Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В многообразной и постоянно развивающейся правовой сфере общества такому понятию, как «правотворчество», отводится главное место. Это, безусловно, объясняется тем, что именно правотворчество предоставляет праву жизнь, создает и формирует его. Правотворчество признается первой стадией жизни права и включает в собственный состав определенные импульсы, влияющие на движение права, как в целом, так и на некоторые виды. В связи с этим весьма очевиден большой интерес общества к правотворческому процессу, позволяющему создавать акты в качестве выражения политического направления в правовой и государственной политике.
Сегодня проблема правотворчества считается весьма актуальной. На данный период времени наша страна несет на своих плечах трудное бремя реформ и изменений. Рассматривая данную проблему в современных условиях, нельзя не сказать и об историческом развитии концепции становления правового государства в РФ и попытках ее применения на практике. Именно на основе исторического опыта можно описать основные закономерности правотворческого процесса.
Одна эпоха сменяла другую, на смену одним странам приходили иные, но изменения не коснулись главной цели: обеспечение правопорядка, развитие разных процессов в обществе и правовых норм. Гарантией процветания общества является его стабильность, соответственно, ее обеспечение признается основной целью государства.
Процедура создания законов является важнейшим направлением деятельности любого государства. Это интеллектуальная деятельность требует наличие особенных знаний и умений, связанных с осуществлением существующих в государстве правовых норм. По результатам работы законодателей, по созданным юридическим актам, судят о государстве, в общем, его демократическом уровне, экономике, культуре. Тема правотворческого процесса актуальна, как никогда, т.к. любое государство ставит перед собой цель укрепления его правовой системы.
В истории отечественного обществознания термин «парламентаризм» обладает различной формулировкой, хотя, в целом, сущность сведена к системе организации и функционирования государственной власти, учитывая ее разделение на законодательную и исполнительную. Узкое значение правотворчества состоит в верховенстве, привилегированном положении Федерального Собрания РФ, ответственности правительственных органов. Широкое значение правотворчества заключается в том, что осуществляется его роль, то есть рациональное функционирование законодательных и представительных органов, которые также обладают контрольными и надзорными полномочиями.
Провозглашенный демократией принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает верховенство законов, независимость, баланс функций всех ветвей государственной власти, наличие системы сдержек и противовесов. Это исключает перенос центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость конституционного и правового обеспечения того, чтобы принцип разделения властей был соблюден, и были соответствующие процедуры.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правотворческим процессом.
Предмет исследования – особенности понятия, принципов, форм, стадий, проблем правотворческого процесса.
Цель данной работы – комплексное исследование проблем правотворческого процесса в РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) изучить понятие и принципы правотворчества;
2) рассмотреть стадии правотворчества;
3) определить особенности способов и форм (видов) правотворчества;
4) определить проблемы правотворчества на современном этапе развития;
5) изучить перспективы развития правотворчества.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, моделирование, формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой анализ.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1.Понятие и принципы правотворческого процесса
Право не может существовать без государства, так же как и государство само по себе не может функционировать без права, так как правовые формы организации общественной жизни характерны исключительно государству. Основным и решающим этапом при формировании права признается правотворчество, одновременно являющееся одним из характерных признаков.
Правовая политика – это политика, которая основана на праве. Будучи консолидированной и осознанной, данная политика выражена, по большей части, в конституциях, законах, кодексах, иных основных юридических актах. В юридической литературе отмечается, что правовая политика, несмотря на все многообразие отличительных признаков и определений данного явления, понимается в обществе лишь как правотворческая политика.
На данный период времени при формировании единого правового пространства законодательная власть обращает свое внимание на объективную необходимость строительства правовой политики в области законотворчества.
Современные разработки ученых по проблемам правовой политики даже на стадии общей правовой теории ориентированы, по большей части, на правотворческий процесс, на возможность выражения теоретических концепций в жизни при определенных изменениях юридических актов. Проблема законотворческой политики является одной из самых актуальных проблем юриспруденции .
Правотворческий процесс представляет из себя элемент законодательного процесса, который признается более широким понятием по своему объему, включая в себя помимо процесс возникновения, изменения и отмены норм права, деятельность, связанную с формированием и управлением процессом правотворчества (ее невозможно представить без применения влияния со стороны государства), разработку концепции, тенденций правотворчества, целей, задач, а также приоритетов правотворческой политики.
