Фрагмент для ознакомления
2
В научной литературе существует теория поколений, которая разделяет живущих на современном этапе людей на возрастные группы, характеризующиеся своими особенностями, традициями, стандартами и нормами поведения и общения [Буханцов 2023].
При этом фактически никаких экспериментальных доказательств различий между этими группами в научной литературе не существует. Однако возраст и культурно-исторические особенности эпохи становления личности человека не могут не оказать влияния на его развитие [Кострюкова 2023].
В Таблице 1.1 представлена периодизация теории поколений [Елагин 2020].
Таблица 1.1. Периодизация теории поколений
№ п/п Название поколения Годы рождения
1 Поколение Z («зумеры») 2005–2024 годы
2 Поколение Y (миллениалы) 1982–2004 годы
3 Поколение Х 1961–1981 годы
4 Поколение бэби-бумеров (дополнительное к теории поколений) 1946–1960 годы
Поколение Z – это молодые люди, полные энергии и жизненных сил, однако совершено не понимающие многих жизненных ценностей и нравственных ориентиров. Они не признают авторитетов прошлых поколений, являются детьми цифровизации и считают, что могут найти ответы на все вопросы в интернете [Кукулите, Карпова 2019].
Поколение Y – это люди позднемолодого и среднего возраста, которые были подростками в сложные 90-е и 00-е годы, когда ценности формировались в направлению материального благополучия, появилось западное влияние, стала иной жизнь, привычная для советского ребенка. Это дети эпохи трансформации социально-экономических условий, которые еще помнят прошлые идеалы, но и уже устремлены в более комфортное будущее [Мохова 2017].
Поколение Х – это люди, которые являются выходцами из советской действительности, им сложно адаптироваться к инновациям, выраженному западному влиянию, цифровизации. Они зачастую живут теми нормами и правилами, на которых они выросли. Это дети спокойного советского времени, которым «большие скорости» современности кажутся лишними [Тарасова 2022].
Поколение бэби-бумеров – это пожилые люди, которые делятся на две большие группы – те, кто живет стандартно, получает пенсию, заботится о внуках и ведет скромный и закрытый образ жизни, а также те, кто еще активен, ведет бизнес или работает на хорошей должности, являясь незаменимым профессионалом, путешествует и позволяет себе гораздо большее, чем некоторые представители современной молодежи [Козырева, Смирнов 2021].
1.2. Высшее образование как фактор жизненного успеха
Несмотря на изменение в последние годы отношения к высшему образованию, стандартно оно считается залогом определенного жизненного успеха, которое имеет человек, прошедший данный этап обучения. Исследователи выделяют множество признаков жизненного успеха, которые определяют его как результат получения высшего профессионального образования [Прохода 2023].
Прежде всего, речь идет о большом выборе вакансий и высоком уровне конкурентоспособности на рынке труда, которые обеспечивает человеку высшее профессиональное образование, ведь на многих должностях оно является обязательным условием. Кроме того, наличие высшего образования в стандартном представлении улучшает репутацию человека, говорит о его позитивных личностных качествах, прежде всего, целеустремленности [Рожкова, Тугускина, Супиков, Сеидов 2021].
Также можно сказать о таких аспектах как получение профессиональных знаний, навыков и умений, которые повышают уверенность в себе, собственных силах и соответствии выбранной профессии. Это утверждение может быть спорно, если речь идет об обществе, которое характеризуется низким качеством предоставления высшего профессионального образования [Зборовский, Амбарова 2019].
Развитие коммуникативных навыков личности также может стать результатом получения высшего профессионального образования. В процессе обучения человеку приходится много общаться с различными людьми, а также делать устные сообщения, писать учебные работы, т.е. развивать свою речь. При этом повышается и уровень самодисциплины – для того, чтобы успешно учиться, нужно ходить на занятия, не опаздывать, выполнять учебные задания [Алешникова 2024].
