Фрагмент для ознакомления
2
Оценка личности руководителя в современном понимании включает анализ как уровня профессиональных компетенций, так и психологические особенности, помогающие личности функционировать в роли эффективного руководителя. В немалой степени это касается гостиничной сферы, так как несмотря на ее гуманистический аспект, это все-таки бизнес, который предполагает получение прибыли.
Из всего многообразия функций, которые выполняют руководители гостиничного бизнеса, можно отметить такие, которые не зависят от типа гостиницы и различий среди контингента и статуса обслуживаемых гостей. К этим функциям относятся подготовка, принятие и реализация управленческих решений. Обладающий правом принимать управленческие решения, топ-менеджер в гостиничном бизнесе должен быть ответственным за результаты управления гостиничным комплексом.
Руководитель в гостиничном бизнесе формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов трудового коллектива к достижению целей организации. В современном понимании высокоэффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, делегирование полномочий и оперативную адекватную реакцию на возникающие проблемы. Управленческая деятельность должна ориентироваться на человека, что особенно важно в гостиничной индустрии.
Одна из распространенных классификаций ролей руководителя выделяет определенные разновидности. Рассмотрим их подробнее в таблице 1 [9, С.45]:
Таблица 1. Классификация роли руководителя в бизнесе
Ведущая роль в организации деятельности компании принадлежит руководителю компании. Структурными элементами взаимоотношений являются:
1. опыт, необходимый руководителю для реализации своих обязанностей и его отношения к подчиненным;
2. непосредственные эмоциональные переживания руководителя, являющиеся реакцией на действия подчиненного;
3. мотивационные элементы, играющие роль стимулов в системе руководства компанией и взаимодействия с подчиненными;
4. коммуникативные навыки и компетенции, которые влияют на установление взаимоотношение с партнерами, подчиненными, клиентами и т.п.
Социальные роли руководителя организации находят свою реализацию в разнообразных функциях [2; 3; 5]. Рассмотрим их подробнее в таблице 2.
Таблица 2. Функции, влияющие на роль руководителя в бизнесе
Таким образом, функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им социальных ролей и направлений деятельности.
Очевидно, что функции руководителя в современной организации многогранны и многоплановы. Они охватывают широкий спектр обязанностей и задач, которые необходимо выполнять для эффективного управления коллективом и достижения целей компании. Одной из ключевых функций является стратегическое планирование, которое предполагает формулировку долгосрочных целей и разработку плана действий для их достижения (анализ внутренних и внешних факторов, оценку ресурсов и возможностей, принятие обоснованных решений, которые определяют направление развития организации).
Контроль и оценка результатов работы сотрудников представляют собой ещё одну важную функцию руководителя. Они позволяют своевременно выявлять проблемы и предлагать решение, корректировать стратегию и при необходимости пересматривать цели. В процессе контроля важно учитывать не только количественные, но и качественные показатели, общую удовлетворённость команды рабочим процессом [8; 11]. Ответственный контроль помогает сохранять эффективность организации в рамках поставленных задач и поддерживать высокий уровень профессионализма среди сотрудников.
Кроме того, важная роль отведена функции мотивации, которая заключается в умении вдохновлять и поощрять сотрудников к продуктивной работе. Руководитель должен создать комфортную рабочую атмосферу, где каждый член команды чувствует себя ценным и вовлеченным в общий процесс, а также поддерживать открытость в коммуникации и способствовать формированию командного духа. Эффективная мотивация также связана с признанием достижений работников и предоставлением им возможностей для профессионального роста и развития.
В совокупности эти функции подтверждают высокую значимость индивидуальных качеств руководителя и их влияние на успешность всего коллектива.
1.2 Основные требования к личным и профессиональным качествам руководителя в гостиничном бизнесе
Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами – важнейшие характеристики эффективного руководства. Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
Современные управление и подходы к гостиничному делу предъявляют к руководителям ряд требований [16]:
Профессиональная компетентность формируется на основе навыков и знаний. Менеджер должен уметь выполнять то, что требуется от его сотрудников. Это означает, что он должен служить примером в работе, как бы тривиально это ни звучало.
Социальная компетентность включает знание управленческой психологии. Поскольку достижение результатов связано с взаимодействием с людьми, руководителю необходимы знания социальной психологии, современных методов управления и специфики профессии. Умение мотивировать сотрудников - основа успешной совместной работы.
Конфликты и разногласия могут отрицательно сказаться на успешности функционирования отеля. Социальные компетенции также предполагают педагогические умения, чуткость к личным проблемам сотрудников, навыки коммуникации, креативное мышление, решительность и настойчивость в достижении целей, инициативность, способность выполнять обещания, высокий уровень знаний, силу характера, справедливость, тактичность, точность, обаяние, чувство юмора и хорошее здоровье.
Концептуальная компетентность означает способность менеджера распознавать и устранять проблемы, а также отделять важные процессы и явления в гостинице от второстепенных. Это предполагает развитую способность к анализу и учету тенденций и закономерностей.
Соблюдение норм деловой этики является одним из ключевых принципов работы руководителя. Этика в бизнесе предполагает использование лишь законных методов в конкурентной борьбе, соблюдение правил рынка, справедливое распределение благ и личный пример соблюдения этических стандартов как в работе, так и в быту. Эффективное использование информации, времени и людей позволяет руководителю обеспечивать результаты, которые укрепляют позиции гостиничного бизнеса.
Несоответствие качеств лидера какому-либо из требований, то говорят об определенном ограничении его возможностей как руководителя. А.А. Журавлев выделяют следующие потенциальные ограничения в деятельности руководителя [8; 11]:
1. неумение своевременно разрешать конфликтные ситуации и справляться со стрессами.
2. неумение эффективно применять и распределять время, энергию и навыки.
