Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Целью физического воспитания является развитие навыков и умений детей, поддержание здорового образа жизни, развитие физических качеств, обучение использованию двигательного опыта, обеспечение быстрого освоения новых движений, развитие силы и выносливости.
Основным направлением физкультурной работы со школьниками является формирование самостоятельных потребностей и привычек регулярных занятий физкультурой. Занятия по физическому воспитанию призваны научить ребенка движениям, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.
Проблема развития силовых способностей у юношей в настоящее время вызывает особый интерес в связи со значительными изменениями экологических (неблагоприятная ситуация), экономических (снижение уровня жизни населения) и социальных условий общества.
В настоящее время около 10% молодежи регулярно занимаются спортом. Становится все более очевидным, что физическое состояние подрастающего поколения ухудшается. Это создает условия для развития отклонений в состоянии здоровья обучающихся: нарушение осанки, плохое зрение, повышение артериального давления, избыточная масса тела, различные сердечно-сосудистые заболевания, нарушения дыхательной системы и обмена веществ.
Общей задачей в процессе длительного воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста является всестороннее ее развитие и обеспечение высокой вероятности ее проявления в различных двигательных видах деятельности (спорт, работа).
Наибольшее значение развитию силы приходится на виды спорта, в которых сила является ведущим средством достижения спортивных результатов.
Популярность пауэрлифтинга объясняется простотой этого вида спорта, его доступностью, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Упражнения пауэрлифтинга помогают увеличить мышечную силу, укрепить связки и суставы, развить выносливость, гибкость и другие полезные качества, развить силу воли, уверенность в себе и повысить общую активность организма. Все вместе делает этот вид спорта ценным и полезным в воспитании подрастающего поколения. При занятиях пауэрлифтингом со школьниками 10-11 классов заканчивается не развитие силы, а желание добиться высоких результатов, здоровья и совершенствования, что часто обеспечивает молодежь умением справляться с физическими нагрузками, связанными с проявлением максимального силового напряжения.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Объект исследования: процесс развития силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Предмет исследования: методика развития собственно силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом, посредством силовых упражнений.
Гипотеза исследования: развитие силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом, будет происходит эффективнее, если использовать разработанный комплекс упражнений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ учебной и научно-методической литературы с целью уточнения понятия «сила», определить возрастные особенности развития силы у юношей 16-18 лет, а также выявить эффективные педагогические средства развития силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом;
2. Провести констатирующее исследование уровня развития силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей у юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Методы исследования: сбор, анализ, обобщение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами комплекс упражнений по физической культуры с использованием разработанных упражнений может использоваться тренерами детских юношеских спортивных школ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы.
ГЛАВА 1. Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития юношей
Каждая возрастная группа детей характеризуется строением и функциями систем организма, психологическими особенностями, уход за ними необходим для рационального физического воспитания. Информация о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы включается в организацию учебно-тренировочной деятельности.
Главная особенность юношеского возраста (16-18 лет - это ранняя юность и 18-25 лет - поздняя юность) является осознание индивидуальности, самобытности и сходства с другими. В результате этого осознания может возникнуть внутреннее напряжение, создающее чувство одиночества. Это чувство увеличивает потребность в общении и одновременно увеличивает выбор (Барбашов, 2016, С.22).
В качестве первичных новообразований в подростковом возрасте И. С. Кон связывает свое открытие с внутренним миром человека и растущей потребностью в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому не следует удивляться тому, что в образе идеального учителя старшеклассники отдают приоритет качествам, определяющим эмоциональную связь со студентами, а его образовательный уровень ставят на второе место (Беляев, 2000, С. 15).
В старшие школьные годы дети в физическом развитии уже уверены в себе. Средний рост у 16-летних девочек составляет 159,5 см, а вес - 53 кг;
Юноши в возрасте 16 лет имеют рост 167-168 см и 56-57 кг соответственно. У девочек в возрасте 17 лет наблюдается рост составляет 160-161 см, а вес 55-56 кг, а у юношей этого возраста соответственно 171-172 см, 60-61 килограмм. Стандартов физического развития 18-летних мальчиков и девочек практически больше не существует. Он не отличается от стандартов физического развития взрослого человека (Гогунов, 2013, С. 55).
Мышечная система хорошо развита. Ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую активность.
По выносливости юношеский возраст его уже можно сравнить со взрослым. Ребенок старшего школьного возраста является хорошим владельцем своего тела, если он занимается спортом. Руки могут выполнять очень тонкую работу - письмо, рисование, скульптура, дизайн и т. д.
Интенсивное увеличение массы тела требует увеличения поступления в молодой организм питательных веществ. Таким образом, калорийность пищи, которую принимают дети в возрасте 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в день. В основном ежедневная потребность в белке должен составлять в среднем 95-100 г. Повышенная потребность жиров, углеводов, витамины и минеральные соли. Необходимое количество кальция для подростка достигает 1,3-1,4, а железа - 15 мг в сутки (Лях, 2016, С. 74).
Наибольшее увеличение силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно, сила возрастает с 10-12 до 13-15 лет. Сила мышц, участвующих в расширении тела, достигает максимум 16 лет. Неравное развитие силы различных групп мышц необходимо учитывать в практике физического воспитания и спорта. У детей в возрасте от 10 до 12 лет тонизирующее сопротивление мышц при растяжении является наименьшим, они значительно возрастают через 12 лет. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать гибкость, особенно активную (Лях, 2016, С. 74).
