Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня мы много слышим о кризисе образования, который существует в постсоветских странах. Причина этого кризиса вызвана жесткими экономическими и политическими реформами, которые привели к социальному расслоению общества, снижению уровня жизни большинства населения. Многие люди не смогли адаптироваться к новым условиям, сформировать защитный механизм. Конфликты между родителями, воспитателями и детьми усиливаются в результате правовой, моральной и экономической незащищенности. Как правило, это признается основной причиной нарушения жизнедеятельности большинства семей, разрушения устоявшихся морально-этических норм, традиций семейного уклада [4, с. 50].
В результате такой системы образования была утрачена важнейшая категория образовательного процесса - категория любви к детям. Родители могут сказать, что они забывают о том, как брать на себя основную ответственность за ребенка и как любить его, оставляя основные образовательные задачи государству и сосредотачиваясь только на физическом обеспечении и будущем ребенка. Государственные институты, как воплощение бездушной модели, не могли дать ребенку любовь, а лишь дали ей суррогат, построенный на хорошо запрограммированной системе. С разрушением старой системы образования мы не имеем и этого.
Основой и целевым ориентиром гуманистически направленной парадигмы отечественного образования является полноценное развитие человека, самореализация его творческого потенциала. Прийти к пониманию проблемы современных подходов к воспитанию, выйти на уровень ее осознания помогает обращение к наследию педагога-гуманиста Януша Корчака.
Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмит. Он получил известность как врач, одаренный писатель, педагог. Не имея педагогического и психологического образования, он всецело выразил свою личность в общении с детьми, которое стало его подлинным призванием.
Отношение к Корчаку вызывает эмоции. В его основе – легенда о том, что это был исключительный человек, человек без изъянов. Легенда возникла 5 августа 1942 года. Именно в этот день Януш Корчак и 200 его воспитанников с невозмутимым спокойствием прошли по улицам Варшавы под зеленым флагом с желтым четырехлистным клевером. Они шли на Умшлагплац, откуда поезда отправляли людей на гибель. Согласно легенде, у Корчака были варианты собственного спасения, но это вряд ли было так: он был с детьми и не обсуждал возможностей ухода от них в трагические минуты их жизни [4, с. 50].
Обращаясь к педагогическому наследию Януша Корчака, можно сказать, что образование – это не целенаправленное формирование личности ребенка, а процесс совместного проживания жизни с ребенком, и одним из самых ярких примеров равенства, взаимопонимания и совместной успешной образовательной системы участников может быть образовательный процесс. система Януша Корчака, который считал, что только настоящая любовь помогает воспитать ребенка - система особой любви и без таких приемов.
Аспекты теории и практики воспитания в педагогической концепции Я. Корчака рассматривали в своих трудах Р.А. Валеева, И.Д. Демакова, А. Левин, И. Неверли и др. Исследователи утверждали, что педагогические идеи Я. Корчака могут быть использованы в разработке теоретических концепций и моделировании технологий воспитания подрастающего поколения в контексте современных социокультурного и образовательного пространства.
Объект исследования – воспитательная система Я. Корчака.
Предмет исследования – специфика воспитательной системы Я. Корчака.
Цель работы: рассмотреть особенности воспитательной системы Я. Корчака.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие воспитательной системы в деятельности Я. Корчака;
-описать структуру и содержание воспитательной системы Я. Корчака;
-рассмотреть возможности применения принципов воспитательной системы Я. Корчака в современной школе;
-привести примеры современных школ и педагогических практик, которые воплощают идеи Я. Корчака.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих ученых: Аникиной С.Н., Архаровой Л.И., Валеевой Р.А., Демаковой И.Д., Лапкиной А.В., Оганян Т.Б., Шиповой А.В. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов работы в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» для студентов вузов педагогической направленности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Я. Корчак, будучи врачом, неоднократно подчеркивал необходимость аналитического взгляда на ребенка и его воспитание. Он часто ставит себя на позицию наблюдателя, исследователя или диагноста, слушая истории детей, которые дают знания и мудрость. Педагог не оценивает, а разбирает и признает активность ребенка. Осознавая сложность натуры ребенка и в то же время сохраняя объективное отношение к его мыслям и поступкам, воспитатели могут принимать правильные решения. "Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мир моих мнений, моих чувств; я выполняю приказы ребенка - и требую от себя, обвиняю себя. Дети учат и воспитывают. Ребенок знает о себе больше, чем я о нем. Я просто угадываю его желания и потребности. Поэтому я часто ошибаюсь при оценке его положительных качеств и возможных недостатков" [2. с.76].
