Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется развитием новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. В этом возрасте формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальные, моральные, эмоциональные и волевые. Развитие старших дошкольников происходит в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особую роль в этом процессе играет игровая деятельность, особенно дидактические игры.
По мнению некоторых авторов, главная особенность дидактических игр определяется их названием: это обучающие игры. Они способствуют развитию познавательной активности, интеллектуальных операций, которые составляют основу обучения. Но в игре ребенка привлекает не учебная задача, которая в ней заложена, а способность проявлять активность, выполнять игровое действие, добиваться результатов, побеждать.
Однако, если игрок не овладевает знаниями и мыслительными операциями, определенными учебным заданием, он не может успешно выполнять игровые действия. Возможность обучать маленьких детей активным занятиям, которые им интересны, является отличительной чертой дидактических игр.
По словам Тихеевой, они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательной работы с детьми, наряду с чтением, речью, рисованием, пением, гимнастикой и трудом. Развивающие задачи в играх, предложенных Е.И. Тихеевой, выходят за рамки развития внешних чувств и сенсорных способностей ребенка. Они обеспечивают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление головоломок), развитие способности ориентироваться на расстоянии, во времени и пространстве.
Важным средством воспитательной работы Т.М. Аванесова считала дидактическую игру. Л.И. Венгер разработал систему дидактических игр для сенсорного воспитания, призванных научить детей точно, полно и расчлененно рассматривать предметы, их различные свойства и взаимосвязи (цвет, форма, размер, расположение в пространстве). Недавно начались поиски ученых З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнов и другие движутся в направлении создания серии игр для всестороннего развития интеллекта детей, характеризующихся инициативностью мыслительных процессов, переводом сформированной мыслительной деятельности в новое содержание. В таких играх часто нет жестких правил, наоборот, дети должны выбирать способы решения проблемы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проявления особенностей использования игр-путешествий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными Прибайкалья.
Объектом исследования является процесс проявления особенностей использования игр-путешествий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными Прибайкалья.
Предметом исследования являются основы и принципы проявления особенностей использования игр-путешествий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными Прибайкалья.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для проявления особенностей использования игр-путешествий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными Прибайкалья.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть особенности игровых методов обучения;
- изучить дидактическую игру как средство развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников;
- детально проанализировать игры-путешествия как одну из эффективных форм развития старшего дошкольного возраста;
- разработать методическое игровое занятие "Путешествие по Прибайкалью" для детей старшего дошкольного возраста
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Особенности игровых методов обучения
На современном этапе обучения игровые методы обучения занимают особое место в образовательном процессе, поскольку помогают достичь высоких результатов в усвоении материала. Вот почему эта тема так актуальна. Игровые методы обучения - это обучающие или деятельностные игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемной и совместной деятельности.
Посмотрим на классификацию методов игрового обучения. Для этого следует выделить следующие аспекты и рассмотреть их в зависимости от структурных элементов урока: игры, направленные на усвоение нового материала, игры, направленные на проверку знаний, обобщающие игры, игры на перерыв (расслабление).
Классификация методов обучения в игре: - философский: адаптивный; - по концепции учебного опыта: ассоциативно-рефлексивный + внушение+ гештальт; - по типу содержания: все виды + проникающий; - по организационным формам: все формы; - по преобладающему методу: образовательный, творческий, поисковый; - по типу содержания: все виды + проникающий; - по организационным формам: все формы; - по преобладающему методу: педагогический, творческий, поисковый и др. [12].
Важно разделить обучающие игры по количеству участников: 1. групповые; 2. индивидуальные; 3. массовые; 4. диалоговые (парные). Методы обучения в игре выполняют следующие функции в обучении: - функция социализации. Во время занятий детям может быть предложено сыграть, например, в "монополию": если ребенок изучает предметы по предмету "экономическая теория", он лучше ориентируется во время игры и знает, какой "ход" сделать для достижения лучшего результата.
Функция игровой терапии заключается в том, что игра используется как средство преодоления трудностей, возникающих в процессе обучения. Игровая терапия учащихся лучше всего проявляется в ролевых играх.
