Фрагмент для ознакомления
2
Производство по делам об административных правонарушениях является важнейшим правовым институтом, охраняющим права и свободы человека и гражданина, нарушенные органами исполнительной власти.
Сегодня в правовом государстве органы государства и местного самоуправления, должностные лица, муниципальные и государственные служащие отвечают за все принимаемые ими решения и осуществляемые действия (бездействие), за издание незаконных правовых актов управления, за необоснованное применение по отношению к гражданам и юридическим лицам административных мер принуждения.
Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с принципами и содержанием современного правового государства. Структура правового государства и ее функционирование обеспечивается организованной судебной властью с собственными материальными и процессуальными правовыми элементами.
Самым важным признаком правового государства является наличие специального правосудия, с помощью которого и осуществляется судебная власть в стране.
Актуальность рассмотрения теории административного судопроизводства характеризуется объективной потребностью создания административно-процессуального законодательства и определения в нем места норм, регулирующих отношения органов исполнительной власти и граждан, связанные с разрешением административно-правового конфликта.
На данный период времени в производстве по делам об административных правонарушениях существуют проблемы, от решения которых зависит, в какой мере будет эффективна судебная защита в сфере публично-правовых отношений. Усиление роли и значения судебной защиты прав и законных интересов граждан требует совершенствования процессуального законодательства для создания дополнительных эффективных механизмов такой защиты.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с производством по делам об административных правонарушениях в РФ.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие особенности производства по делам об административных правонарушениях в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и виды производства по делам об административных правонарушениях в РФ;
2) изучить принципы административного судопроизводства в РФ;
3) исследовать стадию возбуждения производств по административному делу;
4) определить особенности стадии рассмотрения дела;
5) рассмотреть стадию исполнения решения по делу;
6) изучить некоторые актуальные вопросы административного судопроизводства в РФ;
7) исследовать вопросы судебного доказывания по Кодексу административного судопроизводства РФ.
Во время разрешения поставленных задач для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования применялись следующие методы научного познания: формально-правовой метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения и комплексного изучения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Производство по делам об административных правонарушениях (административное судопроизводство) – это средство рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия властных органов и решения споров между лицами (физическими и юридическими) и органами административного управления.
Правосудие вследствие своих особенностей всегда осуществляется путем судопроизводства в установленной законом процессуальной форме, а его желательные итоги заранее устанавливаются нормами права, указывающими на цели соответствующих видов процессуальной деятельности. Причем любая процессуальная норма является установкой возможного или должного поведения, направленного на достижение определенного результата.
Все нормы материального права реализуются с помощью процессуальных норм и имеют свою подсудность. Между тем, на протяжении всей истории Российского государства нормы административного права так и не сумели получить свою юрисдикцию. В истории этой отрасли права неоднократно были предприняты попытки сформировать производство по делам об административных правонарушениях, в общем, они не получали со стороны законодательных органов власти одобрения и отправлялись на дальнейшую доработку.
Так же, как и на национальном уровне, в мире действует специальный орган административного судопроизводства, это Европейский Суд по правам человека, рассматривающий уголовные и гражданские дела. Его постановления считаются обязательными для стран, в отношении которых была принята юрисдикцию этого суда.
Основная цель недавно принятого Кодекса административного судопроизводства состоит в защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц от неправомерных решений, действий (бездействия) органов власти, а именно административных ответчиков.
Кодекс административного судопроизводства РФ предназначен урегулировать процесс осуществления производства по делам об административных правонарушениях при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел, которые связаны с оспариванием или нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также других административных дел, формирующихся из административных и иных публичных правоотношений, и связанных с осуществлением контроля суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В рамках, предусмотренных КАС РФ, суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с:
- оспариванием полностью или в части нормативно-правовых актов;
- оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов власти, иных государственных органов, военных органов управления, местных органов самоуправления, государственных и муниципальных служащих;
- оспариванием решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенными определенными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе и саморегулируемых организаций;
- оспариванием решений, действий (бездействия) квалификационных судебных коллегий;
- оспариванием решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии, которые связаны с приемов экзамена по квалификации на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему экзамена по квалификации на должность судьи;
- защитой избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан;
- присуждением возмещения (компенсации) на нарушение права на судебное производство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Предметом правового регулирования является процесс осуществления судебного производства по делам, формирующимся из административных и иных публично-правовых отношений, где одна сторона наделяется полномочиями власти в отношении другой стороны: это оспаривание нормативно-правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, должностных лиц и др.
Ранее производство по таким делам регулировалось нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Между тем, ГПК РФ устанавливает судебный процесс рассмотрения дел, формирующихся из правоотношений, где субъекты получают права и обязанности по своей воле и в своих интересах, и фактически обладают равными правами. А в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует юридическое равенство субъектов, вследствие чего необходима была иная методология и иной процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, формирующихся их таких правоотношений.
КАС РФ для России является регулятором административного судопроизводства, предусмотренного в нормах Конституции РФ. Его содержание отвечает международным нормам судебной деятельности – наличие в любой демократической стране специального процесса рассмотрения споров между гражданами и государственными органами власти на условиях предоставления преференций гражданину как более слабозащищенной стороне.
