Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире сниженная двигательная активность очень распространенное явление и, к сожалению, она охватывает, в том числе и детей младшего дошкольного возраста, для которых двигательный фактор является ключевым в развитии организма и функционировании всех его систем.
Сидячий образ жизни связан с прогрессом и, зачастую необходимым, внедрением в жизнь ребенка различных гаджетов (смартфоны, компьютеры и т.д.). Пониженная таким образом двигательная активность ведет к неблагоприятным статическим положениям, вследствие которых увеличивается нагрузка на позвоночник, еще недостаточно сформированный у детей младшего дошкольного возраста.
В связи с этим, одной из проблем является не только совершенствование традиционных методов, но также апробирование и внедрение новых форм и методов развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования физическое развитие ребёнка должно способствовать правильному формированию крупной и мелкой моторики обеих рук .
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» предусматривает организацию взрослыми для детей физических упражнений, способствующих развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук .
Объект исследования –развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – кинезиологические упражнения как средства развития мелкой моторики.
Цель исследования - исследовать кинезиологические упражнения как средства развития мелкой моторики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности психомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать кинезиологические упражнения и методику их проведения.
Исследуемая проблема носит междисциплинарный и межнаучный характер, соответственно, изучается с точки зрения различных наук: физиологии, психологии и педагогики.
Значительный вклад в разработку этого направления внесли такие педагоги, как Е.Ф. Архипова, Е.А. Белова, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов; специалисты в области логопедии и специального (дефектологического) образования О.А. Новиковская, Т.А. Ткаченко; психологи – Л.А. Венгер, Л.В. Занков.
В то же время данный вопрос рассмотрен недостаточно полно и нуждается в дальнейшем изучении, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Выявленные противоречия: Существует огромное количество современных методик развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все это говорит о необходимости совершенствования современных систем, существующих в современном обществе. Научная проблема: разночтение в методиках. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования образовательных систем, существующих в современном обществе.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности.
Кроме того, полученные результаты могут оказать помощь студентам 2-4 курсов при написании ими курсовых и выпускных квалификационных работ. Полученные в работе выводы, могут быть использованы для составления тестовых заданий, разработке плана практического занятия.
Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений о кинезиологических упражнениях.
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части исследования.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Стремительное развитие технологического процесса приводит к неблагоприятным последствиям в развитии детей. Современные дети, перестали прилагать какие - либо ручные усилия и, поэтому, моторные навыки ослабляются: они плохо держат карандаш, кисточку, практически не владеют навыками самообслуживания.
Зачастую такие дети даже не могут самостоятельно принимать пищу, так как не могут управлять ложкой и из-за этого происходят постоянные зажимы кисти, что так же ведет к нарушению эмоционального состояния ребенка. А если учесть, что большую часть времени они проводят в компании с гаджетами, то это все оказывает негативное влияние на интеллектуальное и познавательное развитие.
Детство является основой для дальнейшего развития физического и психического здоровья, развития и совершенствования социокультурных навыков, их совершенствования в будущем, полученный дошкольником в первые годы жизненный опыт во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом, становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Если рассматривать развитие ребенка с раннего возраста, то основные акценты – это развитие психомоторных навыков и взаимодействия со взрослым, качественное прохождение всех этапов раннего моторного и речевого развития. И появление первых слов и первых фраз с 1,5 лет– как раз и есть показатель, что с ребенком все в порядке.
Крупная моторика, движение всего тела– это основа моторного компонента речи. Мозгу, в принципе, без разницы чем управлять: ногой, рукой или языком. Но если не понятно, как поднять ногу, которую видно, то и поднять язык целенаправленно становится проблематично. А в раннем возрасте моторика, а точнее праксис (как процесс целенаправленного действия с предметом) сливаются воедино с развитием мышления, коммуникации и речи.
Следует отметить, что интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия, она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому у ребенка изначально формируется наглядно-действенное мышление или «сенсорномоторный интеллект». Это означает, что умственное развитие происходит в связи с овладением предметно-орудийной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью. Есть объективные критерии, по которым можно отслеживать «нормальность» развития ребенка.
Это эпикризные сроки, которые отображают закономерности нервно-психического развития ребенка, уточненные К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. В них развитию двигательной сферы и предметному праксису уделено не меньшее значение, чем развитию речи. Таким образом, в онтогенезе вначале формируется сенсорномоторный интеллект, когда задачи решаются через движение .
Моторное развитие ребенка начинается еще в пренатальный период, большинство безусловных детских рефлексов направлены на сохранение его жизни и обеспечения условий для его физического и интеллектуального развития, так хватательный рефлекс является основным для развития мелкой моторики.
Благодаря ему ребенок может удерживать предметы, игрушки, ложку и т.д. С интеграцией рефлексов ребенок начинает осознанно взаимодействовать с предметами, движения становятся четкими и скоординированными.
Развитие ребенка остается основной и главной задачей для всего социума в целом. Поиск эффективных средств для формирования мелкой моторики остается актуальной и в наше время. Память, речь, мышление, глазомер ребенка находятся в прямой зависимости от движений пальцев и кистей рук, умения манипулировать мелкими предметами, пластичности, гибкости и подвижности детских рук.
Становление высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния и развития мелкой моторики. Систематическая деятельность по совершенствованию мелкой моторики помогает преодолеть достаточно часто встречающиеся у детей в настоящее время различные недостатки и отклонения в психофизической сфере, способствует развитию речи .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахнова Т.В., Осипова Е.А. Обоснование возможности применения средств гимнастики на занятиях по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2018. – №1 (13). – С. 111–113.
2. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды / В.М. Бехтерев. – М. : Юрайт, 2016. – 384 с
3. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей (Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е.) - Весь, 2020. – 320 с.
4. Грабаровская Л.В. Интеграция кинезиологии и физкультурно-спортивного педагогического образования // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов второй Всероссийской с международным участием научной конференции. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. – С. 14-18.
5. Грабаровская Л.В. Кинезиологические практики в работе с детьми с нарушением зрения // Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся. – 2019. – № 1. – С. 76-83.
6. Грабаровская Л.В. Пренатальная педагогика: монография. – Ростов н/Д; Таганрог: ЮФУ, 2020. – 222 с.
7. Еременко Н.А., Тугулева Г.В. Возможности декоративно-прикладного творчества в развитии креативности у детей дошкольного возраста // Мир детства и образование: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С.50-54.
8. Еременко Н.А., Тугулева Г.В. Возможности декоративно-прикладного творчества в развитии креативности у детей дошкольного возраста // Мир детства и образование: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С.50-54
9. Кольцова М.М., Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 256 с.
10. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -148 с.
11. Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду И.В. Новикова. СПб: Издательство: «Питер», 2016. 112 с
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019 г.) (зарег. в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=3181 72&dst=100093&date (Дата обращения: 10.12.2024).
13. Помелов В.Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику: к 230-летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в исто рии детского сада / В.Б. Помелов // Вестник ВятГУ. – 2011. – № 4-3. – С. 114–123.
14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2016. – 864 с.
15. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. – 474 с.
16. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
17. Тинякова, Ю.Е. Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС /Ю.Е. Тинякова //Научный альманах. 2023. №5-3. С.21.