Корчак обращает внимание на проблему лжи и лицемерия в образовательном процессе. Честностью, в первую очередь, обязан сам преподаватель. Правда и ложь – это две противоположные стороны медали. Добро и зло в равной степени присутствуют в повседневной жизни, как в детях, так и в окружающем мире. Ребенок должен научиться и тому, и другому. Вы не можете держать его под стеклянным куполом истины, добра и красоты, потому что мир вокруг него не всегда таков. Ребенок имеет право на достоверное представление о реальности и настоящих чувствах. Он имеет право на собственный жизненный опыт, а не только на выбранный им отрезок.
«Педагог реальности и снов» стремится настоять на сохранении правды в процессе воспитания. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть. Если ребенку в детстве ни разу не удавалось выковырять изюминки из кулича и втихомолку их съесть, он никогда не научится быть честным во взрослой жизни. (...) Впрочем, может ли любовь к истине и справедливости обойтись без знания дорог, которыми ступает ложь? (... ) Если жизнь нуждается к клыках, разве вправе мы вооружать детей исключительно румянцем стыда да тихими вздохами? Твой долг–воспитать людей, а не овечек, рабочих, а не проповедников: в здоровом теле здоровый дух. А здоровый дух не слезлив и не терпит состояния жертвы. Я хочу, чтобы только лицемерие поймало меня в безнравственном мышлении» [1. С. 234-235].
Важной особенностью детского дома Корчака была адаптация всей организации жизни к надобностям физического и психического развития ребенка. Для этого, по его мнению, необходимо создать сообщество детей на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. При формировании образовательной системы Корчак в основном изучал вопрос о благополучии ребенка в коллективе других детей, а также тесно связанную с этим проблему установления надлежащих отношений между воспитателем и ребенком.
Основные идеи образовательной концепции Корчака связаны с вопросом благополучия детей, особенно в условиях большого количества детей. Именно забота об обеспечении благополучия ребенка диктовала организацию жизни ребенка на основе автономии.
Цель воспитания по Я. Корчаку – совершенное, свободное и гармоничное развитие потенциала каждого определенного ребенка. Становление его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы.
Основой воспитательной системы является пробуждение в ребенке потребности к самопознанию, самооцениванию, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Осмысление и признание ребенка наиболее значимым звеном в цепи субъектов воспитания.
«Воспитания без участия ребенка в нем не существует». Принципы воспитания – уважение к труду ребенка в познании; уважение к промахам, проблемам и слезам ребенка; уважение собственности ребенка; уважение к тяжелому труду взросления; уважение к независимости ребенка; уважение к личности ребенка; приоритет отношений; безопасность ребенка ("учитель, не навреди"); ненасилие; безусловные содействие и опора взрослого ребенку; безусловная любовь воспитателя к ученику
Иллюстративным примером оригинальной гуманистической системы воспитания признан «Дом сирот» и «Наш дом». Рассматривая труды Я. Корчака, Р.А. Валеева обращает внимание на то, что, интернат для сирот – это клиника, где можно встретить самые разные недуги тела и души при низкой степени противодействии самого организма, когда наследственность болезни препятствует выздоровлению [5, с. 37].
И если интернат не превратится в моральнонравственную лечебницу, то становится очагом заразы. У Корчака была неизменная записная книжка, в которой он фиксировалсвои наблюдения и замечания. Он собирал письма и заметки детей, протоколы собраний детского совета самоуправления, объявления. Его интересовало абсолютно все, даже рост и вес ребенка. Наблюдения и тщательно собранный материал обогащали Корчака знаниями о каждом конкретном ребенке.
Наиболее выразительной чертой, отличавшей систему образования Корчака, была организация общественного мнения в детском коллективе. Понимание социальной несправедливости по отношению к детям содействовало тому, что у него появилась уникальная концепция. Исходя из принципов концепции, общество было разделено на классы взрослых и угнетаемые ими классы детей. В поисках причин угнетенного положения ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров - взрослого и детского. Корчак, с одной стороны, становится защитником интересов и прав детей от произвола взрослых, а с другой - пытается найти пути примирения и взаимопонимания.
