Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации государственная власть осуществляется в соответствии с концепцией разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство разграничивает от судебной власти и относится к ведению исполнительных органов власти.
Сфера исполнительного производства регламентируется Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения», а также федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Гражданско-процессуальном кодексе РФ отмечается, что постановления суда, вступившие в юридическую силу, законные поручения, распоряжения, требования, обращения, вызовы, вынесенные судом, признаются обязательными для всех без исключения государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, граждан, обязательными и подлежат неукоснительному исполнению по всей территории РФ .
Их невыполнение либо другое проявление неуважения к суду приводит к установленной законодательством ответственности.
Исполнительное производство – это предусмотренная законом процедура принудительной реализации судебных и других органов юрисдикционных актов, ставящих перед собой цель обеспечения реальной защиты оспоренных либо нарушенных прав и законных интересов. Эту деятельность осуществляет Федеральная служба судебных приставов, к примеру, судебные приставы-исполнители. На них возлагаются задачи принудительного исполнения судебных актов и юридических актов иных органов, а также обязанности по обеспечению регламентированной процедуры деятельности всех судов российской судебной системы. Суды во время вынесения юридических актов и контроле за исполнительным производством освобождаются от обязательства по обеспечению выполнения принятых им исполнительных актов.
Исполнительными документами являются: выдаваемые судами исполнительные листы; судебные приказы; удостоверенное у нотариуса соглашение об уплате алиментов; удостоверение комиссии по трудовым спорам; требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка либо другой кредитной организации о полном либо частичном невыполнении взыскания вследствие отсутствия на счетах должника денежных средств; постановления органов об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.
Судебных приставов следует отнести к системе органов Министерства юстиции РФ, и считаются первыми участниками исполнительного производства.
Вторым участником является суд, в полномочия которого в рамках исполнительного производства входит: выдача исполнительных актов; отложение выполнения исполнения юридических актов, приостановление и прекращение исполнительного производства; разъяснение решения, изменение способа и процедуры исполнения; изучение и разрешение жалоб на действия органов принудительного исполнения исполнительных документов, а также изучение исковых заявлений об освобождении имущества от ареста.
К третьим участникам исполнительного производства следует отнести взыскателя и должника.
Общие правила исполнительного производства подлежат распространению по имущественным и неимущественным спорам граждан и юридических лиц. Перед возбуждением исполнительного производства необходимо, чтобы взыскатель обратился с исполнительным документом к судебным приставам. Здесь судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Должник должен в добровольном порядке осуществить исполнение в течение 5 дней с момента возбуждения соответствующего дела. По заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель может произвести опись имущества должника с наложением ареста на него.
Исполнительное производство производится в течение 2 месяцев. Судебный пристав-исполнитель может подвергнуть должника штрафу, если последний не выполняет законные требования судебного пристава-исполнителя, если должник нарушает российское законодательство, если он потерял исполнительный документ, предоставил недостоверную информацию о доходах и об имущественном положении, а также в иных случаях, установленных законом.
Помимо этого, должника могут подвергнуть приводу либо привлечению к уголовной ответственности в установленных законодательством случаях. Соответственно, в РФ Федеральная служба судебных приставов – это исполнительный орган власти федерального уровня, основной задачей которой является организация принудительного исполнения актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Следует отметить, что тенденция роста числа исполнительных документов, которые поступают на исполнение в ФССП РФ, ежегодно растет .
1.2.Принципы исполнительного производства
Исполнительное производство основано на следующих принципах:
1.Законность.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ все государственные органы власти, местные органы самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать нормы Конституции РФ и законы, общепризнанные нормы, принципы международного права, международные соглашения РФ. Относительно исполнительного производства принцип законности предполагает, что все действия участников исполнительного производства должны строго соответствовать закону.
2.Своевременность совершения исполнительных действия и применения принудительных мер исполнения.
Исполнительные действия и принудительные меры исполнения должны совершаться в установленные сроки. В соответствии с общим правилом исполнительные действия должны быть исполнены судебным приставом исполнителем в срок 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. Вместе с тем, в соответствии с общим правилом срок для добровольного исполнения должником находящихся в исполнительном документе требований не может быть больше 5 дней с момента получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.
В том случае, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований предусмотрен федеральным законом либо исполнительным документом, то требования должны исполняться в срок, предусмотренный федеральным законом либо исполнительным документом.
В том случае, если исполнительный документ предполагает незамедлительное исполнение находящихся в ней требований, то их исполнение должно начинаться не позже первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в соответствующий орган судебных приставов.
Исполнительные действия и меры принудительного исполнения совершаются в период с 6 до 22 часов. Исключения из данного правила допустимы лишь в случаях, которые не терпят отлагательства, с обязательным получением письменного разрешения со стороны старшего судебного пристава.
