Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что "культуркампф" (с немецкого "Культурная борьба") был программой Бисмарка, направленной на борьбу между государством и католической церковью в Германии. Этот культурный конфликт касался множества аспектов, включая образование, брак и вопросы лояльности. Бисмарк стремился укрепить силу государства и уменьшить влияние церкви, особенно католической, которая имела значительное влияние на южные германские земли.
Важно отметить, что тема борьбы правительства Бисмарка за сохранение и укрепление единства Германской империи предоставляет важные уроки для современности. Конфликты, связанные с культурными и религиозными различиями, репрессивные меры против социалистических движений и необходимость внедрения эффективного социального законодательства -все эти аспекты продолжают оставаться актуальными, помогая нам осмыслить современный мир и искать пути к позитивным изменениям в политике и социальном устройстве. Обращение к опыту Бисмарка может помочь избежать ошибок прошлого и разработать более эффективные стратегии для обеспечения социальной справедливости и устойчивого развития общества.
Степень изученности темы: в настоящее время находится в процессе работы, так как многие исследователи современности пришли к выводу о том, что изучение политики «культуркампф» требует дополнительных исследований и поиска источников, которые позволили бы заполнить белые пятна по данному направлению. Однако следует сказать, что в настоящее время имеется довольно богатый материал с выводами исследователей.
Так, например, работа Л. Н. Беспалова "Дискурс немецких историков о социальной политике О. Бисмарка" представляет собой глубокий анализ и систематизацию мнений и взглядов современных немецких историков на социальную политику канцлера Отто фон Бисмарка. Этот труд актуален не только для изучения политической истории Германии XIX века, но и для понимания ключевых аспектов социального обеспечения, которое стало основой для последующих реформ в других странах.
В первой части своего исследования Беспалов рассматривает контекст, в котором развивалась социальная политика Бисмарка. Он показывает, как экономические и социальные триггеры, такие как рост пролетаризации и промышленности, привели к возникновению социального вопроса, который требовал быстрого решения. Бисмарк, стремясь укрепить государство и предотвратить социальные волнения, инициировал ряд реформ, направленных на поддержание рабочего класса, включая создание системы социальных страхований.
Во второй части работы автор анализирует различные интерпретации и оценки этих реформ со стороны немецких историков. Беспалов подробно останавливается на том, как поменялся подход к оценке бабушкиных социальных программ Бисмарка — от их восприятия как временной меры для устранения социальных конфликтов до понимания их долгосрочного влияния на формирование немецкого государства и общества. Учитываются также мнения историков, которые рассматривают данные реформы в контексте широкой европейской социальной политики того времени.
Также важно исследование В. В. Водовозова "Культуркампф", которое является основополагающим исследованием, посвящённым культурным и идеологическим конфликтам, возникшим в России в конце XIX — начале XX века. Этот период характеризуется бурным развитием различных мыслительных течений и социокультурных изменений, что создало благоприятную почву для противоречий и столкновений между традиционными ценностями и новыми идеями.
Водовозов в своей работе подробно анализирует различные аспекты культуркампфа — термина, который исторически использовался для описания борьбы за культурные и идеологические идентичности. Автор освещает, как эти конфликты проявлялись в образовательной системе, религии, искусстве и политической жизни, служа индикатором более широких общественных трансформаций. В центре внимания исследователя оказываются ключевые игроки культурного процесса: интеллигенция, церковь, государственные институты и различные общественные движения.
Стоит отметить работу А. В. Данканича "Культуркампф в Германии времен 'либеральной эры' канцлерства Отто фон Бисмарка", которая представляет собой важный вклад в изучение социально-политических и культурных конфликтов в Германии в конце XIX века. Этот период, известный как либеральная эра, характеризовался не только экономическим ростом и политическими реформами, но и нарастанием идеологических противоречий, проявлявшихся в культурной сфере.
В своем исследовании Данканич анализирует, как канцлер Бисмарк, стремясь укрепить единство немецкого государства, пытался контролировать культурные процессы, сталкиваясь с растущими напряжениями между различными идеологическими течениями. Автор акцентирует внимание на том, что в этот период наблюдается противостояние между либеральными взглядами, представленными прогрессивной частью общества, и консервативными силами, включая влияние католической церкви и националистическое движение.
