Фрагмент для ознакомления
2
Мышцы человека в процессе каких-либо физических нагрузок воздействуют на различные процессы в организме человека, приспосабливаясь к тем условиям и дефектам, в которых человеку приходится существовать. Вместе с мышечной деятельностью приходят и: компенсация нарушенных функций, приспособление вегетативных систем к нагрузке, развитие остаточных функций организма, а также борьба с осложнениями, которые могли появиться в результате прогрессирования дефекта, заболевания. Для коррекции физических недостатков необходимы специальные упражнения, разработанные специалистами. Сбалансированные, правильно подобранные нагрузки будут воздействовать на отделы ЦНС (центральной нервной системы), а те, в свою очередь, будут влиять на перестройку патологических условных рефлексов.
Выделяют две группы упражнений для людей с инвалидностью:
1. Общеподготовительные. Применяются в малых формах физической активности. К таким упражнениям относятся: физкультминутка, разминка, общеразвивающие физические упражнения.
2. Специальные. Используются при спортивном, лечебном направлении. Сюда входят: бег, плавание и др.
3. Формы физического воспитания для людей с ограниченными возможностями это:
1. Организованные секционные занятия, занятия в группе: ЛФК (лечебная физическая культура), занятия в реабилитационных центрах, а также в санаторных учреждениях;
2. Самостоятельные занятия физической культурой: коррекционные занятия, прогулки, утренняя гимнастика;
3. Адаптивный спорт: организация команд по адаптивному спорту различных направлений, а также участие в соревнованиях, специализирующихся на видах спорта для людей с ограничениями в здоровье.
Из адаптивного спорта или, как его называют специалисты, инваспорта, выходят еще два направления:
1. Рекреационно-оздоровительный - организация оздоровительного досуга, отдыха на природе, туризма. Является не только средством отдыха, но и положительно действует на организм, укрепляя иммунную систему и воздействуя на мышечную систему.
2. Спорт высших достижений - деятельность, при которой люди с ограниченными возможностями не только развивают свои физические способности, но и занимаются спортом на достижение лучших результатов. К этому направлению относятся такие мероприятия как спортивные соревнования.
Конечно, соревнования по адаптивному спорту проходят не так, как это принято у здоровых спортсменов. Существует множество ограничений, ориентированных на физические и психические особенности не только инвалидов в целом, но и каждого человека в отдельности. Для подготовки к соревнованиям таких людей делят на группы, с учетом их возможностей, пола, группы инвалидности, возраста. Это деление людей на группы называется – дифференцированный подход. С его помощью тренера контролируют объем упражнений, методы прохождения тренировок, мотивацию.
Методики, связанные с улучшением физического состояния необходимы не только для людей-колясочников или для больных с какими-либо нарушениями физического здоровья, но и для людей, имеющих нарушения интеллекта и другие заболевания головного мозга. Например, при РАС (расстройство аутистического спектра) используются методики, связанные с физической активностью, т.к. к интеллектуальным отклонениям добавляются и физические: плоскостопие, нарушение осанки, координация движений. Физические упражнения при этом направлены не только на исправление каких-либо физических недостатков, но и предотвращение стереотипии или повторяющегося поведения, которое свойственно людям с данным заболеванием. Для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата специалисты организуют групповые тренировки. Если, например, для лиц с РАС работа с другими людьми может показаться слишком напряженной, и с ними следует работать по принципу тренер-ученик, то для людей-колясочников и других лиц с нарушениями физического характера, необходимо создать среду, похожую на ту, в которой существуют обычные люди. А работа таких людей в группе укрепляет их ментально и помогает стать уверенней в себе. Такого рода занятия действительно облегчают жизнь людей с ОВЗ в обществе. Они приучаются к самостоятельной жизни, к самообслуживанию, они получают информацию о профессиях, которые они способны освоить, а также оптимистичнее смотрят на жизнь.
Некоторые специалисты, интересующиеся темой интеграции инвалидов в общество, создают спортивные команды по различным видам спорта. Таких, как: баскетбол, футбол, фехтование на колясках, сидячий волейбол, дзюдо для слабовидящих, танцы на колясках, стрельба из лука и др. Люди с ограниченными возможностями показывают себя на соревнованиях ничуть не хуже, чем здоровые спортсмены. А на Паралимпийских играх они доказывают миру, что живя такой непростой жизнью, можно добиться больших высот. На сегодняшний день во многих странах мира, в частности и в России создаются различные организации, которые занимаются вопросами участия спортсменов с ограниченными возможностями в мировых олимпиадах, что позволяет инвалидам расширить круг своих социальных и карьерных возможностей, добиться мирового признания, получать достойную заработную плату.
В наше время практически во всех странах мира люди с инвалидностью воспринимаются не как люди отдельного класса, которые должны быть исключены из общества, а как полноценные личности, имеющие право на открытые обычным людям перспективы. Адаптивная физическая культура не только помогает развить физические способности человека, но и интегрировать его в общество здоровых людей, чтобы он мог вести профессиональную и социальную жизнь, а также досуговую деятельность.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание, как направление адаптивной физической культуры, представляет собой физическое воспитание для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Таким образом, все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания для лиц с различными нарушениями здоровья, ограниченными возможностями и инвалидностью всех возрастов и заболеваний следует относить к адаптивному физическому воспитанию. К таким формам можно отнести занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки физической культуры и другие. Правильнее называть их занятиями по адаптивному физическому воспитанию или уроками адаптивной физической культуры.
1.2. Методы и средства адаптивного физического воспитания для детей с психическими нарушениями
В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация.
Фрагмент для ознакомления
3
Азбука здоровья : Программа специальной коррекционной школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классов / Сост. Г.И. Гербова – СПб.: Образование, 2014. – 41 с.
Васильева И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития// Коррекционная педагогика. - 2007. - N 5 (23). - С. 75-78.
Воронов Н.А. Адаптивная физическая культура и здоровье – Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2015. – 3 с.
Годик М.А. Контроль тренировочных нагрузок – М.: ФиС, 2018. – 136 с
Горская И.Ю., Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта – СибГАФК, 2019. – 79 с.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. – М.: Спорт-Человек, 2016. - 616 с.
Евсеев С.П., Шипицына Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. – Советский спорт, 2013. – 235 с.
Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость, Руководство для родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2020. – 20 с.
Инденбаум Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях// Дефектология. - 2008. - N 5. - С.4-10.
Ледовская В.С. Влияние физической культуры и физических упражнений на качество жизни людей с ограниченными возможностями – VC.RU, 2021.– 5 с.
Магомедов Г.А., Чупанова Н.В. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве. – Известия Дагестанского государственного педагогического унверситета, 2018. – 65 с.
Максимова Л.С., Кузьмин В.А. Ценности адаптивной физической культуры и инваспорт – в повседневную жизнь инвалидов – ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. – 10 с.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг– СПб.: Речь, 2019. – 179 с.
Омарова П. О. Адаптивное физическое воспитание как фактор социализации детей с нарушением интеллекта. – Педагогическое образование и наука, № 10, 2009, – 29- 34 с.
Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое пособие для педагогов воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. – М.: Аквариум, 2017. – 128 с.