Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Национальная монетарная система любого государства обеспечивает стабильность денежного обращения, экономическую активность и устойчивое развитие финансовой системы.
В условиях социально-экономических кризисов и дисбаланса мировых финансово-экономических рынков вследствие санкционных процессов государств необходима реализация грамотной и эффективной монетарной политики основными финансово-экономическими структурами той или иной страны.
При анализе эффективности монетарной политики важно обладать четким пониманием логики функционирования монетарной системы, ее прогностического развития, учета основных и решающих факторов воздействия, своевременной и профессиональной реакции на них и т.п.
Для достижения этих целей страны проводят соответствующую монетарную политику, которая представляет собой системный подход к управлению денежными массами и стимуляции деловой активности на рынке кредитования.
Рассматриваемая в рамках данной работы монетарная политика трех государств – России, Японии и Шри-Ланки – демонстрирует разницу в ее проведении и обнажает основные проблемы этих стран. Этим объясняется актуальность данной работы.
Проблема, решаемая в данной курсовой работе – попытка преодоления существующих недостатков монетарной политики России, Японии и Шри-Ланки.
Цель данной работы провести сравнительный анализ монетарного регулирования в России, Японии и Шри-Ланке в условиях финансово-экономического кризиса.
Задачи данной работы заключаются в решении ряда вопросов, связанных с достижением общей цели исследования, а именно:
Рассмотреть и описать понятие и цели монетарного регулирования
Выявить основные инструменты монетарной политики
Охарактеризовать особенности протекания финансово-экономического кризиса в России, эффективность принимаемых мер монетарной политики
Изучить влияние монетарного регулирования на экономические показатели
Рассмотреть особенности монетарной политики Японии и Шри-Ланки
Оценить эффективность монетарной политики России, Японии и Шри-Ланки в сравнительном аспекте.
Объект исследования – монетарная политика государства.
Предмет исследования – особенности монетарной политики России, Японии и Шри-Ланки.
Методы исследования. В данной работе использованы методы анализа и синтеза, метод статистической обработки данных, системно-структурный и сравнительный подходы.
В научной и специальной литературе тема монетарной политики государства является достаточно актуальной, потому и получила освещение прежде всего в прикладном аспекте. Тем не менее, основной акцент в работах делается на выявлении, констатации и систематизации проблем монетарной политики, чем на предложении конкретных шагов по корректировке существующей ситуации.
Для написания курсовой работы использовались следующие источники литературы:
нормативные и правовые акты;
доклады Банка России;
статистические данные;
материалы официальных Интернет-сайтов Центрального банка, органов государственной власти стран, государственных учреждений, некоммерческих организаций, коммерческих организаций;
материалы научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и «КИБЕРЛЕНИНКА», Информационных агентств «Финам» и других.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы монетарного регулирования
1.1. Понятие и цели монетарного регулирования
Монетарное регулирование является важным инструментом, способствующим не только экономическому росту, но и глобальной финансовой стабильности. Оно является важным элементом денежно-кредитной политики любого государства и относится к действиям, предпринимаемым центральным банком для контроля предложения денег и процентных ставок в экономике, что преследует достижение важный макроэкономических показателей, таких как стабильная инфляция, низкий уровень безработицы и экономический рост [3].
Понятие монетарного регулирования любого государства включает комплекс мероприятий и стратегий, применяемых центральными банками и другими финансовыми институтами для контроля и управления денежным обращением и кредитными условиями в экономике.
Монетарное регулирование направлено на поддержание стабильности цен, обеспечение полной занятости и содействие экономическому росту. Оно также играет важную роль в формировании макроэкономической политики, оказывая влияние на уровень инфляции, валютные курсы и общую экономическую устойчивость.
Цели монетарного регулирования разнообразны и зависят от текущей социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии той или иной страны. Одной из главных целей монетарного регулирования является достижение ценовой стабильности.
Центральные банки стремятся предотвратить чрезмерную инфляцию, которая может подорвать покупательную способность национальной валюты и вызвать экономическую нестабильность. Для этого используются различные инструменты, среди которых выделяются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и установление норм обязательных резервов для коммерческих банков.
Например, Европейский центральный банк стремится к уровню инфляции «ниже, но близкому к 2% в среднесрочной перспективе», чтобы обеспечить ценовую стабильность в еврозоне [4].
Еще одним показательным примером может служить ситуация, сложившаяся в 2015 году в Бразилии. Страна столкнулась с высокой инфляцией, которая подрывала покупательную способность граждан и дестабилизировала экономику [4].
Для исправления существующего положения дел Центральный банк Бразилии повысил базовую процентную ставку Selic до рекордно высокого уровня в 14,25%. Этот шаг сделал заимствования более дорогими, тем самым препятствуя чрезмерным расходам и сокращая денежную массу в экономике. Со временем эта политика помогла ослабить инфляционное давление в Бразилии.
