Фрагмент для ознакомления
2
Развитие выносливости и ее роль в физическом воспитании учащихся актуально для всех возрастных групп. На формирование выносливости влияют многие факторы. Основными факторами являются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также изменения гомеостаза центральной нервной системы, возникающие при длительной работе в закрытых помещениях. Снижение общего уровня работы человека приводит к снижению эффективности его деятельности, вследствие чего возникает низкая самооценка. Поэтому важно развивать выносливость – важнейшее качество человека, которое заключается в способности эффективно противостоять негативным факторам внешней и внутренней среды и повышать работоспособность.
Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.
Обзор литературы показывает, что очень важно создавать и апробировать эффективные средства и методы развития выносливости у школьников, особенно на начальной этапе спортивной подготовки.
Одним из методов, актуальным для развития выносливости у школьников на уроках физической культуры, является легкая атлетика. Легкая атлетика считается доступной, в отличие от других видов спорта, многим нравится этот вид спорта, он является популярным.
Актуальность исследования определяется важной ролью выносливости в процессе развития физической подготовки школьников, а также определении методики использования легкоатлетических упражнений в развитии выносливости школьников на уроках физической культуры.
Цель исследования – оценить эффективность использования легкоатлетических упражнений в развитии выносливости у школьников.
Объект исследования – процесс развития выносливости школьников на уроках физической культуры.
Предмет исследования – особенности использования легкоатлетических упражнений в развития выносливости школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что легкоатлетические упражнения будет влиять на развития выносливости школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
Изучить понятие «выносливость» и ее виды;
Описать психофизиологические особенности школьников средних классов;
Провести анализ методических подходов, методов и средств, направленных на развитие выносливости на уроках физической культуры средствами легкой атлетики;
Обосновать экспериментальную методику по развитию выносливости школьников на уроках физической культуры и оценить ее эффективность.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования основывается на систематизации и анализе имеющей научно-методической и практической литературы по проблеме развития выносливости школьников. А также представленные в работе результаты и методика использования легкоатлетических упражнений в развитии выносливости школьников на уроках физической культуры могут быть использованы педагогами физической культуры и тренерами спортивных секций.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез литературы по теме исследования.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
1.1 Выносливость и ее характеристики
Под физическими качествами понимают совокупность социально обусловленных биологических и психических свойств человека, показывающих физическую готовность к осуществлению активной и целенаправленной двигательной деятельности.
В науке о физическом воспитании термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как взаимозаменяемые. Они определяют аспекты двигательных способностей человека. Овладение двигательными движениями связано не только с формированием умений, но и с развитием качественных характеристик, позволяющих выполнять физические упражнения с необходимой силой, скоростью, выносливостью и ловкостью.
К основным физическим качествам относятся: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость, появление которых зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организма.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению при мышечной деятельности [5].
Воспитание выносливости важно в силу того, что это качество играет большую роль при выполнении любой физической деятельности. Во многих видах спорта выносливость непосредственно определяет спортивный результат, позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия, также помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы.
Уровень выносливости – это продолжительность времени, в течение которого мышечная активность выполняется с определенным типом и интенсивностью. Например, при циклических видах движения (ходьба, бег, плавание и т. д.) измеряется наименьшее время преодоления определенного расстояния.
В спорте и боевых искусствах двигательная активность измеряется с течением времени. В видах координационной деятельности, связанных с точностью движений (гимнастика, фигурное катание и др.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения [1].
Поскольку продолжительность тренировки ограничена усталостью, выносливость также можно определить, как способность организма противостоять утомлению.
Усталость или утомление – состояние организма, вызванное длительной или энергичной деятельностью и характеризующееся снижением работоспособности. Усталость возникает через определенный промежуток времени после начала и проявляется в невозможности продолжать деятельность с той же эффективностью.
Общая выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важной частью физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой формирования специфической выносливости.
Общая выносливость: во-первых, способность школьника выполнять длительную и эффективную работу с умеренной интенсивностью, включающую общую функцию мышечного аппарата (более 2/3 мышц тела) и высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, ЦНС [1].
Во-вторых, это способность работать с меньшей интенсивностью в течение более длительных периодов времени, используя аэробные источники энергии. Вот почему ее еще называют аэробной выносливостью.
В-третьих, Матвеев Л.П. термин «общая выносливость» относится к нескольким функциональным характеристикам организма, имеющим неизвестную основу в различных видах деятельности [15].
В-четвертых, это способность долго и эффективно выполнять задачи разного характера, что повышает адаптацию к стрессу» и положительно влияет на развитие характерных компонентов деятельности [4].
Рассмотрим классификации выносливости, имеющиеся в литературных источниках (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация выносливости
Фрагмент для ознакомления
3
Андриянова, Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте / Е.Ю. Андриянова // Физическая культура воспитание, образование, тренировка - №3. – 2009 – с. 55
Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов // Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.).- М: Просвящение, 2011.- 9-10с.
Бельский, И.В. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры и спорта учащейся молодежи / И.В. Бельский - сборник статей - М.: Минск 2008 - 218 с.
Волков, Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее / Н.И. Волков, С.В. Ионов - 2009 - №10. - С.21-24.
Гужаловский, А.А. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей / А.А. Гужаловский, В.П. Попов - М. Физкультура и спорт, 2006
Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеству школьников / А.А. Гужаловский.- Минск, 2010 - 87 с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. — 6-е изд., перераб. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013 — 288 с.
Каганов, Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. Каганов.- М.: Знание, 2011 - 98 с.
Карасева, А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе.- М.: Просвещение, 2008.- 7-9с.
Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2010 - 192 с.
Лях, В.И. Физическая культура Методические рекомендации 5-7 классы / В.И. Лях, М. «Просвещение», 2015 г.
Макеева, В.С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / В.С. Макеева. - Москва: ИЛ, 2013 — 315 c.
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2005. - 384 с.
Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
Ползикова, Т.М. Особенности воспитания скоростной выносливости у старших школьников / Т.М. Ползикова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-skorostnoy-vynoslivosti-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 06.06.2024).
Сухарев, В.М. Методы развития выносливости. Теория и методика физического воспитания / В.М. Сухарев – М.: – 2002 – №8. – С. 242 – 245
Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2014 - 287 с.
Швыков, И.А. Футбол в школе: учебное пособие / И.А. Швыков. - М.: Терра и спорт, Олимпия Пресс, 2012. - 144 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.