Фрагмент для ознакомления
2
Образовательная робототехника, как новая область в образовании, является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях естественно-математического и технологического циклов, органично вписывается в требования новых ФГОС и активно продвигается в системе дошкольного образования России [21].
Курс робототехники в системе дополнительного образования может стать одним из способов изучения не только техники, производственных технологий, компьютерных технологий и программирования, но и всего окружающего мира с точки зрения сферы применения роботов.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности интегрируют знания общеобразовательных учебных предметов физики, технологии, информатики; создают условия для развития творческих способностей, профессионального самоопределения обучающихся [4,8].
Одним из новых профилей дополнительных общеобразовательных программ технической направленности является образовательная робототехника. Образовательные ресурсы программы объединяют востребованные в настоящем время в производственной сфере умения: программирование, механику, инженерное творчество.
Одним из новых профилей дополнительных общеобразовательных программ технической направленности является образовательная робототехника.
Образовательные ресурсы программы объединяют востребованные в настоящем время в производственной сфере умения: программирование, механику, инженерное творчество. Именно занятия образовательной робототехникой способствуют и эффективному развитию компонентов технического мышления детей, используя ресурсы системы дополнительного образования детей.
Занятия по Лего-конструированию и робототехнике направлены на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность, формирование интеллектуальной творческой личности [10,14].
По мнению педагогов, работая с Лего- конструктором, воспитанники часто экспериментируют, обсуждают идеи, воплощают их в постройке, усовершенствуют свои навыки работы.
Практическая ценность выражается в умении детей работать в паре, овладении терминологией, желание детей помочь друг другу. Трудные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, и каждый ребенок может с ней справиться [18].
Это повышает не только самооценку ребенка, а развивает умение действовать самостоятельно, ставить учебные и игровые цели, проектировать пути их реализации и оценивать свои достижения, формирует чувство уверенности в своих силах, стимулирует интерес к естественным наукам и инженерному искусству [17, 18].
Формы занятий, которые должны использоваться в процессе обучения робототехнике: лекции, самостоятельная работа, проектная деятельность, соревнования.
По завершении изучения курса робототехники учащийся должен:
-знать основы механики, автоматики и программирования в компьютерных средах и на языках программирования роботов;
-уметь собирать модели как используя готовую схему сборки, так и по эскизу;
-уметь разрабатывать собственные проекты по созданию роботов для различных целей.
Виды и формы контроля результатов изучения дополнительной развивающей программы по робототехнике в учреждении дополнительного образования:
-индивидуальные задания; •контрольные задания; •личные творческие проекты;
-участие в соревнованиях и состязательных мероприятиях различного уровня.
Текущий контроль целесообразно проводить в форме внутренних соревнований в самом учреждении или выставки роботов, оцениваемых компетентным независимым жюри по технологическим картам. Итоговый контроль по окончании учебного года целесообразно проводить в виде соревнований роботов на последнем занятии [5].
Соревнования должны включать в себя всю цепочку создания робота: проектирование, конструирование, создание и программирование робота, способного выполнить определённые задания. Использование Arduino конструирования в системе дополнительного образования служит целями овладения навыками начального технического конструирования, развития мелкой моторики, изучения основных технических понятий и терминов, а также знакомство с программированием.
Работа с образовательными конструкторами Arduino даёт возможность школьникам узнавать новое из мира техники и технологии и формировать необходимые в жизни навыки.
Конструкторы данной фирмы вырабатывают у обучающихся целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин и месте их в современной жизни, позволяют расширить и углубить технические знания и навыки обучающихся, активизировать интерес к техническому творчеству, выработать умение исследовать стоящую задачу, анализировать имеющиеся ресурсы и выдвигать идеи.
Робототехника позволяет развивать такие мыслительные операции как распознавание цвета, формы, образа моделируемого объекта, сравнение, анализ структуры предложенной модели и непосредственно действия моделирования.
Кроме того действия конструирования будут способствовать развитию мелкой моторики, творческой активности, самостоятельности, воображения, пространственного ориентирования.
Чем привлекательна образовательная робототехника в условиях реализации образовательной организации.