Грамотное управление денежно-кредитной политикой важно не только в целях контроля инфляции (общего роста цен), но и дефляции (общего снижения цен). Поддержание низкого и устойчивого уровня инфляции имеет решающее значение для экономической стабильности. Высокая инфляция может подорвать покупательную способность, в то время как дефляция может привести к снижению экономической активности.
Еще одной важной целью монетарного регулирования является содействие устойчивому экономическому росту. Низкие и стабильные процентные ставки могут стимулировать инвестиции и потребление, что в свою очередь способствует увеличению валового внутреннего продукта (ВВП).
Однако центральные банки должны избегать перегрева экономики, что может привести к новому витку инфляции. Баланс между стимулированием роста и предотвращением инфляционных давлений является деликатной задачей, требующей точной координации и прогнозирования.
Кроме того, монетарное регулирование играет значительную роль в обеспечении стабильности финансовой системы. Это включает предотвращение банковских кризисов, поддержание ликвидности в финансовой системе и укрепление доверия к банковскому сектору.
Центральные банки, оказывая влияние на условия кредитования и управление рисками, способствуют защите экономической системы от внутренних и внешних шоков, таких как глобальные финансовые кризисы или резкие колебания цен на сырьевые ресурсы.
Кроме того, цели монетарного регулирования могут классифицироваться на основании ряда критериев:
Рисунок 1 – Цели монетарного регулирования
Определение промежуточных целей может основываться на некоторых критериях, куда входят соответствие конечным целям, управляемость, измеримость и способность получать полноценную, достоверную и своевременную информацию.
К промежуточным целям относятся обменный курс, показатели денежной массы, процентные ставки, темпы инфляции в стране и т.д.
Тактические (или оперативные) цели определяют взаимосвязь между промежуточными целями и инструментами денежно-кредитного регулирования, реализация которых осуществляется ежедневными нормативными действиями ЦБ.
Принимая во внимание текущую ситуацию, краткосрочные процентные ставки денежного рынка, ликвидность банковской системы, денежные агрегаты и т. д. могут использоваться в тактических целях [5].
Оперативные цели имеют две характеристики: период достижения цели (горизонт обозначения цели) и количественное значение цели. В последнем случае цель может принимать три формы: дальность, наклонный коридор и целевой уровень. Рассмотрим формы целевого ориентира и примеры к ним в Таблице 1.
Таблица 1
Формы целевого ориентира
Таким образом, важность монетарного регулирования заключается прежде всего в формировании адекватной макроэкономической политики государства, оказывающей влияние на уровень инфляции, валютные курсы и общую финансово-экономическую устойчивость
Фрагмент для ознакомления
3
1. Банк России назвал четыре главных вывода из кризиса 2022 года – Финам. – 24.06.2024 // https://www.finam.ru/publications/item/bank-rossii-nazval-chetyre-glavnykh-vyvoda-iz-krizisa-2022-goda-20240624-1503/ (дата обращения 11.04.2024).
2. Государственный контроль в финансово-бюджетной сфере: учебное пособие / Э. А. Исаев, С. А. Андреев, И. М. Ванькович [и др.]; под ред. Р. Е. Артюхина, Э. А. Исаева. – Москва: Прометей, 2023. – 648 с.
3. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие / Е. Н. Акимова, О. В. Шатаева, В. В. Демина, К. В. Кружкова. – Москва: Директ-Медиа, 2023. – 144 с.
4. Джураев И. С., Шарипова Н. Д. Теоретические основы денежно-кредитной политики // Международный журнал инноваций в инженерных исследованиях и технологиях. – 2023. – № 10 (10), 171-173 // https://repo.ijiert.org/index.php/ijiert/article/view/3728 (дата обращения 09.12.2024)
5. Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России. Монография. Гончаренко Л. И., Вишневский В. П., Гурнак А. В., ред. М.: КноРус, 2023. – 486 с.
6. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В редакции указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения 10.12.2024).
7. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ (дата обращения 10.12.2024)
8. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2024_2026/ (дата обращения 10.12.2024)
9. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ (дата обращения 10.12.2024)
10. Ощепков А. М. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. М. Ощепков; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. – 130 с. – Режим доступа: www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/oshchepkovgosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.pdf. (дата обращения 10.12.2024)
11. Тогузова, И. З. Финансовый и налоговый менеджмент: учебник / И. З. Тогузова, М. Р. Тускаева. – Москва: Прометей, 2023. – 288 с.
12. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 10.12.2024).
13. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики : учебник / Н. А. Истомина, Е. А. Смородина, Т. Д. Одинокова, Ю. С. Долганова и др. ; под общ. ред. Н. А. Истоминой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 302 с.
14. Финансы: учебник для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.]; под редакцией И. Ю. Евстафьевой, Д. А. Жилюка, Н. Г. Ивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20118-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557604 (дата обращения: 11.12.2024).