Еще одной интересной работой по теме является исследование Е. А. Мамонтова "Культуркампф в политике канцлера Отто фон Бисмарка", которое представляет собой глубокий анализ одного из наиболее важных и противоречивых периодов в истории Германии. Этот труд ставит своей целью изучение культурной борьбы, которая развивалась в контексте политической стратегии Бисмарка и ее влияния на немецкое общество в конце XIX века.
Объект работы: политическая деятельность О. Бисмарка
Предмет работы: основные программные элементы по реализации политики О. Бисмарка.
Цель работы: охарактеризовать основные программные элементы по реализации политики О. Бисмарка.
Задачи:
1.Представить политику культуркампфа как борьбу с католической церковью.
2. Описать социальный вопрос и борьба с социализмом.
Источниковая база исследования представлена работой "Избранные речи Бисмарка до учреждения Северо-Германского союза", которая представляет собой сборник ключевых публичных высказываний канцлера Отто фон Бисмарка, которые обрисовывают его политическую философию, стратегии и взгляды на состояние Германии в период, предшествующий созданию Северо-Германского союза в 1867 году. Этот сборник имеет большое значение для понимания как биографии самого Бисмарка, так и исторического контекста, в котором он действовал.
Бисмарк был известен своим риторическим талантом и умением убеждать, его речи часто отражают действенность его политической стратегии. В них он обсуждает важные вопросы, такие как объединение Германии, взаимоотношения с другими европейскими державами, а также внутренние проблемы, с которыми сталкивалась разрозненная немецкая нация. Бисмарк выступал за укрепление власти Пруссии и создание мощного централизованного государства, что впоследствии стало основой его политической программы.
Сборник включает речи, в которых Бисмарк акцентировал внимание на необходимости национального единства и объединения германских государств, подчеркивая, что достижение этих целей возможно только с помощью решительных и порой радикальных действий. В своих выступлениях он часто использовал исторические аналогии и образные выражения, что делало его месседжи более доступными и понятными широкой аудитории.
Темы, поднятые в речах, охватывают не только политические и дипломатические аспекты, но и вопросы идентичности, культуры и социального устройства немецкого общества. Бисмарк призывал к единению всех германских земель, подчеркивая, что только совместными усилиями можно создать сильное и процветающее государство. Его убежденность в необходимости развивать прусскую мощь как ядро будущей Германии также подчеркивает его амбициозные планы по укреплению роли Пруссии в Европе.
Методология исследования: анализ информации, синтез и сопоставление полученных данных, обобщение полученной информации. анализ позволил нам выявить основные характерные черты политики Бисмарка. Синтез и сопоставление позволили соединить различные содержательные элементы по теме в единое целое, т.е. соединить различные источники информации в единое содержательное повествование. Сопоставление данных позволило выявить объективность проанализированных источников. Конечное обобщение позволило сделать необходимые выводы по политике «культуркампф», проводимой О. Бисмарком на территории Германии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Культуркампф: борьба с католической церковью
2.1 «Культуркампф»
Понятие «культуркампф» (в переводе с немецкого - «культурная битва») в первую очередь ассоциируется с периодом правления канцлера Отто фон Бисмарка в Германии, с конца 1860-х до начала 1880-х годов. Этот период характеризуется острыми конфликтами между государством и католической церковью, так как Бисмарк стремился упрочить власть государства и ограничить влияние церкви на общественную и культурную жизнь .
После создания Германской империи в 1871 году, Бисмарк сталкивался с необходимостью поддерживать единый национальный дух и подавлять возможные конфликты внутри молодой империи. В это время Германия была многонациональным и многоконфессиональным государством, где католики и протестанты сосуществовали, однако протестантское население преобладало в северных территориях и в политической элите. К тому времени католическая церковь уже переживала трудные времена, так как с 1864 года начались дебаты относительно папского примата и роли церкви в обществе.
