Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество ставит перед системой дошкольного образования важную задачу — сформировать у детей устойчивые представления о здоровом образе жизни. Именно в дошкольных учреждениях закладываются основы, которые формируют у ребёнка привычки и убеждения, влияющие на его дальнейшее развитие. Особое место в этом процессе занимает использование художественной литературы, которая, благодаря своей эмоциональной насыщенности и образности, оказывает мощное воздействие на воспитание и развитие детей.
Актуальность проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни не вызывает сомнений. Современные исследования показывают, что неправильные привычки, такие как недостаточная физическая активность и несбалансированное питание, формируются уже в раннем возрасте. Воспитание культуры здорового образа жизни с использованием художественной литературы позволяет детям не только усваивать необходимые знания, но и развивать эмоциональную сферу, формируя позитивное отношение к здоровью как к жизненной ценности.
Понятийный аппарат исследования включает в себя несколько ключевых терминов. Под "здоровым образом жизни" мы понимаем не только отсутствие болезней, но и совокупность положительных привычек и моделей поведения, направленных на поддержание и укрепление физического, психического и социального благополучия. Это гармоничное сочетание сбалансированного питания и физической активности, полноценного сна, положительных эмоций и адаптивных механизмов справляться со стрессом. "Художественная литература", в контексте данного исследования, рассматривается как эффективное средство образовательного воздействия, способное формировать у детей целостное понимание важности здорового образа жизни через запоминающиеся сюжеты и яркие образы. "Формирование" предполагает не просто накопление знаний, а создание у ребёнка устойчивых положительных привычек и мотивации к здоровому образу жизни, включая практические навыки самообслуживания и самоконтроля.
Проблема исследования заключается в определении оптимальных методик использования художественной литературы для эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Это включает в себя анализ существующих методических разработок, подбор адекватных литературных произведений, разработку эффективных методик их использования в образовательном процессе и разработку критериев оценки эффективности применённых методов. Важным аспектом является также учёт индивидуальных особенностей детей, их интересов и уровня развития.
Цель работы — выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность использования художественной литературы для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Объектом исследования является образовательный процесс в дошкольных учреждениях, направленный на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования — методические подходы и средства художественной литературы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста для формирования у них представлений о здоровом образе жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать современные научные подходы и методики формирования здорового образа жизни у дошкольников.
2. Определить роль и возможности художественной литературы в воспитательном процессе.
3. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций по использованию художественной литературы для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
4. Оценить эффективность внедрения разработанных методических рекомендаций в практике дошкольного образования.
Методы исследования включают анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование педагогов и родителей, а также методы статистической обработки данных для количественной и качественной оценки результатов.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Таким образом, выбранная проблема требует глубокого исследования и практической разработки, направленных на эффективное использование художественной литературы как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Целью эмпирического эксперимента является разработка и апробация методики использования художественной литературы для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Задачи эксперимента:
Определить уровень начальных представлений детей о здоровом образе жизни.
Разработать цикл занятий с использованием художественной литературы, направленных на формирование здоровых привычек.
Оценить влияние проведённых занятий на уровень осведомлённости детей о компонентах здорового образа жизни.
Планы и этапы эксперимента
Эксперимент проводится в несколько этапов:
Этап 1: Подготовительный
Этап 2: Констатирующий эксперимент
Этап 3: Формирующий эксперимент
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выбор и анализ литературных произведений, а также подготовку дидактических материалов и разработку планов занятий. На этом этапе важно учитывать существующие методики организации чтения и знакомства детей с литературными текстами, такие как методика развивающего обучения Л.С. Выготского и методика литературного воспитания А.В. Запорожца.
Методика развивающего обучения Л.С. Выготского основана на теории культурно-исторического развития психики, разработанной Л.С. Выготским [1, С. 321]. В ее основе лежит принцип обучения, ориентированного на "зону ближайшего развития" ребенка. Это означает, что педагог должен опираться не только на актуальный уровень развития ребёнка, но и на его потенциальные возможности, создавая условия для перехода на новый, более высокий уровень.
В дошкольных учреждениях методика Выготского применяется при организации различных видов детской деятельности — игровой, познавательной, коммуникативной и др. Педагог выстраивает обучение таким образом, чтобы оно стимулировало ребёнка к активному участию, самостоятельному поиску решений, проявлению инициативы. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром воспитатель не просто сообщает им готовую информацию, а создаёт проблемные ситуации, побуждающие детей к исследованию, высказыванию гипотез и их проверке.
Методика литературного воспитания А.В. Запорожца.
Основоположником данной методики является известный психолог А.В. Запорожец, который внёс большой вклад в изучение особенностей восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста [4,С. 34]. В центре методики — формирование у детей эмоционального отклика на литературное произведение, развитие способности сопереживать героям, видеть авторский замысел.
