Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует не только формирование знаний и умений учеников по всем учебным предметам. В процессе обучения школьники должны сформировать у себя предметные, метапредметные и личностные результаты, которые позволят говорить о сформированных личностно значимых качествах субъекта.
Изучение иностранных языков в школе предусматривает изучение лексики и грамматики того языка, который субъект изучает. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Интенсификация образовательного процесса позволяет не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить все используемые формы и методы.
В современной образовательной среде, начиная со 2 класса, во всех общеобразовательных организациях помимо родного языка обязательно изучают иностранный. Для успешного овладения субъектом иностранным языком, важно понимать, что каждый язык включает в себя три важных компонента: фонетика, грамматика и лексика. Грамматика – это одна из важных составляющих того или иного языка. Овладение грамматикой и лексикой английского языка – это залог правильной и красивой устной и письменной речи.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных интенсивных технологий и средств обучения, игровых, проектных, исследовательских и др. Не обладая достаточными знаниями в области иноязычной устной и письменно речи, невозможно выучить английский язык и грамотно пользоваться речью на том уровне, который регламентирован требованием ФГОС НОО. Чтобы достичь соответствующего уровня овладения иноязычным письмом на начальном уровне образования, педагогу необходимо использовать соответствующие упражнения различного уровня сложности, инновационные технологии и методики и др.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, которые позволят говорить о сформированности у младшего школьника техники иноязычного письма на начальном уровне образования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении иностранного языка в начальной школе.
Предмет исследования: техника иноязычного письма на начальном уровне образования.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования техники иноязычного письма на начальном уровне образования.
Задачи:
1. Изучить подходы к обучению технике иноязычного письма в методической науке.
2. Рассмотреть психологические и лингвистические особенности формирования техники иноязычного письма на начальном уровне образования.
3. Провести анализ УМК «Английский в фокусе. 2 класс» Быковой Н.И., Поспеловой М.Д. по английскому языку в аспекте формирования техники иноязычного письма на начальном уровне образования.
4. Провести анализ комплекса упражнений, разработанных для формирования техники иноязычного письма на начальном уровне образования.
Теоретическая база исследования:
- исследования, посвящённые теории и методике изучения иностранных языков (Е.И. Пассов, В.В. Бондарева, И.А Зимняя);
- исследования, посвящённые развитию коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности, чтение, говорение, письмо, аудирование (В.М. Филатов, М.В. Вербицкая);
- исследования, посвящённые формированию фонетических, лексических и грамматических навыков речи (Е.Н. Соловова).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
1.1 Подходы к обучению технике иноязычного письма в методической науке
Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни общества, в связи с чем, каждому человеку жизненно необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком. Если человек владеет языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык, к примеру, является общепризнанным языком международного общения.
Проблема когнитивного развития детей младшего школьного возраста является актуальной для учителей всех областей. Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в этот процесс, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом [21].
Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию детей. Успешный процесс формирования техники иноязычного письма в начальной школе, в дальнейшем позволит ученикам качественно овладеть иноязычной устной и письменной речью.
Под иноязычным письмом понимают овладение субъектом орфографической и графической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала. Это необходимо для лучшего запоминания языка и позволит говорить об успешном овладении другими видами речевой деятельности субъекта. Для этого субъекту важно владеть иноязычной письменной речью.
Иноязычная письменная речь – это мыслительно-творческая деятельность, которая направлена на выражение собственных мыслей субъекта на иностранном языке в письменной форме. Задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы создать на уроке все соответствующие дидактические условия, способствующие формированию техники иноязычного письма младшего школьника.
Письменная речь рассматривается как особый вид речевой деятельности. Речь, прежде всего, идёт о формировании коммуникативной компетенции субъекта в иноязычной письменной речи.
Под учебной письменной речью понимают выполнение в письменной форме различных языковых и условно-речевых упражнений, которые направлены на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками (Пассов). Также речь идёт о речевых умениях и умениях коммуникативной письменной речи. Н.Д. Гальскова отмечала, что необходимо обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Она отмечала, для того, чтобы облегчить запоминание орфографически-трудных слов, необходимо использовать различные специальные приемы, одним из которых является побуквенное прочтение слов [15].
Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С. Выготский).
Место письменной речи при обучении иностранному языку занимает в этом процессе особое место. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи. Под коммуникативной письменной речью понимают экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме.
Умение субъекта выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма и сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является также развитие навыка создавать различные типы и жанры письменных сообщений. Речь идёт о текстах, которые могут понадобиться ученикам для различных видов деятельности и продуктивной коммуникации.
Коммуникативная письменная речь - это экспрессивный вид речевой деятельности, который нацелен на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие навыка выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма.
Для этого необходимо сформировать у учеников графические и орфографические навыки. Современный процесс обучения иностранным языкам выстраивается на коммуникативной основе и на основе личностно ориентированного подхода, что также регламентировано требованием ФГОС НОО.
Становление личности младшего школьника осуществляется в ходе формирования его иноязычного чтения и речевого поведения. Прежде всего, имеется в виду овладение умениями и навыками письменной речи на иностранном языке. Чтобы достичь этих целей, педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные техники, приёмы и методы.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, включая технологию кейс - метода. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в начальной школе [5].
Успешность реализации этого процесса будет зависеть от следующих причин:
-мобилизация возможностей ученического коллектива и ученических групп;
-личность каждого ученика;
-эффективное использование форм, средств и методов в протекающем учебном процессе и др.