Одной из главных причин конфликта стала политика Бисмарка, направленная на секуляризацию общества и ограничение влияния церкви. Он считал, что католическая церковь представляет собой угрозу для единства государства и лояльности граждан. Противостояние усугублялось также тем, что католические регионы, особенно Рейнская область и Бавария, имели свои традиции и устои, и их жители часто проявляли склонность к регионализму.
Бисмарк разработал ряд антикатолических законов, известных как «Законы о культуркампфе» (Kulturkampfsgesetze), которые были направлены на уменьшение влияния католической церкви. Основные меры включали:
1. Контроль над образованием. Государство взяло под контроль обучение и духовное образование. Священники лишились права преподавать в школах, что существенно подорвало влияние церкви на воспитание молодежи.
2. Легализация священников. Государства начало контролировать назначение священников и их деятельность. Это включало необходимость получать одобрение властей для назначения священнослужителей, что фактически создавало зависимость церкви от государства.
3. Введение гражданских браков. Законы вводили обязательное соблюдение гражданского брака, положив конец монополии церкви на регистрацию браков и снижая ее влияние на семейные отношения.
4. Преследование духовенства. Неповиновение новым законам приводило к арестам и изгнанию священников, которые отказывались подчиняться указам государства.
Культуркампф вызвал множество протестов и неприязни со стороны католического населения. Конфликт привел к формированию католической политической партии, Центристской партии (Zentrum), которая стала представлять интересы католиков в парламенте. Это движение укрепило единство католиков и способствовало политической активности .
Несмотря на усилия Бисмарка, культуркампф не привел к полному подчинению католической церкви. К началу 1880-х годов Бисмарк начал осознавать, что его политика против католиков приводит к большей поляризации общества, и в конечном итоге многие законы, направленные против церкви, были отменены. Бисмарк стремился наладить отношения с католиками для укрепления своей власти и стабильности империи.
Культуркампф в период правления Бисмарка стал важным этапе в истории Германии, что подчеркивает сложность взаимодействия между религией и государственной властью. Конфликт, вызванный стремлением обеспечить секуляризацию и национальное единство, стал катализатором для более глубоких изменений в общественном сознании и политическом ландшафте Германии. Этот исторический период наглядно иллюстрирует, как культурные и религиозные противоречия могут влиять на социальные процессы и формировать политическую динамику в государстве.
2.2 Основные меры, предпринятые правительством Бисмарка
Политика культуркампфа, проводимая канцлером Отто фон Бисмарком в конце XIX века, представляла собой серию законодательных инициатив, направленных против католической церкви и ее влияния на общественную жизнь в Германской империи. Эти меры стали ответом на усиливающееся противостояние между государством и церковью в контексте стремления Бисмарка к централизации власти и утверждению светской власти в государстве. В этой части курсовой работы мы рассмотрим ключевые законодательные инициативы, которые составили основу культуркампфа .
Закон об образовании (1872)
Одним из первых значимых шагов правительства Бисмарка стало принятие закона об образовании, который существенно изменил систему обучения в Германии. Этот закон ввел контроль государства над образованием и устранение влияния католической церкви на школу.
С введением данного закона священники были исключены из роли учителей, и образование стало светским, что означало ограничение католического влияния на детей. Это привело к закладыванию основ для формирования нового поколения, воспитанного в духе национализма и лояльности к государству.
Закон о назначении священников (1873)
В рамках культуркампфа был принят закон, требующий от священников получения одобрения местных властей на их назначения и переводы. Это означало, что церкви было трудно действовать независимо от государства.
Этот закон значительно ущемил автономию католической церкви, поставив священников в зависимость от политики местных властей. В этом контексте Бисмарк стремился ослабить традиционные связи католической церкви, которые могли воздействовать на лояльность граждан к государству.
Закон о гражданских браках (1875)
С принятием закона о гражданских браках церковь больше не имела монополии на регистрацию браков. Теперь для заключения брака необходимо было пройти регистрацию в государственных органах.
Этот шаг был частью секуляризации общества и служил еще одним способом ограничения власти церкви. Гражданский брак обеспечивал равенство для всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности, и значительно уменьшал влияние католической церкви на семейные и воспитательные аспекты жизни.
С началом культуркампфа правительство Бисмарка применяло жёсткие меры против священников, которые не подчинялись новым законам. Множество священников подвергались арестам, их учреждения закрывались, и им предписывалось прекратить церковную деятельность .