Коммуникативная функция. Когда мы создаем игровую команду, мы учим детей общению, взаимодействию, отношениям и взаимным заданиям. Для достижения своих целей они используют групповые задания и работают в парах. Например, при постановке ситуации (падение курсов валют на бирже, рост цен на товары первой необходимости) проявляются коллизии, противоречия и конфликты, что помогает более полно и четко разобраться в данной проблеме.
Рассказывая детям о насущных проблемах (которые освещаются в средствах массовой информации) и высказывая свое мнение по ним, мы вовлекаем их в структуру связей с общественностью.
Забавная функция. Основная цель игры - развлечение, веселье, вдохновение, привлечение интереса к чему-либо, а для учителя - сделать урок интересным и результативным.
Функция самореализации. Каждый должен быть самодостаточным, высказывать свое мнение, независимо от того, совпадает оно с мнением учителя или нет. Он должен мыслить независимо от окружающих его людей. На этом этапе игровые методы обучения взаимодействуют с проектной деятельностью. Здесь можно предложить обучающимся составить собственный бизнес-план или взять готовую работу и выполнить ее на более выгодных условиях.
В результате этой работы обучающиеся решают возникающие вопросы, трудности и критикуют авторов, что помогает в реализации творческой деятельности студентов и их самовыражении.
Нужно упомянуть положительные и отрицательные стороны игровых технологий. Положительными моментами являются: 1) создается благоприятный психологический климат; 2) ученики получают удовольствие от занятий; 3) во время занятий проявляется высокий эмоциональный уровень учащихся.
Отрицательные моменты: 1) объяснение правил игры и их сути занимает достаточное количество времени. Это приводит к нехватке времени, необходимого для изучения запланированного материала; 2) игра повышает эмоциональный фон учащихся, из-за чего их очень трудно успокоить; 3) несмотря на то, что игра является соревновательной, она может перерасти в соперничество, которое продолжается даже после того, как наступает конец игры [15].
Проблемы и пути их решения:
- использование только игровых технологий не дает желаемого результата, отсюда необходимость использования современных образовательных технологий.
- игровые технологии требуют особой образовательной среды.
- при создании игры важно, чтобы она была как можно более образовательной, чтобы учащиеся не "играли" в нее.
Вот почему для подготовки обучающей игры требуется максимум времени. Поэтому мы подробно рассмотрели особенности и структуру игровой деятельности и пришли к выводу, что игровая деятельность отличается по своей структуре от других видов деятельности человека
1.2 Дидактическая игра как средство развития мотивации учебной
деятельности старших дошкольников
Фрагмент для ознакомления
3
Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. – М., 1986. - 196 с.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983. - 328 с.
Арапова Н. Информация о Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования // Дошк. воспитание. – № 3 – 2000.
Бондаренко А.К. Воспитание самостоятельности мышления у детей подготовительной группы с помощью словесных дидактических игр // Дошкольное воспитание. – № 9. – 1970. - 38 с.
Волкова Е. Готов ли ребёнок к школе // Дошк. воспитание. – № 8. – 2001. - 39 с.
Гришенцова П. Дидактические игры // Дошк. воспитание. – № 10. – 1969. - 83 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Вегнера. – М., 1973. - 294 с.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М., 1986. - 392 с.
Ильина Л.П. О преемственности детского сада и школы // Дошкольное воспитание. – № 3. – 2002. - 38 с.
Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем, М.: «Аркти», 2014 г. - 166 с.
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998.
Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984. - 317 с.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Акад. развития, 1997. - 184 с.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью, М: «Academ»А, 2012 г. - 293 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000 - 395 с.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. - 284 с.
Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей, Санкт-Петербург, 2000. - 283 с.
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду // О дошкольном воспитании. – М., 1959. - 73 с.
Маркова А. К. Формирование мотивации в школьном возрасте. – М., 1983. - 294 с.
Мосалова Л.Л. Я и мир, С-Пб.: «Детство-пресс», 2011 г. - 172 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1998. - 428 с.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. - 352 с.
Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.: Просвещение, 1990. - 284 с.
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников, М: Издательство ГНОМ и Д, 2013 г. - 271 с.
Программа воспитания в детском саду. – Мн., 1975. - 282 с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика 3-е изд. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.-М.:Академия, 2012. - 263 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. - 294 с.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение, Ярославль, 2001. - 296 с.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1976. - 284 с.
Эльконин Д.Б Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 277 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. - 382 с.