Она ориентирована на четыре основных направления:
1. Во-первых, формирует личные интересы детей. Технология может быть использована как индивидуально, так и в групповой форме. В рамках ее использования проходят различные мероприятия, которые направлены на то, чтобы работа вызывала интерес у каждого и учитывала свойства, потребности детей.
2. Во-вторых, развивает творческие способности, инициативу и самостоятельность, а также формирует конструкторские и рационализаторские навыки.
3. В- третьих, развивает мотивацию личности к познанию, техническому творчеству и обеспечивает эмоциональное благополучие детей.
4. В-четвертых, развивает мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное. А также развивает психические познавательные процессы, такие как: память, воображение, внимание и зрительное восприятие [14,18].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя. / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова. М.: Просвещение. -1990 г.- 456 с.
2. Брагин, В. Техническое творчество /В. Брагин. М.: Издательство Молодая гвардия. -1955. -504 с.
3. Брагин, В.П. Техническое творчество: Пособие для руководителей технических кружков / В.П. Брагин, Н.П. Булатов, В.Г. Гаршенин, П.С. Павлов, Б.М. Сметанин, Н.Е. Цейтлин, В.П. Шаферов. Москва «Молодая Гвардия» 1956. 526 с.
4. Бытев, А.А. Фотопроекционный кружок в школе /А.А.Бытев.- Минск: Народная асвета, 1968. 112 с.
5. Евсеева, С.А. Робототехническая проектная деятельность в формировании личности учащихся /С.А. Евсеева, Н.М. Соловьева //Технологии когнитивного обучения в условиях цифровой трансформации образования. Сборник материалов научно-образовательного форума СВФУ с международным участием. Под редакцией О.М. Чоросовой. -2020. С.51.
6. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска». - 2013.- 100 с.
7. Копосов, Д. Образовательная робототехника – методический инструмент педагога // Качество образования. – 2013. – № 9. – С. 53-55
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. – URL: http:// static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3c
9. Методические рекомендации по формированию практических навыков программирования робототехнических устройств в рамках дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-formirovaniiu-prakt.html (Дата обращения: 15.01.2025)
10. Образовательная робототехника: учебно-методическое пособие для работников образования по развитию образовательной робототехники в условиях реализации Федеральных государственных образовательных 12 стандартов / авт.-сост. М.В. Кузьмина. – Киров.: ООО "Типография "Старая Вятка" – 2016. – 210 с.
11. Полушкина, Г.Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы//Проблемы современной науки и образования. 2016. № 19 (61). С. 86-88.
12. Скурихина Ю.А. Интеллектуальные информационные системы [Текст]: учеб. пособие – Киров: ТИ, 2006. – 38 с.
13. Скурихина, Ю.А. Формирование исследовательских компетенций средствами робототехники // Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании.– 2017. – с.103-106.
14. Скороходова, Г.Г. Робототехника и lego-конструирование // Научно-методический электронный журнал Концепт.– 2014. – №. 12. – с. 226-230 Скороходова, Г.Г. Робототехника и lego-конструирование // Научно-методический электронный журнал Концепт.– 2014. – №. 12. – с. 226-230.
15. Cамылкина, Н.Н., Кашапова, Р.Ф. Изучение 3D-моделирования и прототипирования в предпрофессиональных классах с помощью программы T-FLEX CAD. Информатика в школе. 2022;(5):16-25
16. Тимофеева, Т.В. Техническое творчество дошкольников как научная проблема /Т.В. Тимофеева //Мир университетской науки.-2023.- №7.-С.37.
17. Теория, практика и перспективы развития современной школы: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2017. 365 с.
18. Фадеев, Р.Н., Огурцова, Е.Ю. Психологическое благополучие детей на занятиях по робототехнике /Р.Н. Фадеев, Е.Ю. Огурцова //Педагогика и психология современного образования: Теория и практика.-2023.-С.174.
19. Челнокова, Т.А. Цифровой контент в содержании дополнительного образования детей и подростков /Т.А. Челнокова //Вестник НЦБЖД.-№3(61).-2024.-С.156-162.
20. Шабалин, К.В. Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников. /К.В. Шабалин // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). – С. 428-429.
21. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Z.V., Ilyashenko L.I. Development of training content for master students in course "Mechatronics and robotics" at the university // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 22. С. 694.