Спортивные тренировки оказывают существенное влияние на развитие гибкости у школьников в возрасте 16-17 лет, точность их движений в два раза выше, чем у неподготовленных подростков того же возраста. В начале развития пространственная точность движений и после этого времени. Наконец, что не менее важно, улучшена способность быстро решать задачи двигателя в различных ситуациях. Гибкость продолжает улучшаться до 17 лет (Гогунов, 2013, С. 58).
Таким образом, можно резюмировать, что для юношей 9-11 классов характерно почти законченное строение организма и функционирования всех его систем. Учитывая данный факт, необходимо рационально подходить к процессу обучения юношей 16-17 лет в процессе занятия пауэрлифтингом.
1.2 Общее понятие о силе и силовых способностях
Под физическими качествами понимают совокупность социально обусловленных биологических и психических свойств человека, показывающих физическую готовность к осуществлению активной и целенаправленной двигательной деятельности.
В науке о физическом воспитании термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как взаимозаменяемые. Они определяют аспекты двигательных способностей человека. Овладение двигательными движениями связано не только с формированием умений, но и с развитием качественных характеристик, позволяющих выполнять физические упражнения с необходимой силой, скоростью, выносливостью и ловкостью (Гендин, 2013, С, 66).
К основным физическим качествам относятся: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость, появление которых зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организма.
Сила – одна из важнейших характеристик, определяющих вероятность и эффективность двигательной активности. Это понятие относится к способности мышечного напряжения преодолевать, противодействовать механическим и биомеханическим силам, мешающим движению, тем самым обеспечивая эффект действия (Гусев, 2008, С. 166).
Если в механике сила является количественным показателем, то в физиологии понятие мышечной силы принимает качественную информацию в качестве количественной меры. Двигательные действия человека характеризуются рядом качественных проявлений, в которых сила, скорость и выносливость изучаются достаточно всесторонне. Эти стороны двигательного действия всегда в той или иной степени связаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор обычно мало кого интересует. Например, выполнение таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук стоя в положении лежа, оценивает силу человека, а не его выносливость.
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечными усилиями (Дорохов, 2009, С. 52).
Сила как моторное качество - это способность человека преодолевать или противодействовать сопротивлению с помощью мускульных мышц (Карась, 2012, С. 63).
Сила - это мера механического воздействия на мышцы других тел, выраженная в ньютонах или килограммах силы [6].
Мышечная сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечными усилиями (растяжками) (Куприянов, 2013, С. 22).
Силу, один из самых важных моментов, определяющих мышцы в рабочей форме, при наличии только двух мышечных реакций на раздражение - сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения - сокращение суставов и мышечное напряжение без движения. Результаты приложенных усилий отличаются в зависимости от того, в каком режиме работают мышцы. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, которые обеспечивают эти движения, работают в различных режимах. Если после преодоления какого-либо сопротивления мышцы становятся короче, то эта их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, которые противостоят любому сопротивлению, могут быть напряжены и растянуты, например, удерживая очень тяжелую нагрузку. В этом случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). - Казань: изд-во «Матбугатйорты», 2015. – 206c.
2. Авраменко, В.А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч.-пр. конф. М., 2013. С. 3—7.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
4. Барбашов, С.В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21—30;
5. Беляев, А.Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис….канд.пед.наук / А. Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.
6. Бондарчук, А.И штанга, и прыжки, и метание: Комбинированный метод развития скоростно-силовых способностей метателей. – M.: Легкая атлетика. – 2015. - № 2. – С.11
7. Васильков, Г.А. От игры - к спорту. /Г.А. Васильков, В.Г. Васильков. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 100с.
8. Васильев, Л.А. Использование снарядов разного веса для воспитания специальных скоростно-силовых качеств спортсмена/ Л.А. Васильев. – M.: - Теория и практика физ. Культ. – 1981. - №6. – С. 16-17.
9. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
10. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ - Минск: Харвест, 2013. - 312 с.
11. Воробьёв, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. – М: Физкультура и спорт, 2007. – 255 с.
12. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53, 461.
13. Гендин, А.М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 2013. - 216 с.
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
15. Гусев, A.A. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С. 165-167;
16. Дорохов, Р.Н. Силовая подготовка школьников: монография / Р.Н. Дорохов, А.Н. Хорунжий, Н.Р. Дорохов; под ред. Р.Н. Дорохова. – Смоленск, 2009. – 186 с.;
17. Жижин, П.М. Какой быть физкультуре // Физкультура в школе. 2016. № 3. С. 8.
18. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. – Комсомольск-на-Амуре :АмГПГУ, 2012. – 131 с.
19. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие. – М.: ЕАОИ, 2017. - 144 с.
20. Кряж, В. Н. Перенос тренированности в физическом воспитании / В. Н. Кряж, В.Староста // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 5. — Минск: АФВиС РБ, 2013. - С. 252-258.
21. Куприянов, А.Л. Скоростно-силовая подготовка юношей старшего школьного возраста // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23;
22. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 73-74.
23. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека. - Минск, 2014. - 190 с.