. 2020. № 7. С. 77-85.
19. Смирнов Д.А. Психологическая поддержка сотрудников ОВД в условиях повышенной нагрузки // Общество и право. 2021. № 2. С. 78-84, (дата обращения 10.12.2024)
20. Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. - С.56.
21. Попова, Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Попова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 301 с.
22. Попова, Н. Ф. Основы управления в судебных и правоохранительных органах : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 301 с.
23. Шаповалов Ю.П. Организация безопасности на массовых мероприятиях: современный опыт и проблемы. М.: ЮнитиДана, 2020.271 с., (дата обращения 10.12.2024)