Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современном обществе непрерывно растёт технологическая сложность производства. Квалификация рабочих и специалистов не всегда соответствует всем тем требованиям, которые предъявляют должностные инструкции и профессиональные стандарты.
Глава 1. Теоретические аспекты организации производственного обучения
1.1. Организация производственного обучения в условиях компетентностной образовательной модели
Современное общество и социум являются информационными. Увеличение количества информации требует сегодня от каждого обучающегося субъекта наличия у него новых личностно и профессионально значимых качеств, к которым можно отнести самостоятельное комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности, креативности и др.
Не исключено это и в ходе реализации производственного обучения в системе СПО. Речь идёт о реализации триединой образовательной цели: обучающей, воспитывающей и развивающей. Этот вопрос не является новым, и образовательный процесс всегда подразумевал реализацию данного рода целей и функций [8].
По отношению к ЗУН требования не изменились, но в современной образовательной среде произошла смена парадигмы от знаниевой модели, к компетентностной, или системно - деятельностной.
Для системы СПО характерна компетентностная образовательная модель, которая в качестве конечного образовательного результата подразумевает формирование общих и профессиональных компетенций субъекта профессионального образования. Рассмотрим в общих чертах роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций производственного обучения.
Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории профессионально-педагогических работников.
1. Обучающая функция производственного обучения. Предполагает формирование профессиональных знаний, умений и навыков в рамках заданного ФГОС СПО. При этом подразумевает планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса по профессии, или группе профессий. В этом процессе происходит формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, которые обеспечивают широту профиля подготовки.
Сформированные в ходе обучающей функции умения позволяют применять полученные знания для реше¬ния учебно-производственных задач. Формируется готовность к овладению новой техникой и технологиями и определенный профессиональный опыт, обеспечивающий владение полученной профессией, или специальностью [22].
Можно говорить, что обучающая функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний, которые способствуют формированию профессиональных умений, навыков и компетенций для решения учебных и производственных задач.
2. Воспитывающая функция производственного обучения подразумевает:
-воспитание уважения к труду и своей профессии;
-воспитание высоких нравственных качеств будущего специалиста;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к профессиональному и социальному общению;
-воспитание у студента трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование у студента норм и правил поведения в социуме.
1.2. Особенности формирования общих и профессиональных
компетенциях при организации производственного обучения
В отличие от школы, где все учебно-методические комплексы по предмету педагоги имеют в готовом виде, преподаватели системы СПО занимаются их разработкой самостоятельно, с учётом существующих учебников с содержанием по профессии, или специальности.
Педагоги системы СПО разрабатывают методические указания и рекомендации к практическим занятиям и лабораторным работам, к самостоятельной работе студента и для всех видов аттестаций, как по теории, так и по практике и др.
Помимо обучающей, воспитывающей и развивающей функции производственного обучения, можно выделить следующие дополнительные функции:
1. Методическая.
2. Производственно-технологическая.
3. Организаторская.
4. Диагностическая.
Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ целостного учебно-воспитательного процесса. Централизованное учебно-методическое оснащение учебного процесса в системе СПО невозможно из-за огромного числа существующих профессий и специальностей. В связи с чем, педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию и методически ее перерабатывать. В их методические задачи входит отбор учебного материала и выбор эффективных средств и технологий обучения [18].
Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Эта функция предполагает осмысление эффективности форм, методов и средств педагогического воздействия. Методическая функция порождает у педагогов стремление к совершенствованию собственной профессиональной деятельности и выработке индивидуального стиля ее выполнения.
1.3. Средства и способы формирования профессиональных знаний, умений и навыков на производственном обучении
В ФГОС нового формата не указаны знания, умения и практический опыт, поскольку это указано в примерной основной профессиональной образовательной программе и образовательной программе самой организации. При этом все промежуточные результаты в виде полученных знаний и формируемых умений, и навыков направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Рассмотрим их содержание (на примере общих компетенций, поскольку все они направлены на реализацию единых целей). Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями:
1. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
2. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
3. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
4. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
5. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
6. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
7. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
8. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
9. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
10. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
11. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Глава 2. Методическая работа по организации производственного обучения (на примере Юргамышского филиала ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж)»
2.1. Организационно-педагогические условия организации производственного обучения
Под организационно-педагогическими условиями понимают совокупность внешних и внутренних обстоятельств при реализации функций управления областью образовательной деятельности. Эти условия обеспечивают сохранность целостности и полноты образовательного процесса, его целенаправленность, целесообразность и эффективность [17]. Одним из наиболее важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. В данном случае речь может идти об условиях проведения учебной и производственной практик в Юргамышском филиале ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».
