Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция универсальных учебных действий (далее УДД) направлена на обеспечение способности каждого обучающегося самостоятельно и индивидуально вести образовательную деятельность, ставить образовательные цели и задачи, находить пути их реализации, контролировать, прогнозировать и оценивать свою образовательную деятельность.
УУД создают условия для развития личности и самосовершенствования. Развитие УУД позволяет каждому ребенку приобретать новые знания, навыки, умения и компетенции на основе формирования индивидуальных и успешных способностей к обучению.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий получила отражение в работах (А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и др.).
В начальной школе проблемой формирования коммуникативных умений освещены в работах различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: (С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой. Г.А. Цукерман и др.). Данная проблема разработана на уровне образовательных программ устаревшего образца, в которых коммуникативным умениям не уделялось должного внимания.
Актуальность работы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием ФГОС. Недостаточное теоретическое и практическое обоснование формирование коммуникативных умений на уроках затрудняет освоение программы, что составляют проблему исследования.
В настоящее время упор делается на универсальную образовательную деятельность и развитие творческих качеств личности. Однако личность не может развиваться вне группы. В связи с этим формирование коммуникативных универсальных действий может быть эффективно обеспечено использованием групповой работы на уроках.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – использование метода группового взаимодействия на уроках для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования – теоретическое обоснование использование метода группового взаимодействия на уроках для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности групповой работы на уроках;
2. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»;
3. Выделить особенности использования групповой работы на уроках как средства формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты использования методов группового взаимодействия на уроках для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.1 Понятие группового взаимодействия в процессе обучения младших школьников и её особенности применения на уроках
Групповая работа на уроках — это форма обучения, при которой учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление.
Понятие групповой работы – это концепция сотрудничества – взаимопонимание и уважение, проникновение в духовный мир друг друга, совместный анализ процесса и результатов этой деятельности, идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. В концепции сотрудничества и ученик, и преподаватель являются субъектами образовательного процесса. В то же время функция предметов учебной деятельности для младших школьников пока сложна, но вполне возможна роль коллективного предмета, где группа учащихся решает и воплощает учебную задачу во взаимодействии друг с другом. принципы участия, сопереживания, сотрудничества и сотрудничества. природа [9].
По мнению В.В. Рубцова, групповая учебная деятельность имеет ряд преимуществ по сравнению с другими организационными формами: объем выполняемой за одно и то же время работы значительно больше; высокая эффективность обучения и развития навыков; формируется способность к сотрудничеству; улучшаются мотивы обучения, между детьми развиваются гуманные отношения; развивается учебная деятельность (планирование, мышление, дисциплина, самоконтроль) [3, с. 101].
Целью групповой учебной деятельности является формирование умственных способов работы, деятельностно-практической сферы личности, коммуникативных качеств.
Рассмотрим виды групповых форм работы в процессе обучения. Групповые формы работы в процессе обучения разделяют на:
― звеньевую (организация учебной деятельности постоянных групп учащихся);
― бригадную (организация учебной деятельности специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся);
― кооперированно-групповую (класс делится по группам для выполнения каждой из них части общего задания);
― дифференцированно-групповую (разделение учащихся на группы с разными учебными возможностями и работу с ними) [5].
Групповая технология является наиболее приемлемой среди новых педагогических технологий, поскольку она удачно вписывается в учебный процесс в условиях классно–урочной системы.
Технология групповой учебной деятельности, как считает В.С. Кукушин, включает в себя три компонента:
1) подготовка учебного материала (отбор учителем учебных текстов, дополнительной литературы; распределение учебного материала на смысловые блоки; разработка заданий);
2) ориентирование учащихся на совместную работу (формирование умения слушать партнера, находить информацию, усвоение правил групповой работы, способов отчета о результатах обучения и др.);
3) технология проведения учебного занятия [11].
Групповая работа на уроках в начальных классах будет эффективной, если придерживаться таких требований:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Е.В. Анисимова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. -№5.
2. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. -Псков, 2000. - 96 с.
3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
4. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
5. Глазкова, А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / А. Глазкова // Начальная школа. - 1999. - № 10. - С. 65-69.
6. Голикова, Л. В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО / Л. В. Голикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 411-415. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66367/ (дата обращения: 09.12.2024).
7. Карабанова, O.A., Возрастная психология / O.A. Карабанова. М.: Айриспресс, 2005.-240 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
9. Королькова, Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников / Л. В. Королькова, Н. Б. Лебедева // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С.13–15.
10. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В. В. Котов. - Рязань, 2007. – 156 с.
11. Лапт, Е. Т. Л. Организация групповой работы на уроках / Е. Т. Л. Лапт // Евразийский научный журнал. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-raboty-na-urokah (дата обращения: 09.12.2024).
12. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова, А. В. Плотникова // Начальная школа. — 2016. — № 7. — С. 91–96.
13. Панасюк, Н.В. Приемы формирования коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы Режим доступа: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/3484081 (дата обращения 16.04.2024).
14. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 151-155. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3080/ (дата обращения: 17.04.2024).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — Москва: Просвещение, 2021 — 31 с.
16. Ширяева, О. Г. Организация групповой работы в начальной школе / О. Г. Ширяева // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 09.12.2024).
17. Юрлова, Е. С. Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий / Е. С. Юрлова // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 625-627. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/310/70119/ (дата обращения: 17.04.2024).