Фрагмент для ознакомления
2
Важная составная часть процесса воспитания в школе представлена развитием патриотизма. Это значимое качество, которое определяет социально-гражданскую, духовную позицию школьника в настоящем и будущем. Чувство патриотизма отличается возвышенным характером, оно способствует укреплению любви к своей стране, к Родине, к народу, у школьника начинается развиваться чувство ответственности за судьбу своей страны, соответственно, он будет стремиться быть честным, независимым, сохранять материальные и духовные общественные ценности, наконец, важно сказать о развитии личностного достоинства ученика [2, c. 23].
Относительно истинного патриотизма можно сказать, что он обладает гуманистической природой, он представлен уважением к другим народам и странам, к специфике их национальных обычаев и традиций и характеризуется неразрывной связью с культурой межнациональных отношений [6].
Формирование патриотизма школьников, как считают исследователи, осуществляется в таких процессах, как обучение, социализация, воспитание. Однако социальное пространство для развития патриотизма не может ограничиваться только стенами школьного заведения. Большая роль здесь принадлежит семье, иным социальным общественным институтам, а именно, речь идет о средствах массовой информации, общественных организациях, культурных и спортивных учреждениях, религиозных организациях, учреждениях здравоохранения, правоохранительных органах, военных организациях, учреждениях социальной защиты населения, корпоративных объединениях, кровнородственных, диаспорных связях и отношениях. Все это должны обязательно учитывать педагоги в выстраивании воспитательного процесса [22]. А воспитательный процесс в аспекте формирования чувства патриотизма должен быть комплексным и системным [32].
Из многовековой истории России очевидно, что патриотизм является обязательным, непременным условием создания сильной державы, необходимо, чтобы граждане имели чувство долга и уважение к истории, к традициям, законам. Соответственно, патриотическое воспитание рассматривается вполне обоснованное в качестве значимого фактора общественной консолидации, это источник и условие, средство духовного, политического и экономического возрождения страны, гарант ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе – это ведущая часть патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
Усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р, является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения [31].
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности [1].
Чтобы сформировать патриотизм в системе воспитательной работы в школе, нужно обладать знаниями не только о его сущности и содержании, но и тех психолого-педагогических компонентах, которые в своей совокупности образуют структуру патриотического воспитания как такового. Чаще всего в различных проектах принято выделение потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов патриотического воспитания школьников. Далее мы более подробно их рассмотрим опять же на основе анализа научной литературы по рассматриваемой нами проблеме [22, c. 12].
Итак, в первую очередь, обратимся к потребностно-мотивационному компоненту патриотизма, который должен формироваться во внеурочной деятельности посредством инновационных технологий. Он формируется преимущественно в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы. Создаются такие ситуации, в которых учащиеся получают возможность переживать такие чувства, как любовь к Родине, гордость за страну, восхищение историческим прошлым, храбростью героев и т.п. Огромное количество материала по этому аспекту предоставляет литература о войне, подвигах, истории Отечества. Соответственно, именно на уроках литературного чтения целесообразно обратить внимание на вышеназванный аспект патриотического воспитания [24, c. 14].
Через чтение патриотической литературы школьники начинают переживать чувство любви к своей стране, понимать историческую преемственность поколений, школьник учится задумываться относительно прошлого и будущего своей страны и своего народа, осознавать взаимосвязь между ними.
Исторические и литературные герои служат примером для школьников – примером патриотизма и героизма. На примере русского народа школьник учится тому, что в любой ситуации возможно выстоять и выйти победителем. Таким образом, уроки литературного чтения служат для переживания и осмысления всего положительного, что было представлено в историческом прошлом и настоящем России [11,12].
Посредством усвоения идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привития общечеловеческих норм нравственности собственно и формируется гражданственность. Это достигается тогда, «когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть». Литература является могучей и вечной живой силой, которая способствует формированию истинного патриота и гражданина своей страны, своего государства.
Важно также сказать об огромном влиянии на потребностно-мотивационную сферу учащихся идей патриотизма, раскрываемых в художественной прозе и воспетых в поэзии (в частности, речь идет о стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозаических произведениях таких писателей, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, М. Шолохов, А. Твардовский и др.) [7, c. 23].
Кроме того, как отмечают педагоги, у учащихся начинает формироваться привязанность к Родине в процессе краеведческой работы, для этого организуются походы по исторически значимым местам, встречи с людьми, которые вписали свои имена в историю боевых и трудовых подвигов нашей страны, чтение соответствующей литературы. Данная работа высоко содержательна, эмоциональна, соответственно, она не может не вызвать ответного отклика у учащихся, восхищения, стремления к подражанию, получению большего количества знаний относительно своей страны, своего края (малой Родины).
Далее мы переходим к рассмотрению когнитивно-интеллектуальный компонента патриотизма и патриотического воспитания. Данный компонент представлен углубленным осмыслением сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности человека. В этом плане осуществляется широкое использование возможностей учебных занятий по всем предметам обучения, особенно, конечно же, это литературное чтение [15].
Многие возможности в этом направлении предоставляет внеклассная работа, а именно, речь идет о проведении бесед, докладов, лекций на патриотические темы, литературно-художественных гостиных, фольклорно-этнографических вечеров, организации поисковой работы следопытов. Благодаря такой работе учащийся начинают осознавать в себе конкретные патриотические проявления и личностные качества.
