Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Реформаторские процессы, происходящие в отечественном образовательном пространстве, обусловливают потребность решения социально-педагогических задач, одним из которых является обеспечение комплексной коррекционной помощи детям с умственной отсталостью как в специальных, так и массовых учебных заведениях. В связи с современными тенденциями внедрения системы инклюзивного образования данная проблема приобретает особенно актуальное значение.
На сегодня нерешенными остаются вопросы практической реализации обеспечения комплексной коррекции нарушений психомоторики детей с умственными недостатками во время обучения в специальных и массовых образовательных учреждениях по любой форме обучения - индивидуальной, интегрированной или в инклюзивном классе.
Система специального образования в РФ имеет вертикально-горизонтальную структуру, предусматривающую дифференциацию детей по нозологиям и возрастным группам.
Соответственно, образовательные услуги детям с нарушениями интеллектуального развития предоставляются в рамках специальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, составленные на основе Федерального Государственного Стандарта специального образования.
Однако, как показывает практика, ни в области специальных учебных заведений, ни в дополнительных центрах, а также с учетом возможности обучения ребенка с недостатками в общеобразовательном учреждении существенно недоработанным остается вопрос применения средств физической реабилитации к детям с умственной отсталостью.
Основным расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности, что обусловлено как низкой способностью к мышлению (процессами обобщения и отвлечения), так и нарушениями темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания. Процесс восприятия у умственно отсталых детей малоактивный, поэтому их моторное и сенсорное развитие значительно отстает по темпам формирования и проходит неравномерно.
Проведенный анализ особенностей общего здравоохранения детей с нарушениями интеллектуального развития позволяет утверждать о наличии характерных закономерностей, с которыми сталкиваются педагоги не только специальных, но и общеобразовательных учебных заведений различного уровня.
У детей с нарушениями интеллектуального развития наблюдается ряд сопровождающих соматических заболеваний (хронические панкреатиты, гастриты, врожденные или приобретенные заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенные оперативные вмешательства любой сложности и т.д.), частые заболевания дыхательных путей ( гиподинамические бронхиты, пневмонии, ангины), морфофункциональные нарушения функций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиоз), формирование гиперлордоза или кифоза, снижение рессорной функции позвоночника, плоскостопие).
Особое внимание специалисты уделяют необходимости развития мелкой моторики умственно отсталого ребенка.
Становится очевидным, что эффективность проведения учебно-воспитательных и коррекционно-реабилитационных мероприятий с детьми с умственной отсталостью в специальном центре в значительной степени зависит от отсутствия сопровождающих соматических и простудных заболеваний, сформированности физической и психической сфер как составляющих общего здоровья.
В развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека ученые акцентируют внимание на важности влияния двигательного анализатора. Систематическое использование средств физической реабилитации позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с умственной отсталостью.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что для обеспечения максимального физического, психического, речевого и социального развития ребенка с умственной отсталостью в процессе формирования комплексной коррекционной программы необходимо использование средств реабилитации в специально оборудованном для этого центре.
Цель исследования: изучить особенности проведения урока АФК в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Объект исследования: урок АФК.
Предмет исследования: особенности проведения урока АФК в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, причины и ранняя диагностика детских с умственной отсталостью.
2. Проанализировать основные особенности проведения урока АФК в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и методической литературы, сравнение, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный нами теоретический материал может быть использован специалистами образовательных учреждений и студентами, занимающимися разработкой данной проблемы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Понятие, причины и ранняя диагностика детских с умственной отсталостью
Этиология и патогенез умственной отсталости
Причины, которые вызывают детское слабоумие, учеными исследуются уже давно. Недоразвитие интеллекта происходит под влиянием ряда факторов, которые нарушают развитие и созревание мозга. В XX веке все выделенные причины, которые вызывали болезненные состояния, разделяли на эндогенные и экзогенные. Чаще всего они выступают в сложном взаимодействии и единстве.
В особенности значимую роль в развитии умственной отсталости играют наследственные факторы, разнообразные как по механизмам воздействия, так и по характеру проявления наследственной патологии.
Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом. К эндогенным причинам относили и патологическую наследственность, которой придавалось в особенности огромное значение в возникновении слабоумия у детей.
В конце XIX века ряд зарубежных ученых, к примеру Франции Морель и Маньян основали специальную теорию о вырождении, или дегенерации, отдельных семей, родов.
В современной медицине самым общепринятым считается разделение причин болезней на предрасполагающие, способствующие возникновению болезни и вызывающие болезнь. Данные причины часто взаимодействуют. Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно четко обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.
Причем, имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.
Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу (Дубровский В.И., 2001).
Как подчеркивал Л.С. Выготский, положение об единстве закономерностей нормального, а также аномального развития, дает основание считать, что концепция развития нормальных детей, в общем, может использоваться при трактовке также развития умственно отсталых детей. Это позволяет думать об идентичности факторов, которые воздействуют на развитие нормального, а также умственно отсталого ребенка.
Следует отметить, что развитие ребенка с умственной отсталостью обусловлена биологическими, а также социальными факторами. Так, к биологическим факторам следует отнести тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, а также время его возникновения. Так, учитывать их следует при организации специального и педагогического воздействия.
