Фрагмент для ознакомления
2
Основы нравственности закладываются у детей именно в дошкольном возрасте. Они являются фундаментом для дельнейшего развития личности. Ребенок с хорошо развитой нравственностью отзывчив и добр, он внимателен к окружающим людям, он умеет сопереживать и радоваться чужим успехам. Так что же такое нравственность? «Нравственность, —говорил Сократ, —есть знание, а безнравственность —плод невежества». Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, нравственность —это продукт взаимодействия норм, которые существуют в среде, собственного жизненного опыта индивида (ребёнка) и личных качеств человека, участвующего в воспитании ребёнка.
Под нравственными качествами понимаются характеристики личности, определяющие ее устои и поведение. К сожалению, в современном мире формированию нравственных качеств уделяется совсем немного времени. И более того, негативно влияет не только отсутствие внимания взрослых к этой проблеме, но и жестокие компьютерные игры, аморальные видео в интернете и средства массовой информации, которые сейчас доступны почти каждому ребенку. Именно поэтому выбранная тема работы является актуальной.
Можно выделить противоречия исследования. Они сложились между современными потребностями общества в воспитании нравственных чувств детей и традиционной системой образования, в которой уделяется недостаточно времени для формирования данных чувств и ценностей. Поэтому для формирования нравственных чувств мы выбрали игровую деятельность, так как она является ведущей деятельностью у детей и будет наиболее эффективным инструментом.
Указанное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в том, как можно формировать чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Целью исследования является изучение процесса формирования нравственных качеств у старших дошкольников посредством игры.
Объект исследования - нравственные качества.
Предмет исследования –игра, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития нравственных качеств в дошкольном возрасте и способов их формирования в игровой деятельности;
- изучить особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игры;
- определить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
- применить в работе средства формирования нравственных качеств посредством игры;
- проанализировать результаты и сделать вывод.
Гипотеза исследования. Нравственные чувства дошкольников развиты на среднем уровне. Специально организованные игры помогают сформировать нравственные чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения И. А. Каиров, Е. В. Петухова, Л. И. Рувинский о формировании нравственных чувств в дошкольном возрасте, концепция В.В. Давыдова, И. Н. Новикова, С. В. Рыжовой об игре как о ведущей деятельности дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературы по теме, обобщение полученных данных, сравнение экспериментальных групп;
- эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование, формирующий эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки полученных данных
Выборка исследования: 10 (или 20) детей старшего дошкольного возраста, посещающих Школу №283, детский сад «Мир детства».
Глава 1. Теоретические основы изучения нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В основе понимания сущности нравственных качеств лежит основная категория «нравственность». Мы считаем целесообразным дать этому понятию определение.
В философском энциклопедическом словаре «нравственность» определяется как один из важнейших и важных факторов общественной жизни. Нравственность состоит в добровольном любительском согласовании чувств, желаний и действий членов общества с чувствами, стремлениями и поступками граждан, их интересами и достоинством всего общества [12].
В «Кратком словаре по философии» нравственность отождествляется с понятием морали и поясняется как особая форма общественного сознания, выраженная в неписаных правилах поведения, сложившихся в соответствии с представлениями и убеждениями людей о, чести и совести, добре и зле, порядочности и справедливости и т. п. и обеспечиваемых силой общественного мнения [12 с. 56].
В. И. Даль считал, что «нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий с ним общее духовное начало, к умственному относиться истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека» [12 с. 57].
У С. И. Ожегова «нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [12, c. 58].
У Д. Н. Ушакова нравственность – «1) Совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) само поведение человека; 3) моральные свойства [16, c. 36].
Словарь по этике дает следующее определение: «нравственность – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Нравственность выполняет роль определенного общесоциального закона, регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах» [9, с. 66].
Нравственность - одна из категорий культуры. Человек, руководствуясь понятиями нравственности, обеспечивает определенные качества существования общества, в то время как общество формирует моральную систему своих индивидов. Мы рассматриваем нравственность как совокупность общих принципов поведения людей по отношению к себе, другим и обществу. Формирование нравственности подрастающего поколения осуществляется через воспитание.