Успешность реализации производственной практики обеспечивается комплексно-методическим обеспечением каждого из профессиональных модулей, по которым проводится производственная практика. Целью прохождения производственной практики является:
-получение практического опыта;
- участия во всех производственных процессах предприятия;
- мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки на предприятии и др.
Производственная практика является ключевым этапом формирования компетенций, обеспечивая получение и анализ опыта, как по выполнению профессиональных функций, так и по вступлению в трудовые отношения. Производственная практика направлена на:
-закрепление полученных теоретических знаний на основе практического участия в деятельности на предприятии;
-приобретение опыта профессиональной деятельности и самостоятельной работы;
-сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки материалов отчета по практике (и/или курсовой/дипломной работы).
Выполнение заданий практики является ведущей составляющей процесса формирования общих и профессиональных компетенций по конкретному профессиональному модулю. Комплексно-методическое обеспечение целостного образовательного процесса в системе СПО позволяет говорить о том, что оно является необходимым средством обучения. Требования к содержанию производственной практики регламентированы:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования;
- учебным планом специальности;
-рабочей программой профессионального модуля;
- рабочей программой производственной практики;
- дополнительными требованиями отраслевых учреждений, или предприятий;
- методическими указаниями по прохождению производственной практики.
Всё это входит в комплексно-методическое обеспечение (КМО) производственной практики. Комплексно-методическое обеспечение (как на теории, так и на практике) также подразумевает:
-создание инструментария организации и проведения занятий и их содержательного обеспечения;
-разработка заданий непосредственного для каждого вида профессиональной деятельности;
-разработка прикладного документального материала;
- наглядные пособия и их картотека;
-методические рекомендации и указания;
-диагностические средства для оценивания усвоения вида деятельности и др.
Производственная практика по профилю специальности направлена на:
-формирование общих и профессиональных компетенций;
-приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности.
2.2. Особенности проектирования урока производственного обучения
Методическое обеспечение целостного образовательного процесса в системе СПО позволяет говорить о том, что оно является необходимым средством обучения. Процесс обучения – это правильно организованное, целенаправленное дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и всестороннего развития личности. Методическое обеспечение теоретических и практических занятий является источником получения знаний и средством формирования навыков и компетенций.
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса подразумевает:
-создание инструментария организации и проведения уроков и их содержательного обеспечения;
-разработка разноуровневых карточек с заданиями для производственного обучения;
-разработка прикладного документального материала;
- наглядные пособия и их картотека.
Средство обучения – это тот материальный объект, который используется в педагогическом процессе для усвоения новых знаний и умений учеников. Объекты, выполняющие функцию средств обучения, различаются по свойствам, по влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей и др.
К материальным средствам относятся:
- учебники и пособия;
-таблицы, макеты, модели, средства наглядности, учебно-технические средства и др.;
-учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование и др.
Л.С. Выготский приводил в качестве примера такие средства обучения как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. При этом, в процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний.
Как было отмечено, в образовательном процессе системы СПО достаточно много средств обучения, в том числе методическое обеспечение процесса обучения обеспечивается за счёт разработки самим педагогом дидактических и методических средств обучения.
Нельзя говорить о том, что по всем профессиям педагогам приходится самостоятельно разрабатывать дидактическую и методическую продукцию, но так, или иначе этим всё равно занимается каждый педагог. Материализованные средства обучения оказывают положительное влияние на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие студентов.
Влияние средств обучения на качество знаний обучающихся достаточно многосторонне. Все материальные средства связаны с фиксацией интереса и внимания, а также с осуществлением конкретных практических действий. Именно средства обучения выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности студентов.
Эффективность использования такого рода средств достигается при определённом сочетании с содержанием и методами обучения. Средства обучения могут использоваться в сочетании с различными методами и, наоборот. Это обусловлено развитием технических средств обучения. Средства обучения это обязательный элемент оснащения кабинетов и их информационно-предметной среды.
Наиболее широкое применение получило методическое обеспечение как средство обучения. Создание методического обеспечения образовательного процесса требует выполнения следующих условий:
- анализ содержания и структуры учебного материала;
-разработка теоретической основы материала;
-разработка методических рекомендаций и указаний;
-разработка средств диагностики сформированности ОК и ПК для текущей, промежуточной и итоговой аттестации и др.