Эти меры создали атмосферу страха среди духовенства и привели к массовым протестам среди католиков. Они также способствовали формированию нового политического движения в защиту католической церкви, в частности Центристской партии (Zentrum), которая являлась серьёзной политической силой в рейхстаге.
Закон о епископах (1871)
Этот закон устанавливал, что назначение епископов также требовало одобрения правительства. Он направлен против традиционной практики, согласно которой назначение священнослужителей осуществлялось исключительно на основании решения Ватикана.
Это формально подрывало авторитет Папы и Ватикана в Германии, заставляя католических священников работать в рамках новых условий, установленных государством.
Законодательные инициативы Бисмарка в рамках культуркампфа вызвали неоднозначную реакцию. Хотя политика Бисмарка призвана была укрепить контроль государства над церковью, она также привела к усилению католической идентичности среди населения и созданию политического движения, способного противостоять государственной власти. К началу 1880-х годов Бисмарк осознал, что его антикатолическая политика привела к большей поляризации общества и противодействию, поэтому многие из этих законов были отменены.
Таким образом, законодательные инициативы правительства Бисмарка в рамках культуркампфа стали не только попыткой контролировать церковное влияние, но и сыграли важную роль в формировании новых политических и социальных течений в Германской империи, которые определили будущее страны на многие десятилетия вперед.
Политика культуркампфа, проводимая канцлером Отто фон Бисмарком с конца 1860-х до начала 1880-х годов, включала в себя ряд операций, направленных против католических образовательных учреждений. Эта политика была составной частью более широких усилий правительства Бисмарка по секуляризации общества и ограничения влияния католической церкви на общественную и культурную жизнь в Германии. Несомненно, атаки на католические образовательные институты стали одним из ключевых элементов этой борьбы.
Образование занимало важное место в системе культурных и социальных институтов того времени. Для католической церкви школы были не только местом обучения, но и средствами формирования лояльности, а также передачи культурных и религиозных ценностей. Бисмарк, стремясь укрепить светскую власть и создать единое нацию, рассматривал католические образовательные учреждения как потенциальные источники разделения и конфликта в многонациональной Германской империи.
Ключевым шагом к реализации этих операций стало принятие «Закона об образовании» в 1872 году, который отменил католический контроль над школами. Этот закон касался как государственных, так и частных образовательных учреждений. Введение формирования светской системы образования означало ликвидацию влияния церковных образовательных моделей, нацеленных на воспитание молодежи с акцентом на религиозные и моральные ценности.
Согласно новым правилам, священники и католические учителя были исключены из образовательного процесса. Это ограничение запрещало католическим инспекторам и священникам исполнять любые образовательные функции, что предопределяло необходимость поиска новых учителей, часто менее подготовленных или лояльных к государственной идеологии.
В рамках борьбы с католическим влиянием на образование были закрыты многие католические учебные заведения. Правительство провело критику антикатолической линии, атакуя школы, колледжи и семинарии, которые продолжали приверженность традиционным католическим основам. Это привело к закрытию десятков школ и интернатов, которые годами служили местами для изучения не только религии, но и других наук.
В некоторых случаях операции против католических образовательных учреждений осуществлялись с применением силы. Группы полицейских приходили в школы, чтобы закрыть их, а учащиеся и учителя сталкивались с насилием и подавлением со стороны властей, что ещё более ухудшило отношения между католиками и государственными структурами.
Операции против католических образовательных учреждений вызывали яркое сопротивление со стороны католиков, что вылилось в политические и культурные движения. В результате подавления католической школы возникли программы по обучению молодежи как в рамках альтернативных образовательных моделей, так и через создание новых католических учебных учреждений, которые работали под прикрытием времени.
Это столкновение привело к созданию Центристской партии (Zentrum) в 1870 году, которая стала защитником католических интересов и привела к активному сопротивлению правительственным мерам. Партия быстро приобрела популярность, используя обострение культурных разногласий и политическую напряженность как почву для роста.