Повышение уровня креативности и усиленное развитие мышления также выступают в качестве позитивных результатов получения высшего профессионального образования и признака жизненного успеха. В процессе обучения перед студентом ставятся проблемные задачи, к решению которых нужно искать не только стандартные, но и альтернативные подходы. Кроме того, мышление формируется комплексно, студент получает возможность самостоятельно разбираться во многих вопросах, получает навык научной и практической деятельности [Романцев 1997].
Выводы по первой главе
1. В научной литературе существует теория поколений, которая разделяет живущих на современном этапе людей на возрастные группы, характеризующиеся своими особенностями, традициями, стандартами и нормами поведения и общения. При этом фактически никаких экспериментальных доказательств различий между этими группами в научной литературе не существует. Однако возраст и культурно-исторические особенности эпохи становления личности человека не могут не оказать влияния на его развитие.
2. Несмотря на изменение в последние годы отношения к высшему образованию, стандартно оно считается залогом определенного жизненного успеха, которое имеет человек, прошедший данный этап обучения. Исследователи выделяют множество признаков жизненного успеха, которые определяют его как результат получения высшего профессионального образования.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация и этапы исследования
Социологическое исследование направлено на выявление представлений о высшем образовании как факторе жизненного успеха у представителей трех поколений жителей города Ярославля (X, Y и Z). Для проведения исследования была сформирована случайная выборка в составе 300 человек, по 100 респондентов из каждого поколения жителей Ярославля. Социально-демографические характеристики участников исследования представлены в Таблицах 2.1–2.4.
В Таблице 2.1 представлено распределение выборки по гендерному признаку.
Таблица 2.1. Распределение выборки по гендерному признаку
Пол Поколение X, % Поколение Y, % Поколение Z, %
Мужской 36 42 47
Женский 64 58 53
Из Таблицы 2.1 видно, что все группы респондентов из разных возрастных категорий примерно одинаково разделились по гендерному признаку, однако представителей женского пола во всех группах оказалось больше, чем мужского.
В Таблице 2.2 представлено распределение выборки по признаку уровня образования.
Таблица 2.2. Распределение выборки по признаку уровня образования
Уровень образования Поколение X, % Поколение Y, % Поколение Z, %
Среднее общее - - -
Окончание Таблицы 2.2
Среднее профессиональное - - -
Студент высшего учебного заведения 3 10 46
Высшее профессиональное 73 70 54
Два высших или ученая степень 24 20 0
Из Таблицы 2.2 видно, что большая часть респондентов из поколений Х и Y имеет высшее образование, некоторых из них – два высших образования или ученую степень. При этом в группе представителей поколения Z поровну представлены респонденты, которые уже имеют высшее образование и которые учатся в соответствующих учебных заведениях.
В Таблице 2.3 представлено распределение выборки по признаку семейного положения.
Таблица 2.3. Распределение выборки по признаку семейного положения
Семейное положение Поколение X, % Поколение Y, % Поколение Z, %
Не женат / Не замужем 7 9 56
В браке 63 66 16
В гражданском браке 3 10 26
В разводе 27 15 2
Из Таблицы 2.3 видно, что большая часть респондентов из поколений Х и Y находится в официальном браке, при этом более половины участников исследования из поколения Z в брак еще не вступали.
В Таблице 2.4 представлено распределение выборки по признаку наличия детей.
Таблица 2.4. Распределение выборки по признаку наличия детей
Количество детей Поколение X, % Поколение Y, % Поколение Z, %
Нет детей 3 7 72
Один ребенок 42 58 28
Двое детей 43 33 -
Трое и более детей 12 2 -
Из Таблицы 2.4 видно, что большая часть респондентов из поколений Х и Y имеет по одному или два ребенка, при этом у 72% участников исследования из поколения Z нет детей, а остальных – только один ребенок.
2.2. Методика исследования
Для проведения исследования был разработан специальный авторский опросник (Приложение), который разделен на три самостоятельных блока, выявляющих социально-демографические характеристики респондентов, их представления о высшем образовании как факторе жизненного успеха и оценку современной системы высшего образования по отдельным его аспектам.
