Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Особенности адаптации и социализации несовершеннолетних детей-правонарушителей в условиях социально-реабилитационных центров проявляются в специально организованной социальной среде.
Количество правонарушений несовершеннолетних по Российской Федерации, в том числе, уголовно-наказуемых влияний, совершаемых несовершеннолетними, включает в себя самые различные преступления. Это посягательство на жизнь и здоровье граждан, разбойные нападения, взлом безопасности компьютерных систем и др. В России, в 2020 году число преступников в возрасте до 18 лет составило 33, 6 тысяч человек. В 2021 году эта цифра составила 29, 1 тысяча несовершеннолетних. Несомненно, все эти цифры велики, но в целом, если рассматривать большие охваты временных промежутков времени, к примеру, 2010 год, кода преступность несовершеннолетних составляла 72, 7 тысяч, можно отметить, что динамика к снижению преступлений несовершеннолетних присутствует.
Тем не менее, специалисты говорят об усилении тенденций, когда преступность несовершеннолетних приобретает деяния насильственного характера, когда они совершают уголовно-наказуемые деяния, связанные с убийствами. Согласно статистике, убийства составляют 18% от общего количества преступлений.
В группах несовершеннолетних совершается 78% тяжких преступлений. На долю групповой преступности несовершеннолетних приходится 51% в целом. При этом, высока вероятность рецидива преступности среди несовершеннолетних. Она составляет 11% от числа несовершеннолетних, которые совершали преступления.
В 2022 году в РФ несовершеннолетние совершили 30 469 преступления. На территории Республики Башкортостан в 2022 году несовершеннолетними совершено 736 преступлений, что составляет 1,45 %. Показатели преступности несовершеннолетних в Республике Башкортостан практически соответствует среднему показателю по Российской Федерации.
Однако, в целом по России в 2022 году преступность несовершеннолетних показала снижение на 4,4%, в то время как в Башкортостане эта цифра увеличилась на 2,6%. Это говорит о необходимости социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями в специальных исправительных учреждениях.
Под социально-реабилитационными центрами понимают организации, которые занимаются психологическим и физическим восстановлением субъектов.
В своих работах учёные и исследователи А.М. Прихожан, Е.П. Александров, И.В. Дубровина и др., отмечают, что на успешность и процесс социализации субъекта влияют как внешние, так и внутренние факторы.
К специальным субъективным факторам исследователи относят характер воспитанника, его личностные особенности, склонность к конфликтам, агрессивность, тревожность и др. К внешним факторам, которые прямо влияют на способность адаптации в условиях центра относят, в первую очередь, неблагополучные отношения в семьях воспитанников. При этом важно, чтобы сам подросток понимал смысл сложившейся ситуации и был способен на актуализацию собственных личностных ресурсов, с целью преодоления возникших в его жизни трудностей.
Подростковый возраст является важным переходным этапом между детством и взрослостью. Это время перемен, когда привычный образ жизни и взгляд на окружающий мир искажаются под воздействием происходящих в организме процессов взросления. Подростковый возраст принято считать «переломным», «кризисным» ввиду сложности происходящих в человеке изменений. Такие изменения не могут не сказаться на ментальном фоне человека, отсюда у подростков появляется резкая смена состояний и настроений, что сказывается на отсутствии анализа своего собственного поведения.
Социальные изменения в жизни малолетних правонарушителей провоцируют трудности и конфликты, однако всегда приводят к приобретению социально значимого опыта. Подростковый возраст накладывается на процесс обучения в школе или учреждениях среднего профессионального образования, где происходят основные коммуникации со сверстниками. Эти коммуникации могут носить разный характер, молодые люди могут испытать на себе смену социальных ролей.
Исследование позволит выявить проблемы подростков в специальных учебных заведениях и основные причины их появления. В дальнейшем полученные знания позволят выстраивать в учебных заведениях благоприятную среду и предотвращать у них появление конфликтных и проблемных ситуаций.
Объект исследования: процесс социальной работы с детьми-правонарушителями.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования специальных форм и методов работы социального педагога и инспектора ПДН в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику специальных учреждений для несовершеннолетних в РФ.