Не менее важной предпосылкой для того, чтобы воспринимать ребенка Корчака как социальную иерархию, является его вера в абсолютные ценности детства. На этом построена вся образовательная система Корчака. Он неоднократно подчеркивал важность счастливого и приятного детства для формирования личности, считая, что без полноценного переживания детства вся жизнь человека становится искалеченной. Не менее важным является признание права ребенка на то, какой он есть. Взрослым также необходимо знать о правах ребенка: участвовать в дискуссиях о нем и вынесении приговоров; обращать внимание на его проблемы; выражать свои мысли; самостоятельно организовывать собственную жизнь; использовать собственные достоинства и скрывать собственные недостатки; протестовать; совершать ошибки; хранить тайну; передвижение; собственность; игра; и, в конечном счете, право на смерть [14, с. 110].
Я. Корчак стал первым, кто ввел в педагогику термин «выращивание» ребенка. Данный термин предполагает содействие взрослого в «тяжелой работе роста» ребенку, не пытаясь ускорить процесс, а терпеливо ожидая достижений своего воспитанника. Существенную роль в решении этих задач Я. Корчак придавал феномену, которому он первым в педагогике дал наименование «общество детей»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
2. Аникина С. Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯНУША КОРЧАКА //Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. – 2016. – С. 76-81.
3. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш. А. Амонашвили. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Школа Понимания, 2013. 75 с. Текст: непосредственный
4. Архарова Л. И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЯНУША КОРЧАКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В" ЛИЦЕЕ ИМЕНИ Г. В. И НГ РЮМИНЫХ" //Акмеология профессионального образования. – 2021. – С. 50-54.
5. Валеева Р. А. Гуманистическая направленность воспитательной системы Януша Корчак // Современная школа. Проблемы гуманизации учителей, учащихся и родителей, - М.: 1993. – Ч.1, - С. 37 - 41.
6. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака / Р.А. Валеева // Народное образование. – 2003. – №10. – С. 205–213.
7. Головко М. Б., Михеева А. И. ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Я. КОРЧАКА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ //Науковий вісник Мелітопольського державного педагогічного університету. Серія: Педагогіка. – 2011. – №. 7.
8. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства / И.Д. Демакова: дис.... д‐ра пед. наук. – М., 2000. – 353 с
9. Демакова, И.Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике / И.Д. Демакова // Ценности и смыслы. – 2012. – №3 (19). – С. 14–22.
10. Жерар Кан. Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание. - М.: изд. 2, пер. с француз. – 1999. 220 с.
11. Кларина Л. В русле идей Януша Корчака / Л.В. Кларина // Директор школы. – 1994. – №6. – С. 37–49.
12. Королев Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях // Советская педагогика. - 1970, - № 6, - С. 83-94.
13. Корчак, Я. Как любить ребенка / Януш Корчак. Москва: АСТ, 2014. 213 с.
14. Костюнина Н. Ю., Политова В. В. Гуманистическая технология Я. Корчака //Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей. – 2016. – С. 110-113.
15. Кочемасова Л. А. Реализация идей Януша Корчака в научном творчестве студентов педагогических вузов //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – №. 1 (45). – С. 80-95.
16. Лапкина, А. В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака / А. В. Лапкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1387-1390. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19182/ (дата обращения: 10.12.2024).
17. Малгожата К. Педагогическая концепция Януша Корчака //Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. – №. 3. – С. 7-12.
18. Оганян Т. Б., Гвалдин А. Ю. Использование наследия Я. Корчака в подготовке организаторов работы с молодежью //Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность.–Екатеринбург, 2019. – 2019. – С. 287-293.
19. Оганян Т.Б. Педагогические вызовы и риски образования российской молодежи в век глобализации / Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения: материалы Международного научно-практического форума.М. : Изд-во МНЭПУ, 2019.713 с. С электрон. приложен. 70 с. URL: http://forumras-msu.com/sbornik-tezisov-dokladov (дата обращения: 02.12.2024).
20. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. Москва: Концептуал, 2016. 320 с
21. Шипова А. В. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака //Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – №. 10. – С. 39-42.
22. Шипова А. В. Теория и практика воспитания в педагогической концепции Я. Корчака //Рецензенты: Бережная Светлана Викторовна, д-р филос. наук, профессор. – 2015. – С. 38.