Судебный пристав-исполнитель имеет право продлить установленный им срок исполнения по заявлению лица, принимающего участие в исполнительном производстве. Вместе с тем, при продлении либо отказе в продлении срока выносится соответствующее постановление, которое, между тем, может быть обжаловано .
3. Уважение чести и достоинства гражданина.
Судебный пристав-исполнитель должен использовать предоставленные ему права согласно законодательству и не допускать в собственной деятельности ущемления прав и охраняемых законодательством интересов физических и юридических лиц. Никоим образом нельзя умалять достоинство личности должника, а также унижать его. В случае исполнения юрисдикционных актов необходимо принимать во внимание конституционное право гражданина не только на уважение его чести и достоинства, но также и на неприкосновенность личной и семейной тайны, частной жизни, тайну телефонных разговоров, переписки, телеграфных, почтовых и других сообщений. Ограничение данных прав в соответствии со статьей 23 Конституции РФ допустимо лишь на основе решения суда.
4. Неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ» выделяет, в первую очередь, имущество, на которое нельзя обратить взыскание, а во-вторых, разновидности доходов, на которые нельзя обратить взыскание.
Перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание, установлено в статье 446 ГПК РФ. Статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» отмечает разновидности доходов, на которые нельзя обратить взыскание.
5. Соотношение объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Этот принцип следует отнести к легально предусмотренным принципам исполнительного производства. Он значит, что при обращении взыскания на имущество должника, наложении ареста на него, совершении за счет и от имени должника определенных действий должна быть соблюдена соизмеримость и соразмерность с объемом требований взыскателя на основе исполнительного документа.
Таким образом, система исполнительного производства основывается на широком спектре принципов. В перспективе данные принципы должны быть закреплены в кодифицированном законодательстве, а также найти отражение в судебной и внесудебной практике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // Российская газета, N 220, 20.11.2002
4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.11.2024) Об исполнительном производстве // Российская газета, N 223, 06.10.2007
5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 08.08.2024) Об органах принудительного исполнения Российской Федерации // Российская газета, N 149, 05.08.1997
6. Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2023, с изм. от 12.03.2024) Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) // Российская газета от 6 июня 2018 г. N 121
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета", N 50, 12.03.2004
Научная и учебная литература:
8. Бакурова Н.Н. Принципы исполнительного производства: публично-правовой аспект // Журнал «Административное право и процесс». - 2022. - № 10. - С. 31-38.
9. Бакурова Н.Н. Проблемы исполнительного производства в современных реалиях и пути их решения // Устойчивое развитие России: правовое измерение. Сборник научных статей. - 2023. - С. 18-20.
10. Молодова К.А., Ковалевская П.А. Актуальные проблемы исполнительного производства // Пенитенциарная наука: вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2023. - С. 240-245.
11. Наумов А.А., Черных С.Ю., Гармашев М.А. Стадии исполнительного производства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023. - № 104-9. - С. 200-202.
12. Онисько С.К. Некоторые вопросы принудительного исполнения в законодательстве РФ // Концепция «общества знаний» в современной науке. Сборник научных статей. - 2023.- С. 190-194.
13. Плахтий Е.В., Галиулина Т.С. Проблемы законодательства РФ, регулирующего исполнительного производство // Журнал «Вестник магистратуры». - 2024. - № 4-2 (151). - С. 20-23.
14. Плеснякова В.Н., Штукатуров С.А. Основные этапы процесса исполнительного производства // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2022. - С. 174-178.
15. Подмоков Н.С., Хашаева Д.А. Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права // Журнал «Приднепровский научный вестник». - 2022. - Т. 5. - № 1. - С. 104-110.
16. Сасов А.В., Бабенко Д.А. Сущность и принципы осуществления исполнительного производства // Журнал «Право». - 2023. - № 1 (29). - С. 174-182.
17. Хвастунова Е.Н. Актуальные проблемы исполнительного производства в РФ // Журнал «Интернаука». - 2023. -№ 36-3 (306). - С. 45-46.
18. Холова Е.А., Мерецкая Н.А. Особенности исполнительного производства в Российской Федерации на современном этапе // Право и правопорядок в фокусе современных исследований. Сборник научных статей. – 2023. – С. 325-327.
19. Цирина М. А. Цифровизация исполнительного производства // Международное публичное и частное право. — 2020. — № 1. — С. 42–45.
20. Шепелёва О. А. Перспективы развития исполнительного производства / О. А. Шепелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 318-319.
21. Эсанова З.Н. Участники исполнительного производства: теория и аналитика // Потенциал современной науки. Сборник научных статей. - 2020. - С. 447-453.