На определённом этапе, сталкиваясь с растущим протестом и политическим влиянием католиков, правительство Бисмарка было вынуждено пересмотреть свою политику. Многие из антикатолических законов были отменены, и по мере осознания бессмысленности окончательного подавления столетней католической традиции, Бисмарк начал шаги к примирению с католической церковью в начале 1880-х годов.
Операции против католических образовательных учреждений в период правления Бисмарка представляли собой сложный и противоречивый аспект политики культуркампфа. Они подчеркивали напряжённые отношения между светскими государственными структурами и католической церковью, а также важность образования как поля боя в более широком конфликте. Эти операции не только повлияли на образовательную систему, но и стали катализатором для политической активности католических граждан, что в конечном итоге изменило политический ландшафт Германии и способствовало закономерному возвращению власти католической церкви в обществе.
2.3 Итоги «Культуркампфа»
Одним из самых заметных политических результатов «Культуркампфа» стало усиление позиций Центристской партии (Zentrum) - политического представительства католиков в рейхстаге. Преследование католической церкви вызвало консолидацию католического населения и активизацию их политической активности. Центристская партия стала одной из ведущих сил в парламенте, представляя интересы католического населения и выступая против антикатолических законов Бисмарка.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Источники
1. Bismarck, O. v. Fürst Bismarck als Redner. Vollständige Sammlung der parlamentarischen Reden Bismarcks seit dem Jahre 1847, mit Einleitungen und Erläuterungen. Bd. 6. Der Kulturkampf 1871-1873./ O. v. Bismarck. - Berlin: Spemann, 1888. - S. 121-126.
2. Бисмарк О. Избранные речи Бисмарка до учреждения Северо-Германского союза (1847-1867). - СПб., 1898. - 172 с.
2.Литература
3. Беспалова, Л. Н. Дискурс немецких историков о социальной политике О. Бисмарка / Л. Н. Беспалова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2(155). – С. 78-83.
4. Беспалова, Л. Н. Культуркампф в контексте социальных проблем и рабочего движения / Л. Н. Беспалова // Наука и инновации - современные концепции : сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 05 октября 2023 года. – Москва: Инфинити, 2023. – С. 47-50.
5. Беспалова, Л. Н. Роль О. Бисмарка в принятии закона об обязательном гражданском браке в Германской империи XIX в / Л. Н. Беспалова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года. Том Часть I. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. – С. 77-79.
6. Водовозов В. В. Культуркампф [электронный ресурс]// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 82 Т. - СПб., 1890-1907.
7. Градовский, А.Д. Государство и церковь в Пруссии. Пятнадцать дет "культуркампфа", 1870-1886 годы. /А.Д. Градовский// Вестник Европы. - 1886. - № 7. - С. 151-198.
8. Данканич А. В. Культуркампф в Германии времен "либеральной эры" канцлерства Отто фон Бисмарка // Всемирная история и актуальные проблемы международных отношений. - Луганск: ТОВ "Виртуальная реальность". -2011. - С. 119-123.
9. История Европы. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. T.V. - Москва, 2000. - 676 c.
10. Керимов, К. А. Взаимоотношения Святого Престола и Германии в эпоху "Культуркампф" (1873-1887) / К. А. Керимов // 10 корпус. – 2020. – № 6. – С. 78-82.
11. Мамонтова, Е. А. Культуркампф в политике канцлера Отто фон Бисмарка / Е. А. Мамонтова // История, политика и философия в эпоху глобализации : материалы VI научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 18 мая 2015 года / Министерство образования и науки РФ; ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов". – Москва: Российский университет дружбы народов, 2015. – С. 300-305.
12. Ольховская, О. В. Социальная политика в 70-е гг. XIX В. И партия Центр:заявление графа Галена / О. В. Ольховская // Вестник Брянского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 41-44.
13. Сементковский Р.И. Отто Бисмарк. Его жизнь и государственная деятельность. - М., 2011. - 92 с.
14. Стрелец, М.В., Билевич, О.И. Эдуард Бернштейн и его место в теории социалистического учения. / М.В. Стрелец, О.И. Билевич // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. - 2013. - № 2. - С. 70.
15. Чубинский В. В. Бисмарк: Политическая биография. - М.: Мысль, 1988. - 528 с.