3. неспособность эффективно управлять другими людьми.
4. размытость, неопределенность постановки целей для себя и окружающих.
5. отсутствие авторитета вследствие непризнания профессионализма и некомпетентности руководителя.
6. неумение принимать своевременные решения, откладывание решения проблемных вопросов.
На наш взгляд, креативность личность в современных условиях заключается в умении работать в условиях неопределенности. Руководители, использующие ситуативный подход к своей работе, могут играть множество ролей и оперативно адаптировать свои действия к текущей ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи и идти на обоснованный риск.
Каждый управленец в современных условиях должен уделять внимание повышению компетентности тех, кем он руководит. Непрерывное образование — важнейший элемент управленческой деятельности.
Гостиничный бизнес, как никакой другой, основан на человеческих отношениях. От того, насколько успешно выстроено деловое общение с клиентами и сотрудниками, зависит успех всей гостиницы. Например, в Японии «гостеприимство» («омотэнаси») — это фактически философия заботы о клиенте, зародившаяся еще в VI веке. Она воспроизводится системно и с завидной регулярностью. Один из главных принципов — «Клиент — Бог!» [26]. Данная пословица соотносится с известным русским выражением, известным еще с советских времен: «Клиент всегда прав!»
Похожий подход существует на уровне подготовки кадров для туристической отрасли в высших учебных заведениях Японии. Кампусы университетов, готовящих кадры для туристической отрасли, представляют собой мини-города, которые открывают перед студентами множество возможностей: от кафе, ресторанов и других развлекательных заведений до стажировок в крупных компаниях.
Понимание ситуации и умение управлять человеческими ресурсами в конкретных условиях являются важнейшими составляющими эффективного управления. Тема особенно актуальна в контексте изучения роли руководителя в гостиничном бизнесе, поскольку это очень конкурентная сфера.
В гостиничном бизнесе управленец сталкивается с уникальными вызовами, связанными с необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей руководителей, гостей и сотрудников. Гостиничная индустрия стремительно меняется, а управление человеческими ресурсами становится основой для создания конкурентного преимущества [23; 25]. Эффективный лидер должен не только обладать знаниями о новейших тенденциях и технологиях, но и глубоким пониманием психологии человека и навыков межличностного общения. Это поможет вам создать мотивирующую и продуктивную рабочую среду, в которой сотрудники смогут раскрыть свой потенциал и обеспечить высокий уровень обслуживания гостей.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) / Информационно-справочная система «Консультант Плюс»
Специальная литература
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 2009. – 234 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова Е.А. и др. Управление персоналом/Под ред.Т.Ю. Базарова. - М., 2010. – 254 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. М.: Фирма «Гардарика», 1996. – 112 с.
5. Вязгин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.: Вершина, 2009. – 214 с.
6. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления – М.: Издание «Наука», 2006. – 340 с.
7. Карелин А. А. Психологические тесты. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2002. – т.2 – 248 с.
8. Лилеева З.А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. - М.: Статистика, 2009. – 213 с.
9. Менеджмент персонала : функции и методы : Учебное пособие / Э. С. Минаев, и др., Моск. авиац. ин-т им. С. Орджоникидзе (МАИ). – М.: МАИ, 1993. – 25 с.
10. Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства // Вопросы философии. – 2013. – № 6. – С. 3–15.
11. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом. – М.: Дашко и К°, 2009. – 345 с.
12. Розанова В.А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес – школа» Интел-Синтез. – 2012. – 400с.
13. Ромашов Е.В., Ромашова Л.А. Социология и психология управления. М.; Изд. «Экзамен», 2021. – 512 с.
14. Сухов О.Н., Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 600 с.
15. Самигин С.И., Столяренко Л.Д. Психология менеджмента. – Ростов-на-Дону; Издательство «Феникс», 2017. – 512 с.
16. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. - М.: Альфа - М; ИНФРА - М, 2011. – 147 с.
17. Методы организационной диагностики в управлении персоналом: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Киселева, М. Н. Крутцова, Л. Г. Приятелева, А. М. Рудко, Л. И. Скворцова, С. Г. Старцева; под ред. Е. В. Киселевой. – Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2016. – 422 с.
18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред.-составитель: Райгородский Д. Я. – Самара: «Бахрах-М», 2001. – 146 с.
19. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник/Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 275 с.
20. Управление персоналом. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М: Банки биржи. ЮНИТИ. 2020. – 423 с.
21. Устюжанин А.П., Утюмов Ю.А. Социально – психологические аспекты управления коллективом: Учебное пособие для повышения квалификации специалистов. - М.: Колос, 2014. – 112 с.
22. Филкина Л.Ю. Роль и факторы формирования социально-психологического климата в организации// Молодежь и наука. – 2017. - № 2. – С. 95-98.
23. Черовова Э. А, Формирование эффективного социально-психологического климата в коллективе// Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. -– № 1-10. – С. 34-37.
24. Шибаев И.Е. Проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в организации// В сборнике: инновационные проекты в области предпринимательства, образования, экологии, спорта и туризма. – 2017. – С. 206-210.
25. Шкердина А.А. Значение роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе// Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 6-3. – С. 402-404.
26. Ямамото К., Синкава Я. Система профессиональной подготовки в сфере туризма Японии: современное состояние и перспективы развития.
Электронные ресурсы
27. ООО «КОД ЗДОРОВЬЯ» // https://checko.ru/company/skkkz-1224000005536
28. Официальная выписка ФНС из ЕГРЮЛ // https://www.audit-it.ru/contragent/1224000005536_ooo-sanatorno-kurortnyy-kompleks-kod-zdorovya
29. Официальный сайт ООО «Код здоровья» г. Обнинск // https://codsan.ru/