В педагогическом словаре нравственное воспитание определяется следующим образом: нравственное воспитание - целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и развитие навыков и привычек нравственного поведения [7].
Согласно И. П. Подласому, нравственное воспитание - это преднамеренное и систематическое воздействие на сознание, эмоции и поведение учащихся с целью формирования моральных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [15]. Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. Это влияние педагогов на учащихся и их взаимность в их действиях, то есть в их изучении моральных концепций, в их восприятии своего отношения к морали и безнравственности в своих действиях и во всем их поведении.
В обществе нравственное воспитание подрастающего поколения становится задачей основных институтов социализации: семей, школ, учреждений профессионального образования, рабочей силы и т. д. Количество социальных учреждений, занимающихся нравственным воспитанием ребенка, варьируется в зависимости от возраста. Большое значение в нравственном воспитании личности ребенка имеет единство нравственных требований всех институтов социализации. Важно воздействовать на человека в рамках единой системы моральных ценностей, соблюдать преемственность целей и задач нравственного воспитания.
Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. Это влияние педагогов на учащихся и их взаимность в их действиях, то есть в их изучении моральных концепций, в их восприятии своего отношения к морали и безнравственности в своих действиях и во всем их поведении.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания − моральное просвещение, цель которого − сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические явления. Основными задачами нравственного воспитания, как считает И.А. Каиров, являются:
- формирование нравственного сознания;
- воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения [9].
В обществе нравственное воспитание подрастающего поколения становится задачей основных институтов социализации: семей, школ, учреждений профессионального образования, рабочей силы и т. д. Количество социальных учреждений, занимающихся нравственным воспитанием ребенка, варьируется в зависимости от возраста. Большое значение в нравственном воспитании личности ребенка имеет единство нравственных требований всех институтов социализации. Важно воздействовать на человека в рамках единой системы моральных ценностей, соблюдать преемственность целей и задач нравственного воспитания [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Психология детского возраста: развитие личности / Б. Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2018. – 352 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2019. – 304 с.
3. Вияткин, С. Б. Игра как средство воспитания нравственных качеств у детей / С. Б. Вияткин // Психолого-педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 21-29.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоционального воспитания / В. К. Вилюнас. – М.: Издательство МГУ, 2020. – 280 с.
5. Гусева, Н. А. Методики совершенствования игровых занятий для дошкольников / Н. А. Гусева. – СПб.: Речь, 2021. – 210 с.
6. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005. – 167 с.
7. Зайцев, А. В. Нравственное воспитание в дошкольном образовании / А. В. Зайцев. – Екатеринбург: Глобус, 2018. – 345 с.
8. Игнатьева, Т. С. Педагогика личностного развития / Т. С. Игнатьева. – М.: Издательский дом "Академия", 2022. – 389 с.
9. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / И. А. Каиров. - М.: Просвещение, 1997. – 177 с.
10. Маркова, А. К. Моральное развитие ребенка дошкольного возраста / А. К. Маркова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 288 с.
11. Михайлова, Л. Ф. Нравственное воспитание детей: теория и практика / Л. Ф. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 330 с.
12. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания: Опыт пед. исследования / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой ; Науч.-исслед ин-т общих проблем воспитания Акад. пед. наук СССР. Лаб. нравств. воспитания мл. школьников. - Москва : Педагогика, 1973. - 119 с.
13. Новиков, И. Н. Игра как педагогическая технология / И. Н. Новиков. – Казань: Федотова, 2021. – 314 с.
14. Петухова, Е. В. Психология нравственного воспитания в дошкольном возрасте / Е. В. Петухова. – Волгоград: ВОЛГА, 2020. – 275 с.
15. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
16. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. - Москва : Изд-во МГУ, 1981. - 184 с.
17. Рыжова, С. В. Игровые технологии в современном дошкольном образовании / С. В. Рыжова. – Новосибирск: Знание, 2022. – 260 с.
18. Смирнов, И. П. Педагогические аспекты игровой деятельности / И. П. Смирнов. – Магнитогорск: Раритет-С, 2018. – 290 с.
19. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.] ; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 339 с.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2005
21. Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) / – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.