Что касается эмоционально-чувственного компонента патриотического воспитания, то он представлен формированием у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Достижение зрелости, моральной и нравственной устойчивости возможно при условии, если знания, получаемые школьниками, постепенно становятся взглядами, убеждениями, поведенческими мотивами, установками.
Чтобы воспитывать патриотические взгляды и убеждения, важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а стали обладать личностным смыслом, прошли через эмоциональные переживания и обрели статус руководящих принципов их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только обладать красочным и романтически приподнятым характером, но и отличаться такими качествами, как глубина, убедительность фактического материала, наличие ярких примеров проявления патриотизма [3,4].
Данный компонент патриотического воспитания предполагает, что должны создаваться педагогические ситуации, представленные элементами дискуссий, определенной борьбы мнений, отстаиванием учащимися своих суждений, в результате чего у них начинается процесс формирования собственной внутренней позиции.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это когда у учащихся развивается способность к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основное средство для решения этой важной и сложной задачи представлено включением учащихся в различные виды практической деятельности и формированием у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. В частности, это празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами, писателями и т.п. [18,20,21].
В целом, можно говорить об активизации в нашей стране в последние годы работы, направленной на патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и получили возможность активизации работы по патриотическому воспитанию детей.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель должен пытаться вовлечь учеников в анализ образов героев произведения, которые являются примером для подражания. Учитывая это, используются такие виды работы, как подбор слов-характеристик, рассказ о характере персонажа с помощью опорных слов (ответственный, целеустремленный, любящий свою Родину и народ). При анализе текстов произведений о войне учащиеся объясняют его заголовок, характеризуют главного героя и его поступок, учатся понимать замысел автора, его отношение к герою, а также высказывают свою точку зрения [27].
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ «Об образовании»//СПС Консультант Плюс
2. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М. : АЙРИС-Пресс, 2016. – 356 с.
3. Айол, А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1 (6.1). С. 20-23. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/ (дата обращения 18.12.2024)
4. Антонов, Ю.Е., Левина, Л.В., Розова, О.В. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2003. – 166 с.
5. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Мысль, 2021. – 347 с.
6. Афанасьева, Л.И., Скорнякова, Е.А., Мясников, А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО / Л.И. Афанасьева, Е.А. Скорнякова, А.А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2014. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 18.12.2024)
7. Батракова, Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация... кандидата педагогических наук: 13. 00. 08 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2014. - 115 с.
8. Богатенкова, А. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / А.А. Богатенкова. - М.: Образование и воспитание, 2020. - N 2. - С. 20-22.
9. Болдина, К.С. Как воспитать патриотизм у школьников? /К.С. Бодина // Воспитание школьников. - 2000. - N 3. - С. 23-25.
10. Большая советская энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1975. – 1300 с.
11. Винтайкина, Е.В., Кашара, Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами /Е. В. Винтайкина, Б. О. Кашара // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - № 3. - С. 193-194.
12. Витовтова, М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя /М. С. Витовтова // Народное образование. - 2015. - № 9. – С. 90-97.
13. Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) /Е. Г. Власенко // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (441). - С. 107-110. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/441/96468/ (дата обращения 18.12.2024)
14. Воспитай патриота. [Электронный ресурс] URL: https://vospitai-patriota.ru/patriot (дата обращения 18.12.2024)
15. Гордеев, К.С., Жидков, А.А., Федосеева, Л.А., Илюшина, Е.С., Дубровин, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Гуманитарные научные исследования. - 2021. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44979 (дата обращения: 18.12.2024).
16. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Русский язык», 1980. Т. 3.
17. Добролюбов, Н.А. Избранные произведения / Н. А. Добролюбов. - М.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1951.
18. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами / А. Д. Жариков. - М.: Педагогика, 2000. – 192 с.
19. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 507 с. [Электронный ресурс] - URL: https://urait.ru/bcode/441196 (дата обращения 18.12.2024)
20. Запесочная, Е.А. Мы живем в России / Е. А. Запесочная. - М.: Дрофа, 2013. – 31 с.
21. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России / Н.Г. Зеленова. - М.: Дрофа, 2011. – 96 с.
22. Ипполитов, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. / Н.В. Ипполитова. - Шадринск: ШГПИ, 2015. – 216 с.
23. Карамзин, Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н. М. Карамзин. - М.: Художественная литература, 1957. – 728 с.
24. Касимова, Т.А., Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие / Т. А. Касимова. - М.: Айрис-Пресс, 2016. – 62 с.
25. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 656.
26. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 400 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/489404 (дата обращения 18.12.2024)
27. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В. А. Лазарева. - М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 102 с.
28. Ломоносов, М.В. У истоков русской педагогики. // Народность и патриотизм в образовании. - М.: Амрита-Русь, 2021. – 560 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2014. – 1380 с.
30. Оморокова, М. И. Основы обучению чтению младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. И. Оморокова. - М. : Вентана-Граф, 2015. – 240 с.
31. Основы патриотического воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения 18.12.2024)
32. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2019-2020 гг. // Педагогика. - 2019. - № 4.