Первый блок – социально-демографический. Здесь респондент должен вписать в бланк опросника свой возраст, пол, уровень образования, семейное положение и наличие и количество детей.
Второй блок – содержательный. Здесь респонденту предлагается 10 вопросов с 4 вариантами ответа, из которых он должен выбрать один. Результаты всех респондентов возрастной группы суммируются и представляются в виде таблиц в процентах, т.е. отражается, какая доля выборки (возрастной группы) выбрала тот или иной ответ.
Третий блок – оценочный. Респондентам предлагается по 10-балльной шкале оценить такие аспекты высшего образования как актуальность, востребованность, качество, доступность, перспективность, а также польза для себя. Интерпретация результатов оценки осуществляется следующим образом:
– 8–10 баллов – высокая оценка;
– 5–7 баллов – средняя оценка;
– 0–4 балла – низкая оценка.
Результаты оценочного этапа социологического исследования представлены в курсовой работе в виде сравнительных диаграмм. Для каждого оцениваемого аспекта создается отдельная диаграмма, где представлено сравнение средних значений по возрастным группам, которое подсчитывается следующим образом: складываются все полученные в группе баллы и делятся на количество человек в группе, т.е. на 100.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешникова, В.И. и др. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее. Монография / В.И. Алешникова. – М: НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 610 с.
2. Буханцов, А.В. Методики работы с поколениями (x–z) в организации / А.В. Буханцов // Вестник науки. – 2023. – № 5 (62). Т. 1. – URL: https://www.вестник-науки.рф/article/7976?ysclid=lqi4c7c96g639977907 (дата обращения: 12.12.2024).
3. Зборовский, Г.Е., Амбарова, П.А. Социология высшего образования: монография / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. – 539 с.
4. Елагин, Г.Б., Микиртумов, И.Б. Споры в Интернете: поколения X, Y и Z / Г.Б. Елагин, И.Б. Микиртумов // Дискурс. – 2020. – Т. 6. № 6. – С. 5–20.
5. Козырева, П.М., Смирнов, А.И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения / П.М. Козырева, А.И. Смирнов // Социологические исследования. 2021. – Т. 47. № 11. – С. 49–60.
6. Кострюкова, Д.К. Теория поколений и ее практическое использование в экономике / Д.К. Кострюкова // Молодой ученый. – 2023. – № 9 (456). – URL: https://moluch.ru/archive/456/100394/?ysclid=lqi45sfn1w546813157 (дата обращения: 12.12.2024).
7. Кукулите, Т.Г., Карпова, Е.А. Особенности формирования и развития компетенций поколений X, Y и Z / Т.Г. Кукулите, Е.А. Карпова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-kompetentsiy-pokoleniy-x-y-z?ysclid=lqi3tt7gnh663273396 (дата обращения: 12.12.2024).
8. Мохова, С.Ю. Смысложизненные ориентации X, Y и Z поколений / С.Ю. Мохова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6 № 2А. – С. 138–146.
9. Прохода, В.А. Образование как фактор жизненного успеха в представлении россиян / В.А. Прохода // Человек. – 2023. – T. 34. Вып. 1 – C. 112–129.
10. Рожкова, Л.В., Тугускина, Г.Н., Супиков, В.Н., Сеидов, Ш.Г. Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян / Л.В. Рожкова, Г.Н. Тугускина, В.Н. Супиков, Ш.Г. Сеидов // Социодинамика. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-faktor-zhiznennogo-i-professionalnogo-uspeha-rossiyan?ysclid=m4nde6lcbr212376436 (дата обращения: 10.12.2024).
11. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования: монография / Г.М. Романцев. – Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1997. – 332 с.
12. Тарасова, В.В. Теория поколений как инструмент формирования лояльности персонала / В.В. Тарасова // Молодой ученый. – 2022. – № 11 (406). – URL: https://moluch.ru/archive/406/89449/?ysclid=lqi3oq0ia446928365 (дата обращения: 12.12.2024).