Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст является важной ступенью развития личности. Именно в этот период закладываются инициативность, любознательность, самостоятельность, творческое самовыражение, произвольность и др. качества, которые являются фундаментом для последующего развития.
Согласно положениям ФГОС ДО и федеральной образовательной программе (далее ФОП) в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно-ориентированном и интегративном подходах.
Исследователи в области педагогики и психологии считают, что творчество является не только ключом к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и потенциала в других сферах жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, и дети участвуют в различных конкурсах. Креативный и нестандартный подход к решению задач ценится во всех сферах нашей жизни.
Проблемы развития творчества как необходимого инструмента развития личности освещались и рассматриваются отечественными и зарубежными исследователями. Проблемой развития творческих способностей занимались такие педагоги и психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.
Для развития творческих способностей в дошкольных учреждениях используются различные педагогические технологии, способствующие развитию творческого мышления у детей. В ФОП ДО также акцентируется внимание на художественно-эстетическом развитии, в рамках которого ставится задача обучения детей эстетического восприятию для реализации накопленного художественного опыта в самостоятельной творческой.
Ребенок развивается во всех видах деятельности, в том числе – продуктивной. Занятия продуктивными видами деятельности создают условия для развития творчества, познания прекрасного и способствует развитию у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Исследованиям в этой области принадлежат работы Е. А. Флериной, Г. В. Лабунской, М. П. Сакулиной, Л. А. Парамоновой.
В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Многочисленные авторы подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.
Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, И. А. Лыкова, и др. доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит в процессе специально организованного обучения в разных видах детской деятельности, в том числе, изобразительной.
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении реализуются различные виды конструкторской деятельности – техническое и художественное конструирование.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами конструирования возможно при организации специальных педагогических условий.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных методов развития творчества детей дошкольного возраста в различных видах конструирования.
Проблема исследования: каковы особенности проявления творчества к конструировании у детей 5-6 и 6-7 лет?
Цель исследования – рассмотреть особенности творчества детей 5-6 лет и 6-7 лет в конструировании.
Объект исследования – развитие творчества детей 5-6 лет и 6-7 лет посредством конструирования.
Предмет исследования – особенности проявления творчества в конструировании у детей 5-6 и 6-7 лет.
Задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития творчества детей дошкольного возраста;
2.Рассмотреть понятие и виды конструирования в детской деятельности;
3.Определить особенности творчества в конструировании у детей 5-6 лет и 6-7 лет в конструировании;
4.Разработать рекомендации для педагогов по развитию творчества детей 5-6 лет и 6-7 лет посредством конструирования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что в развитии творчества посредством конструирования у детей 5-6 и 6-7 лет необходимо опираться на возрастные особенности дошкольников.
Для разрешения поставленных задач и достижения заявленной цели был выбран комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования созданного комплекса педагогических мероприятий по развитию творческих способностей дошкольников на занятиях по бумагопластике в условиях дошкольной образовательной организации.
База исследования:
Данная работа состоит из введения, первой главы, включающей в себя два параграфа, относящиеся к теоретическому обоснованию исследуемой темы; второй главы, также содержащей в себе два параграфа, которые посвящены эмпирическому исследованию развития творчества в дошкольном возрасте и формулированию рекомендаций по творческом развитию дошкольников средствами художественного конструирования. В конце каждой главы сформулирован вывод, обобщающий и уточняющий информацию в главе. В Заключении подводятся итоги по всей работе. В курсовой работе имеется список литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития творчества детей 5-6 и 6-7 лет на занятиях по конструированию
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития творчества детей дошкольного возраста
Творчество ученые рассматривают как деятельность человека, относящуюся к высшему уровню деятельности по пониманию и преобразованию окружающей действительности природного и социального мира. В деятельности, которая отвечает за творчество, человек не только качественно преобразует мир, но и самого себя изменяет, тем самым, развивает себя и приобретает себя в новом качестве, как творческую личность [1, с. 65].
Существуют вариативные подходы к определению творческой деятельности. Так, по утверждению Т.Н. Прохоровой, творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью, а один из заслуженных ученых в области педагогики В.А. Сластенин называет творчество открытием или созданием новых материальных и духовных ценностей. У А.Г. Спиркина, известного российского философа, мы находим определение творчества как мыслительной и практической деятельности, в результате которой создаются оригинальные ценности, устанавливаются новые факты, свойства, закономерности и др. [23, с. 77].
Философ А. Г. Спиркин определяет творчество как духовную деятельность, ведущую к созданию оригинальных ценностей, созданию новых, ранее неизвестных истин, особенностей и закономерностей материального мира и духовной культуры [26, с. 24].
Изложенные выше концепции авторов (И. A. Беляева, А.Г. Спиркин), мы можем понять общие черты и прийти к выводу, что творчество - это деятельность, направленная на создание нового продукта, а также материальных, духовных и культурных ценностей [28, с. 35].
По определению из толкового словаря, творчество следует понимать, как деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей, в результате которой получается что-то новое, неповторимое. Отличительной чертой творчества, как деятельности человека, можно рассматривать показатель новизны полученного результата в ходе творческой деятельности. Стоит заострить внимание на том моменте, что этот показатель новизны результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. При этом процесс создания несёт субъективный характер, так как в данном процессе выступает индивидуальность творца [31, с. 21].