Согласно КАС РФ, граждане имеют право обратиться с административным иском в суд на коллективной основе для защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов целой группы лиц. Основанием для такого обращения должно быть наличие таких условий, как многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее участников, осложняющие решение требований потенциальных участников и в рамках совместной подачи иска (соучастия); односторонний характер предмета и оснований спора для предъявления членами группы определенных требований; наличие общего административного ответчика, использование всеми участниками группы равных способов защиты своих прав.
В отличие от положений ГПК РФ, в КАС РФ прямо предусмотрено право Уполномоченного по правам человека в РФ наряду с прокурором обратиться в суд с административным иском о признании противоправными действий (бездействия), решений должностных лиц, органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и интересов иных лиц.
В КАС РФ регламентированы и конкретизированы дополнительные судебные полномочия при принятии окончательных решений по основным категориям административных дел – дел, которые связаны с оспариванием нормативных актов, а также об оспаривании действий (бездействия), решений органов, юридических лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Также выявлено, что при удовлетворении административного иска об оспаривании действия (бездействия), решения суд говорит о необходимости принятия решения по определенному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, а также регулирует срок устранения таких нарушений.
КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя в производстве, связанном с принудительный госпитализацией в психиатрический стационар, а также по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании. Между тем, впервые устанавливается то, что во всех случаях для судебного представительства по административному делу лицу необходимо иметь высшее юридическое образование.
В новом КАС РФ предусмотрена возможность использования электронного документооборота. Например, установлены права лиц, участвующих в деле, на представление, направление, получение электронной документации.
При формировании и развитии судебной системы нельзя избежать формирования противоречий и конфликтов. Для их преодоления необходимо более глубоко и основательно познать особенности выполняемых задач и сферы взаимодействия институтов судебной власти и гражданского общества, установления социальной роли и предназначения институтов гражданского общества в системе нормативного регулирования.
КАС является довольно важным документом для специалистов разных сфер правоведения, т.к. он предназначен урегулировать процесс разрешения споров, входящих в предмет конституционного, административного, налогового, предпринимательского и в определенной мере уголовно-исполнительного права. КАС РФ затрагивает конфликтные ситуации, формирующиеся на гражданской службе во время осуществления публичных мероприятий и выборов. По нему решаются дела, которые связаны с выведением из системы права нормативных актов, не соответствующих законодательству, являются неправомерными действия и решения органов власти в отношении граждан. С помощью процессов, регламентируемых КАС РФ, возможно влияние на содержание материального права.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета. – 1997. - № 3.
3. О военных судах РФ: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2023) // Российская газета. – 1999. - № 120.
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) // Российская газета. – 2011. - № 29.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, N 49, 11.03.2015.
6. О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ: Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. – 2015. - № 49.
Научная и учебная литература:
7. Былков Д.Д. Стадии административного процесса в Российской Федерации // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник научных статей. Москва. - 2023. - С. 162-164.
8. Гришковец А.А. Размышление об административном процессе в современной России // Журнал «Сибирское юридическое обозрение». - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 277-278
9. Зеленцов А. Б. Административно-процессуальное право России в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 311 с.
10. Кайнов В.И. Принципы административного процесса // Принципы гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: проблемы теории и практики. Сборник научных статей. Сост. и ред. Л.В. Войтович. Санкт-Петербург. - 2021. - С. 173-179.
11. Конджакулян К.М., Кузумов А.И. Основные принципы производства по делам об административных правонарушениях // Журнал «Государственная служба и кадры». - 2022. - № 1. - С. 63-65.
12. Лаврентьева А.А., Смирнова П.А., Юшина Т.Н. Понятие, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2020. - С. 64-68.
13. Леонтьева Е.В. Актуальные вопросы административного судопроизводства в России // Журнал «Студенческий». - 2023. - № 5-4 (217). - С. 23-25.
14. Логин П.А. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении // Журнал «Вестник науки». - 2022. - Т. 4.- № 4 (49). - С. 72
15. Муллов С.В. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и его легальное закрепление // Проблемы совершенствования российского законодательства. Сборник научных статей. - 2024. - С. 282-285.
16. Никонова К.Р. Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях // Журнал «Человек. Социум. Общество». - 2023. - № 2. - С. 157-160.
17. Панова И.В., Панов А.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и правовое регулирование // Журнал «Публичное право сегодня». - 2022. - № 2 (12). - С. 25-27.
18. Панферов Р.Г., Легоцкий В.Н. Понятие и сущность административного процесса // Журнал «Закон и право». - 2022. - № 7. - С. 55-56.
19. Пичинина Т.В. Особенности доказывания в административном процессе // Журнал «Теория и практика современной юриспруденции». - 2020. - С. 276-278.
20. Рассохина А.А., Логинов В.В. Роль судебного доказывания и доказательств в Кодексе административного судопроизводства // Журнал «Академическая публицистика».- 2021. - № 3. - С. 154-160.
21. Русских Е.В. Стадии административного судопроизводства // Журнал «Молодой ученый». - 2022. - № 3 (398). - С. 354-356.
22. Стахов А.И. Понятие и общая характеристика системы судебного административного процесса в РФ // Журнал «Российское правосудие». - 2023. - № 3. - С. 59-61
23. Целыковский И.В., Копылова И.М. Понятие административного судопроизводства, его принципы и стадии // Журнал «Вестник научных конференций». - 2022. - № 9-2 (85). - С. 101-102.
24. Чепрасов М.Н. Проблемы административного судопроизводства в современной России // Мир, общество, экономика, человек: смена парадигм. Сборник научных статей. - 2023. - С. 636-638.