Под педагогической технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях и получения заданного образовательного результата [16]. Изучение грамматики, которая является важнейшим аспектом овладения любым иностранным языком, всегда вызывает у детей определённые трудности.
В настоящее время изучению грамматики в школе стали уделять больше внимания. В устной и письменной речи учащихся практически всегда присутствует некоторое количество грамматических ошибок.
В условиях требований ФГОС НОО, на первое место при обучении иностранному языку выдвигают коммуникативный метод. Он включает в себя работу над формой речи, и совершенствующую ее содержательную сторону. При работе с младшими школьниками большое внимание в этом процессе уделяется их учебной мотивации. У детей всегда есть большая потребность в усвоении нового знания. Учителю важно не пропустить этот момент и всегда поддержать мотивированность детей на высоком уровне. Необходимо отметить высокую степень заинтересованности детей младшего школьного возраста в изучении нового предмета именно на начальном этапе [22].
К примеру, английский язык – это язык аналитический. В нем нет большого разнообразия окончаний, суффиксов и др. В нём важен порядок слов в предложении. Здесь мы видим важность знания грамматики английского языка. Грамматическое значение слова выражается отдельно. К примеру, в английском языке важная роль отводится таким частям речи, как предлоги, союзы, артикли, вспомогательные глаголы и другие служебные части речи.
Порядок слов в английском предложении и общая интонация всего высказывания ориентирует детей. В английском языке основная роль в предложении отводится глаголу (сказуемому). При переводе детьми предложений нужно смотреть на форму сказуемого (время, в котором оно употреблено). Именно от этого зависит весь смысл предложения (текста).
Как правило, младшие школьники всегда понимают, что именно от них требуется. Проблемы здесь могут возникнуть лишь в том случае, если изучению грамматики будет уделено недостаточное внимание. Очень важно, чтобы младшие школьники в достаточной степени формировали навык общения друг с другом, а затем, письменно излагали свои мысли. Также, очень важно правильно переводить тексты с различными грамматическими структурами.
Младшие школьники еще не владеют в достаточной мере грамматикой даже русского языка. Это есть одна из причин возникновения трудностей при знакомстве с английской грамматической системой. Учителю нужно сначала объяснить правила и особенности грамматики родного языка, а уже затем иностранного [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алесина, Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе - 2017. - № 4. - С. 25-27.
2. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
3. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2018. - N 2. - С. 56 – 60.
4. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
5. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам / Л.Ю. Айснер. - Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
6. Английский язык: Начальный этап обучения. В 2 частях. Часть 1 (+ CD-ROM) / А.Н. Лысенко, О.И. Кульчицкая, Н.А. Кульчицкая и др. – Москва: Владос, 2012. – 352 с.
7. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков / В.В. Гуревич, – Москва: Флинта, 2012. – 168 с.
8. Гуревич, В.В. Практическая грамматика английского языка. Упражнения и комментарии: practical English Grammar: Exercises and Comments / В.В, Гуревич, – Москва: Флинта, Наука, 2013. – 296 с.
9. Дворкина Л.В. Использование развивающих игр на уроках английского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2013/10/04/ispolzovanie-razvivayushchikh-igr-na-urokakh (Дата обращения 10.12.24).
10. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. -1991. - № 3. - С. 9-15.
11. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку / Г.А. Китайгородская, - Улан-Удэ: Издательство «ВСГТУ». - 2013. - 140 с.
12. Конышева, А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика / А.В. Конышева, - Москва, 2015. - 288 c.
13. Кулинич, Г.Г. Правила английского языка. Начальная школа / Г.Г. Кулинич, В.Э. Скворцов. – Санкт-Петербург: ВАКО, 2014 – 96 с.
14. Красильников, В.С. Игра и игровые приемы при обучении иностранному языку / В.С. Красильников // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С. 62 - 66.
15. Ларкина, А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе обучения английскому языку // Теория и практика общественного развития. – 2013. - №3. – С. 74-79
16. Маслыко, Е.А., Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская; - Минск: Вышейшая школа, 2003. - 536 с.
17. Морозова, Л.М. Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе / Л.М. Морозова. - Научный журнал Куб ГАУ – 2013. № 21. – С. 47-59
18. Мухина, В.С. Детская психология. Учеб. для студентов педагогических институтов / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., - Москва: Просвещение, 1991. - С. 15.
19. Равинская, С.В. Игры как средство обучения иностранному языку / С.В. Равинская. - Иностранные языки в школе. - 2014. - № 1. - С. 59 - 61.
20. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педвузов / Г.В. Рогова, - Москва: Просвещение, 2012. - 232 с.
21. Рудик, О.С. С детьми играем, речь развиваем. Часть 1 / О.С. Рудик – Москва: Сфера, 2013. – 176 с.
22. Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. Учебное пособие / В.В. Сафонова - Москва: Еврошкола, 2015. - 271с.
23. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языка в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М. Филатов, - Ростов Н/Д: Феникс, 2015. - 416с.
24. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/510459/ (Дата обращения 10.12.24).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357; от 18 декабря 2012 г. № 1060; от 29 декабря 2014 г. № 1643; от 18 мая 2015 г. № 507; от 31 декабря 2015 № 1576] - Издательство: «Просвещение» 2018 - 53 с.
26 Харькова, О.П. Игры на уроках английского языка в младшей школе [Электронный ресурс]. - http://urok.1sept.ru/статьи/559878/ (Дата обращения 10.12.24).
27. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и Практика / А.Н. Щукин, - Москва: Филоматис, 2016. – 480 с.