Анализ содержания дидактических, методических и контрольно-оценочных материалов должен демонстрировать соответствие между программой проводимых учебных занятий, составом методического обеспечения и системностью его применения.
В качестве теоретической основы разработки методического обеспечения выступают организационно-педагогические средства, которые объединяют между собой разнообразную учебно-программную документацию, в частности:
- учебные планы и программы;
-общие методические рекомендации;
-учебно-наглядные пособия и др.
2.3. Методические рекомендации по организации производственного обучения
Содержание заданий практики позволяет студенту сформировать профессиональные компетенции по виду профессиональной деятельности. Организация и выполнение работ на производственной практике способствует формированию общих и профессиональных компетенций, что позволяет говорить о профессиональной компетентности студента, в целом.
По прибытию на место прохождения практики студент совместно с куратором от организации составляет календарный план прохождения практики по профилю специальности.
В процессе прохождения производственной практики студент работает над итоговым отчётом по практике. Примерный перечень документов/материалов, прилагаемых в качестве приложений к отчету по практике:
-фрагмент ФГОС (в части получения практического опыта);
- фрагмент Положения о производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы;
-методические указания по планированию и организации производственной практики;
- перечень утверждённых индивидуальных заданий;
- рекомендации по выполнению отчётов по практике;
-оценочные материалы в условиях действия ФГОС СПО, разработанные образовательным учреждением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа научной и психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Необходимо подготовить новое поколение квалифицированных рабочих и специалистов в условиях проникновения новых технологий во все сферы производства. Студенту уже недостаточно тех знаний, которые он получает лишь в профессиональной образовательной организации, и того опыта, который он получил на учебной практике.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андросов, В.П. Производственное обучение / В.П. Андросов, Т.В. Пыжов, Л.В. - Учеб. пособие для нач. проф. образования в 4 ч. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия». - 2006. – 96 с.
2. Баластов, А. В. Практическое применение информационных технологий при обучении в высшей профессиональной школе / А.В. Баластов. - Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – N 4. – С. 167-170.
3. Бордовский, Г.А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник / Г.А. Бордовский, И.И. Соколова. - Санкт Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. – 41 с.
4. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса / Н.Г. Берденникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. – М.: ДАРК, 2016. – 208 с.
5. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса / Е. Я. Васьков. - Профессионал. – 2017. – N 4. – С.77-92.
6. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И. П. Волков. – 2013. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 09.12.2024).
7. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса / Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2018. N3 – с 17-20.
8. Гончарик, Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н. Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
9. Ершов, А.П. Информатика и вычислительная техника, программирование [Электронный ресурс] / Архив академика А. П. Ершова, 2011. – Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian (дата обращения: 09.12.2024).
10. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебники в обучении / Л. Х.Зайнутдинова. - Оренбург: Вестник ОГУ N 5, 2010. – 111 с.
11. Крившенко, Л.П. Профессиональная педагогика /Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд. «Проспект», 2015. – 432 с.
12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
13. Кыверялга, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А. Кыверялга. - учебное пособие: Теория и практика применения ТСО и наглядных пособий в профессиональной школе. - Москва, 2012. – 335 с.
14. Ламака, Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей / Ф.И. Ламака. Учебное пособие для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр "Академия". - 2008. — 224 с.
15. Лернер, И.Я. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] / Лернер И.Я., Лихачев Б.Т. Педагогика, 2008. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75#hcq=eCnYNMp (дата обращения: 09.12.2024).
16. Маркова, В.П. Методика преподавания [Электронный ресурс] / В.П. Маркова, Д.К. Советкина. - Российский государственный педагогический университет: 2015. - Режим доступа:/ http://www.studfiles.ru/preview/4225239/page:4/ (дата обращения: 09.12.2024).
17. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс: 2016. – Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
18. Подласый, И.П. Общие основы. Процесс обучения [Электронный ресурс] учебник / И. П. Подласый. - Педагогика: 2015. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4189518/ (дата обращения: 09.12.2024).
19. Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - N 1 (74). - С. 95-101.
20. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
21. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
22. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В.А. Скакун. – Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М. - 2007. – 336 с.
23. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
24. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2007. - Кн.1 - 174 с.
25. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. – М.: Изд. Высшее профессиональное образование, 2007. – 368 с.