Так, к примеру, дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью не имеют способности самостоятельно принимать решения, осмысливать, сохранять, а также перерабатывать информацию, которую получают из окружающей среды. Дети сниженную активность, гораздо более узкий круг различных интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
В научной литературе отмечается большая роль внимания в выполнении учебной, а также трудовой деятельности. Так, среди главных недостатков внимания умственно отсталых детей следует отметить нарушения концентрации, устойчивости внимания, а также распределения, переключаемость и объем внимания.
У детей школьного возраста непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.
У детей с возбудимым типом нервной системы немного сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость.
Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам.
Мутации встречаются хромосомные и генные. Наиболее часто встречаются, а также наиболее изучены мутации хромосомной формы олигофрении. Это будет болезнь Дауна, встречающаяся у 9–10% всех умственно отсталых детей.
При хромосомных формах олигофрении будут наблюдаться выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы. Генные мутации могут затрагивать один единственный ген, либо группу генов низкого действия, контролирующих один и тот же признак.
Нужно при этом помнить, что в ходе развития и жизнедеятельности организма генетические и экзогенные факторы находятся в сложном взаимодействии. При умственной отсталости, в частности, те экзогенные факторы, которые не являются непосредственной причиной недоразвития мозга ребенка, могут способствовать выявлению генетических дефектов или утяжелить проявления наследственного заболевания. Дополнительные экзогении могут привнести в клиническую картину наследственной умственной отсталости новые, несвойственные ей симптомы.
Указанные данные указывают на то, что проблемы дефекты развития познавательной сферы чрезвычайно разнородны по происхождению. В соответствии, могут существовать бесчисленные различные механизмы, которые нарушают формирование и развитие мозга, а та же большое число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости.
Общим для всех форм патологии, входящих в эту группу аномалии развития, является интеллектуальный дефект той или иной степени, устанавливающий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 2000. - С.60.
Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. – М.: ВладосПресс. 2010. – 627 c.
Бех И. Д. Теоретические основы обучения и развития аномальных детей / И. Д. Бех // Педагогика и психология. − 1995. − № 4. − С. 147-145.
Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М.: Просвещение,1983. − 112 с.
Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / под ред. Н.П. Долгобородова. – Ленинград, 1969. − с. 46-48.
Герцан Ю.Ю. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарущениями /Ю.Ю. Герцан //Научно-методический электронный журнал «Концепт»-2016. Т.46. С.95-96.
Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб. пособ. / А.А. Дмитриев. − М.: Московский психолого- социальный институт. 2004. − 224 с.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специально образовании : учебное пособие для студ . высш . пед. учеб . заведен./ А.А. Дмитриев. − М.: Издательский центр Академия, 2002. − 176 с.
Дубровский В. И. Лечебная физическая культура ( кинезотерапия): учеб . для студ . высш . Учеб. заведенный / В. И. Дубровский . − второй изд., Стер. − М.: Гуманит . изд . центр «Владос», 2001. − 608 с.
Евтушенко И.В., Мозговой В.М. Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27828 (дата обращения: 06.12.2024).
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция): Oдобрен Советом Федерации 26 декабря 2012] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка = роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка / М.М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 1973. – 142 с.
Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания / под ред. А.С. Данилкина. – Ленинград, 1974. − с. 56-57.
Леско А.Н. Подвижные игры для младших школьников с задержкой психического развития: учеб . - метод. пос . / А.Н. Леско, В. Трач. - Л.: ЛДИФК , 2004. - 88 с.
Лавров А.В. Генетика умственной отсталости // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2016. – №6. – С. 13–20.
Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений в умственно отсталых учащихся / В. М. Мозговой // Дефектология. - 1994. - № 3 - С. 34-38.
Обухов С.А. Структура урока по адаптивной физической культуре в соответствии с ФГОС в коррекционной школе /С.А. Обухов //Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве. 2022. С.103.
Попов С. Н. Лечебная физическая культура: учебник для студ . высш . Учеб . заведенный / С. Н. Попов, Н. М . Валеев , Т. С. Гарасеева и др . - 3-е изд ., Стер. - М.: Издательский центр « Академия », 2006. - 416 с.
Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: хрестоматия / сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – СПб, 1996. − с. 178.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М., 1979. 6. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью : учеб . пособ. / Под. ред. М. Пшичек ; пер. с польск . - СПб : Речь , 2006. - 276 с.
Смирнов Н. К. Здоровьесохраняющие образовательные технологии в современной ш коле / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
Токарская, Л. В. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 190 с.
Трикоз С. В. Ребенок с нарушениями интеллектуального развития / С. В. Трикоз , Г. А. Блеч . - Харьков: Изд-во «Ранок», ИГ «Кенгуру», 2018. - 40 с.
Уайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Уайзман . - М.: Педагогика , 1976. - 104 с.
Физическая культура для детей с легкой умственной отсталостью: Методические рекомендации / сост. М.А. Морозов, О.А. Панова, Л.М. Лапшина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 19 с.