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии творчества ребенка.
У дошкольников развивается самоопределение, целеустремленность и интенциональность психических процессов, что свидетельствует об участии воли в процессах восприятия, памяти и внимания [5, с 77].
Л.А. Венгер указывает, что в период перехода от раннего к дошкольному возрасту под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности в восприятии ребенка развивается сложная аналитико-синтетическая деятельность, в частности, он может мысленно разделять видимое, а затем объединять их. Новое содержание обретают и перцептивные образы, связанные с формой предметов. Помимо плана различны также строение предметов, характеристики пространства и соединение его частей [4, с. 48].
Н. А. Ветлугина придерживается точки зрения, что, делая новые открытые для себя, ребёнок, тем самым, дает новые знания взрослым о себе. Тогда отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности [5, с. 44]. Исходя из этих принципов Н. П. Сакулина говорит, что формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества [32, с. 96].
Проблема развития детского художественного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены воспитателем.
На каждом возрастном этапе художественное творчество становится самостоятельной, свободной и творческой. Поэтому каждый педагог должен знать эти характеристики и учитывать их при работе с детьми.
В книге «Детское творческое конструирование» Л.А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества [28, с 77].
Первая особенность заключается в том, что ребенок иногда рисует оригинальные картинки, пишет стихи, мелодии и делает множество «открытий» в процессе знакомства с окружающими предметами.
Новизна изобретений и творческих продуктов субъективна. Ребенок работает самостоятельно, это первая важная особенность его творческой деятельности.
Второй признак – эмоциональный отклик, поиск, нахождение, повторение образа, найденного на картине или модели, проба других вариантов его решения, поиск и повторение способа изображения, сцены или декоративной композиции.
Третья особенность – желание ребенка экспериментировать с материалами, находить новые способы, рисовать, моделировать, комбинировать разные средства выразительности при создании изображения в приложении. Его работы носят исследовательский и демонстративный характер, а готовность использовать разнообразные материалы и визуальные техники придает ему творческий, утонченный характер [9, с 85].
При оценке детского творчества встаёт вопрос о критериях этого оценивания, выбор данных критериев осложняется тем, что нет однозначного определения в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Алексеева В. В. Что такое искусство? : о том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – [Изд. 2–е, перераб. и доп.]. – М.: Советский художник, 1991. – 238 с.
2.Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб : КАРО. – 2004. – 247 с.
3.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии . – М.: Academia, 2002. – 318 с. : ил. – (Высшее образование).
4.Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 3. – С. 46–52.
5.Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 326 с.
6.Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учебное пособие для студентов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва : Академия, 2003. – 623 с.
7.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 1997. – 93 с.
8.Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования . – 3–е изд., испр. – М. : Akademia, 1999. – 268 с.
9.Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изодеятельности. – М.: Педагогика, 1998. – 158 с.
10.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия: Кафедра–М, 2000. – 344 с.
11.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
12.Гусарова И. А. Аппликация в детском саду. – М.: Просвещение, 1968. – 64 с.
13.Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества : учебно–методическое пособие. – М.: Московский психолого–социальный ин–т, 2001. – 170 с.
14.Жукова О. Нетрадиционное рисование в художественном развитии ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2021. – № 1. – С. 36–42.
15.Запорожец А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1 : Психологическое развитие ребенка. – 320 с.
16.Иванникова С. В. Формирование выразительности образа в аппликации у детей шестого года жизни : автореф. дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 ; науч. рук. Р. Г. Казакова. – М., 1991. – 17 с.
17.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – Москва : Просвещение, 1985. – 192 с.
18.Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 42 с.
19. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 206 с.
20.Кампанцева Л., Подашуль Н., Королевство Е. «Цветик-семицветик»: [авторская экспериментальная программа развития художественно-творческих способностей старших дошкольников на базе изостудии детского сада] // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2. – С. 6–16.
21.Комарова Т. С. Дети в мире творчества : книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995. – 159 с.
22.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада : конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 10 с.
23.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 159 с.
24.Морозова М. Я. Современный детский сад, его значение и оборудование / сост. М. Я. Морозова, Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая-Тихеева. – СПб: Типо-литография «Энергия» : Государственное изд–во, 1919. – 208 с.
25.Мухина В. С. Детская психология : учебник для студентов педагогических институтов ; под ред. Л. А. Венгера. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
26.Неменский Б. Искусство и просвещение // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 24–25.
27.Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика : материалы Всесоюзной научно–практической конференции / [редкол.: Л. П. Буева (отв. ред.) и др.]. – М., 1988–. – Секция 5 : Детство и творчество / [отв. ред. Д. Б. Богоявленская]. – С. 3–5.
28.Парамонова Л.А. Бумажная пластика // Растем и развиваемся. – 2002. – № 7. – С. 34.
29.Поиграем-помечтаем : [пер. с англ. / ред. Д. Р. Гончар ; рис. В. Гончар]. – М. : Эйдос, 1994. – 111 с.
30.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
31.Сакулина П. П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 2. – С. 21–23.
32.Сакулина Н. П. Изодеятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 277 с.
33.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов . – Ярославль : Академия развития, 1996. – 235 с.
34.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия // Советская психология. – 1946. – № 6. – С. 92–112.
35.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : зарегистрировано в Минюст России 14 нояб. 2013 г. : № 30384. — Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 07.12.2024).