Субъектом правотворческой деятельности признается как государство, так и различные общественные силы, в первую очередь, политические институты. Можно говорить о правотворчестве конкретного органа государства – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии либо лоббистской группы. Государственное правотворчество – это ни что иное, как государственное воздействие на процесс правотворчества, имеющий систематизированный и осмысленный характер.
Правотворческая форма практической реализации правовой политики характеризует направление и стратегические основы правовой политики. К тому же выделять ее абсолютный характер, как самую важную форму реализации правовой политики, в соответствии с точкой зрения В. Н. Протасова, вряд ли можно считать обоснованным. Общеизвестно, что любые, самые справедливые, выверенные и правдивые решения в сфере правотворческого процесса не будут реализованы в полной мере, если не будут установлены сильной политикой в сфере правоприменительной деятельности.
Именно в области правоприменительной деятельности реализуется сущность и потенциал правотворческого процесса, именно здесь крайне ярко выражена как правовая культура, так и правовой нигилизм, даже можно сказать правовое бескультурье.
К тому же, необходимо заметить, что правоприменительная деятельность возможна лишь при наличии регулированной законодательной базы, то есть правотворчество, а также правотворческая политика обладает приоритетом по отношению к правоприменительной практике. Без правовой основы, сформированной по итогам правотворческого процесса, сформировавшегося под воздействием правотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности невозможно.
Правотворческая политика предшествует и характеризует правоприменительную политику, в связи с этим мы считаем, что лидерство в системе существующих направлений российской правовой политики принадлежит законотворческой форме, выраженной и реализуемой в обоснованном на научном уровне принятии, изменении и отмене уполномоченными органами юридически актов и договоров, в формировании массива правовых положений, формирующих регулятивную основу правовой политики. С точки зрения ученых, главная проблема здесь состоит не в числе правовых документов, а в том, чтобы они были соединены в единую систему. А для этого необходимо решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и принимать во внимание приоритеты.
Принципы правотворчества – это основные государственно-правовые требования, идеи, признающиеся ориентиром, методологической базой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает собственных целей и соответствует своему истинному предназначению лишь в случае, если оно основано на принципах, которые реализованы на практике .
К данным принципам следует отнести:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)// Российская газета, N 202, 08.10.2003
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 24.09.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 17.07.2024) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газета от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
8. Белимов Д.В. Правотворчество: к вопросу о понятии // Журнал «Студенческий форум». - 2022. - № 30 (209). - С. 48-52.
9. Вилкова Е.М. Актуальные проблемы правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Студенческий». -2022. - № 42-6 (212). - С. 39-42.
10. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н.А. Власенко. — 3-е изд., доп. и испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.
11. Войтович В.Ю. Проблема подхода к пониманию правотворчества // Журнал «Закон и право». – 2022. - №1 (96). – С. 32-34
12. Зуев А.В. Современные проблемы совершенствования правотворчества на современном этапе // Журнал «Заметки ученого». - 2023. - № 2. - С. 243-245.
13. Иванова А.В. Правотворчество как ключевой процесс в формировании и развитии системы права: актуальные вопросы, проблемы и перспективы // Студент: наука, профессия, жизнь. Сборник научных статей.- 2024. - С. 104-108.
14. Исаков В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 656 с.
15. Карнаух Д.В. Стадии правотворческого процесса как общетеоретическая проблема // Журнал «Современные проблемы правотворчества и правоприменения». - 2022. - С. 17-21.
16. Кич И.С., Чупрова А.А., Калйонджу М. Реализация некоторых принципов правотворчества в современной России // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 2 (218). - С. 39-41.
17. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
18. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.
19. Могилевская Е.Н. Правотворчество как важнейший вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы юриспруденции». - 2020. - С. 214-216.
20. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
21. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2022. - №4 (129). – С. 57-60
22. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
23. Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н. Теория правотворчества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2024. - № 2. - С. 12-15.
24. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
25. Фетисов Д.Н. Стадии правотворчества в современной России // Журнал «Матрица научного познания». - 2023. - № 10-2. - С. 410-413.