В дошкольных учреждениях методика Запорожца реализуется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Воспитатель использует разнообразные приёмы, активизирующие эмоциональное восприятие текста: выразительное чтение, обсуждение поступков героев, драматизация отдельных эпизодов и т.д. Особое внимание уделяется формированию у детей умения давать оценку событиям и персонажам, высказывать собственные суждения. Например, после чтения сказки "Три медведя" детям можно предложить пофантазировать, как бы повели себя медведи, если бы застали Машеньку в своём доме [9, С. 48].
Для эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни важно подобрать литературные произведения, которые соответствуют их возрастным и психофизическим особенностям. Эти произведения должны содержать сюжеты или тематику, связанную со здоровьем, гигиеной, физической активностью и правильным питанием.
Список использованных литературных произведений:
1. Корней Чуковский “Мойдодыр” — стихотворение в увлекательной форме рассказывает о важности личной гигиены.
2. Сергей Михалков “А что у вас?” — стихотворение поднимает вопросы здорового образа жизни и соблюдения чистоты.
3. Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья: Чебурашка” — история, где присутствуют сюжеты совместной игры и важный аспект дружбы и спорта.
4. Валентина Осеева “Волшебное слово” — рассказ о доброте и взаимоотношениях, которые также влияют на эмоциональное здоровье.
5. Юлия Донецкая “Про фрукты и овощи и про их чудесные свойства” — книга в стихах, посвящённая здоровому питанию.
После выбора литературных произведений подбираются дидактические материалы, которые помогут детям усвоить представления о здоровом образе жизни. При подготовке материалов может использоваться методика проектного обучения, обоснованная Джоном Дьюи, которая акцентирует внимание на активной роли ребенка в образовательном процессе [3, С. 124].
Методика проектного обучения, разработанная американским педагогом и философом Джоном Дьюи, основывается на активной роли ребенка в образовательном процессе. Согласно Дьюи, обучение должно быть основано на жизненном опыте ребенка и его непосредственных интересах. Вместо пассивного усвоения готовых знаний, ученик должен самостоятельно исследовать проблемы, выдвигать гипотезы и находить способы их решения.
Ключевые принципы методики Дьюи:
❖ Обучение должно быть основано на опыте и интересах ребёнка.
❖ Образовательный процесс должен носить проблемно-исследовательский характер.
❖ Ученик должен занимать активную позицию в обучении, выступая в роли исследователя.
❖ Знания должны приобретаться в процессе решения практических задач.
Содержание обучения должно отражать реальные жизненные ситуации.
Применение методики Дьюи для формирования здорового образа жизни у детей. Методика проектного обучения может быть эффективно использована для формирования у детей основ здорового образа жизни. Например, можно предложить детям проект по теме “Здоровое питание”, в рамках которого они будут исследовать полезные и вредные продукты, разрабатывать рецепты здоровых блюд, планировать меню на неделю при помощи родителей. Или проект “Движение — это жизнь”, в ходе которого дети изучат влияние физической активности на здоровье, разработают комплексы упражнений, организуют спортивные соревнования “Мама, папа, я –– здоровая семья”. Такой деятельностный подход позволит детям не просто усвоить теоретические знания, но и выработать практические навыки ведения здорового образа жизни [7, С.144].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 390 c.
2. Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Денисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ (дата обращения: 10.12.2024).
3. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи; пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, М.И. Южной. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
4. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание, 1948. – № 9. – С. 34 – 41.
5. Иванова, “Формирование экологической культуры дошкольников через взаимодействие с природой” – СПб: “Детство - Пресс”, 2019. — 128 с.
6. Кулакова Н. Художественное слово в эстетическом воспитании детей. // Дошкольное воспитание. №2, 1984. – С. 15-18.
7. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 140-146.
8. Осяк С. А., Яковлева Е. Н., Лукин Ю. Л., Газизова Т. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. – 120 с.
9. Петрова А.К. Статистическая обработка данных в педагогических исследованиях. А.А. Петрова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2020. – № 4. – С. 45–57
10. Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 100 с.
11. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / Молодой ученый, 2016. — № 6 (110) — С. 823 – 825. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 08.12.2024).
12. Соломенникова О.А. Радость природы: Ознакомление детей 5-7 лет с миром природы. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 80 с.
13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избранные произведения: т.3 – Киев: Радянська школа, 1980. – 719 с.
14. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания// Советская педагогика.-1946. - №6.
15. Федорова, Развитие познавательных способностей дошкольников средствами ТРИЗ. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
16. Шаповалова, О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / О. М. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/155/ (дата обращения: 09.12.2024).
17. Шорыгина Т.А. Беседы об окружающем мире: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.