2. Дать психолого-педагогическую и социально-педагогическую характеристику детям-правонарушителям.
3. Описать содержание, формы и методы работы специалистов специальных учреждений с осужденными детьми.
Теоретическая значимость работы выражается в том, что она позволит проанализировать и систематизировать имеющиеся данные об изучаемой проблеме.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования специалистами специальных учреждений и студентами разработанных методических материалов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
§1. Характеристика специальных учреждений для несовершеннолетних в РФ
Первая задача исследования заключалась в необходимости рассмотрения характеристики специальных учреждений для несовершеннолетних в РФ. Для несовершеннолетних правонарушителей существует ряд специальных учреждений. К таким учреждениям относят:
-центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП);
-специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ).
Под центрами временного содержания понимают структурные подразделения территориальных органов МВД РФ. Они обеспечивают временное содержание правонарушителей и круглосуточный приём. Там проводят индивидуальную профилактическую работу, а в дальнейшем могут способствовать трудоустройству подростка. Помещение детей-правонарушителей в такие центры носит временный характер и не может превышать нахождение в них более 30 дней.
В РФ также существуют следующие специальные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей:
Социально-реабилитационные центры. В их функционал входит осуществление профилактики безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Существуют специальные приюты для детей, которые обеспечивают временное их проживание, социальную реабилитацию несовершеннолетних, которые нуждаются в экстренной социальной помощи от государства и регионов.
Центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, или иных законных представителей, предназначены для временного содержания несовершеннолетних детей. Им оказывается содействие в их дальнейшем устройстве.
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого или открытого типа предназначены для детей с девиантным поведением. Такие дети нуждаются в особых условиях воспитания и развития, что требует специального к ним педагогического подхода. К учреждениям закрытого типа относятся специальные общеобразовательные школы закрытого типа, специальные профессиональные учреждения закрытого типа, специальные коррекционные образовательные учреждения закрытого типа. В них помещают несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет. Все они также нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.
В учреждения открытого типа принимают несовершеннолетних лиц в возрасте от 8 до 18 лет. Здесь речь также идёт о специальном педагогическом подходе к каждому из несовершеннолетних. Для них организована психолого-медико-педагогическая реабилитация, осуществляется защита их прав и законных интересов, обеспечивается всё необходимое медицинское обслуживание и получения образования, в том числе, начального профессионального.
Специальные учреждения закрытого типа, куда могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет требуют специального педагогического подхода специалистов, поскольку в них подразумевается воспитание и обучение субъектов. В них несовершеннолетние могут находиться до 3 лет [26].
В центрах предусмотрена медицинская, психологическая и социальная помощь. При работе с несовершеннолетними специализированные государственные социально-реабилитационные центры осуществляют профилактику беспризорности и безнадзорности детей, оказавшихся в трудно жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет. Организация обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, с целью их дальнейшей адаптации к жизни в социальном обществе.
Чтобы адаптация воспитанников социально-реабилитационного центра проходила успешно, педагогические работники и специалисты центра проводят с ними соответствующую воспитательную и адаптационную работу.
К основным технологиям социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре относят, прежде всего, адаптивные технологии, технологии здоровьесбережения, технологии сотрудничества, технологии арт-терапии, технологии творческого развития личности и др. [11].
Целью использования технологий и методик при работе в социально-реабилитационном центре является адаптация подростков к социальной жизни в обществе и искоренение у них таких негативных личностных качеств как, конфликтность, дезадаптация и др.
Любая адаптивная технология предусматривает использование личностного ресурса субъекта и направлена на развитие самосознания личности подростка. Специалисты центра владеют соответствующими педагогическими и развивающими технологиями, которые позволяют работать индивидуально с каждым воспитанником.
В социально-реабилитационных центрах предусмотрены такие формы работы с подростками как дискуссии, деловые игры, социально-психологические тренинги и др. Все они направлены на развитие индивидуальных особенностей субъекта и создают психологически комфортные условия для самореализации и самоутверждения воспитанника.
Технологии сбережения физического и психического здоровья воспитанников направлены на развитие, укрепление и сохранение здоровья несовершеннолетних [30].
Чтобы в условиях социально-реабилитационного центра реализовать личностно ориентированный и деятельностный подходы, специалистам центра необходимо работать с соответствующим содержанием каждой технологии и методики. Воспитатели и воспитанники совместно вырабатывают цели и задачи, содержание и этапы реализации технологи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы/ В.С. Агеев // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 240 с.
2. Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных/ Ю.А. Алферов. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008. – 205 с.
3. Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно – исполнительной системе / О.Г. Ананьев // Учебно-методическое пособие. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2015. - С. 118-120.
4. Александров, Е.П. Ролевые практики как средство социализации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретико-методологический аспект: монография / Е.П. Александров. - Краснодар: Издательский Дом. - Юг, 2021. - 212 с.
5. Арцимович, И.В. Характеристика субъективности подростков-
девиантов / И.В. Арцимович // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и
психология». – 2016. – N 1. – С. 36-46.
6. Богородская, Э.И. Девиантные подростки в образовательной среде. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений / Под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. - Москва: Издательство «Просвещение», 2016. - 254 с.
7. Булгаков, А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе / А.В. Булгаков. - метод. пособие. – М.: Академия, 2011. – 67 с.
8. Вахремеева, О.А. Меры по профилактике девиантного поведения
детей-сирот [Электронный ресурс] / О.А. Вахремеева. – URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения:
05.12.2024).
9. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И.П. Волков // Л.: ЛГУ, 2015. – 139 с.
10. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - N 1. - С. 96–105.
11. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. – N 6.2. - С. 37-41.
12. Долженкова Г.Д. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы / Г.Д. Долженкова. - М.: НИИ УИС Минюста Российской Федерации, 2004. - 256 с.
13. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод/ Под ред. Егорова О.А., Беспалова Ю.Ф. М.: 2016. - 144 с.
14. Ефименок Е.С. К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве / Е.С. Ефименюк. - Юридические науки. - 2017. - 86 с.
15. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - N 49. – С. 475 – 482.
16. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/(дата обращения: 05.12.2024).
17. Зайцева, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков / А.П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33787/(дата обращения:
05.12.2024).
18. Зимина, М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М.А. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/(дата обращения: 05.12.2024).
19. Казаринова - Волшебная, Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. – N 6. - С. 123-124.
20. Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т. В. Калинина, С. В. Костин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/(дата обращения: 05.12.2024).
21. Копкова, Д.К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д.К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/(дата обращения: 05.12.2024).
22. Каменев, А.И. Конфликтные ситуации в подразделениях, их профилактика и предупреждение / А.И. Каменев. - М.: Инфра-М, 2016. – 112 с.
23. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалёв // М.: Просвещение, 2016. – 271 с.
24. Ковалева, А.И. Социализация личности норма и отклонение / А.И. Ковалёва. - М.: Институт молодежи. - 2016. – 223 с.
25. Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления)/ В.Н. Кудрявцев // М.: Институт Гос-ва и права РАН. – 2015. – 133с.
26. Кудрявцев, В.Н. Теоретические основы предупреждения преступлений/ В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров. – М., 2015. – 133 с.
27. Кузьмин Ю.А. Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/2017/17/sotsialnaja(дата обращения:
05.12.2024).
28. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т.А. Панкова. - Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С. 111–114.
29. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru(дата обращения: 05.12.2024).
30. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения наказания / Под ред. А.Е. Наташева., М.: Акад. МВД РФ. - 2015. – 133 с.
31. Прихожан, А.М. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
32. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков / А.А. Сивцова. – Кочки: МКДОУ Кочковский. - 2017. - 36 с.
33. Сулимова, Т.С. Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути урегулирования/ Т.С. Сулимова. - Молодежь в системе межнациональных отношений. – М.: Ин-т молодежи, 2015. – 45 с.
34. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/(дата обращения: 05.12.2024).
35. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18611.pdf(дата обращения: 05.12.2024).
36. Ярина, Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – С. 160 – 162