Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Правовая связь человека с государством имеет особое значение. Лишь признаваясь гражданином определенной страны, человек получает весь комплекс прав и свобод, в том числе правом участвовать в политической жизни государства, быть избранным и избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что является определяющим фактором для государств, позиционирующих себя в качестве демократических.
Особенное значение имеет свобода человека в перемещении и выборе места жительства не только в рамках государства принадлежности государства, но и всего мира.
Из-за постоянно растущих миграционных процессов каждое государство, считающее себя демократическим, заинтересовано в формировании качественной правовой базы, регулирующей вопросы гражданства. В рамках действующего законодательства о гражданстве до настоящего времени не логичной и стройной системы отношений в этой сфере. Соответственно, недостаток построения правовой базы влечет за собой проблемы реализации норм, что затрудняет достижение целей государственной политики и отрицательно сказывается на других сферах жизни.
Институт гражданства выполняет двойную социально-юридическую функцию: будучи средством и методом защиты прав человека, он, к тому же, признается институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося на его территории, соблюдения установленных для человека правил поведения, исполнения обязанностей, которые возложены государством.
Обладание гражданством распространяет на гражданина юрисдикцию данного государства, обеспечивает широкие возможности реализации на практике им своих прав, интересов, обеспечивает защиты от неправомерных действий других лиц.
Все большую актуальность вопросы, которые связаны с гражданством, получают в связи с глобализацией общественных отношений. Границы государства становятся все менее непреодолимыми, страны заключают международные договоры, предусматривающие создание единого экономического пространства, вступают в различные союзы.
В настоящее время перед РФ поставлена важнейшая задача по обеспечению единства и объединению российского народа, для достижения полноценного соответствия современным мировым требованиям. В первую очередь, это работа, связанная с обеспечением права, свобод и законных интересов граждан РФ как внутри государства, так и за ее пределами. Во-вторых, это требуется для эффективного противодействия внутренним угрозам и проблемам, основанным на внешнем факторе. Эти факторы, безусловно, определяют более глубокое и системное исследование института гражданства в качестве правового состояния индивида, его субъективного права и как современного конституционно-правового института.
По нашему мнению, нормы действующего законодательства в какой-то мере не соответствуют современным тенденциям, в особенности в части, где гражданство рассматривается только в качестве устойчивой юридической связи государства и гражданина. Необходимо исследование, а в последующей перспективе и выработка новых мыслей, взглядов, сформированных в научные концепции о понимании гражданства РФ. Не вызывает никаких вопросов аспект о том, что основой гражданства признаются особые, специфические отношения между государством и индивидом, соответственно, требуется выработка путей преодоления актуальных проблем, формирующихся при реализации и функционировании этих отношений. Анализ взаимных прав и обязанностей между государством и индивидом, учитывая их особенности и специфику, отражает поиск совершенствования механизма их реализации.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с институтом гражданства в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие институт гражданства в Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексное исследование конституционно-правовых основ гражданства в Российской Федерации
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) изучить историю развития законодательства о гражданстве;
2) рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ;
3) исследовать основания приобретения гражданства РФ;
4) определить основания прекращения гражданства РФ;
5) рассмотреть новеллы нового Федерального закона «О гражданстве РФ».
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частно-научные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика гражданства РФ
1.1. История развития законодательства о гражданстве
В царской России гражданства не существовало, а было подданство. Причем законодательство о подданстве получило отличительные особенности средневековых, феодальных начал, основывалось, в сравнении с демократическими странами тех времен, на юридическом равенстве всех подданных .
В Российской империи подданные подразделялись на определенное количество разрядов с особым правовым статусом:
- природные подданные, в составе которых были:
- потомственные и личные дворяне;
- духовные лица, делившиеся по вероисповеданиям;
- городские обыватели, подразделяющиеся на купцов, мещан, цеховых и почетных граждан;
- сельские обыватели;
- инородцы, к которым следует отнести евреев и восточных народов;
- финские обыватели.
Кроме того, четыре категории природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Неподатные лица, к которым следовало относить дворян и почетных граждан, имели свободу передвижения и обладали бессрочными паспортами для проживания по всей территории страны; податные лица, к которым следовало относить мещан, крестьян, таких прав не имели. С принадлежностью к той или иной категории подданных прежнее законодательство связывало очень существенные отличия в системе прав и обязанностей.
Все существующие сословия граждан, привилегии и ограничения, разные звания, титулы и наименования гражданских чинов ликвидируются, и предусматривается один статус для человека – гражданин Российской Республики.
Право принимать в российское гражданство иностранных граждан, проживающих в границах РСФСР, было предоставлено местным Советам.
Народный комиссариат занимался государственной регистрацией всех иностранных граждан, принятых в гражданство, а также вел вопросы обнародования списков для общего обозрения.
После создания СССР было установлено гражданство Советского Союза. В ст. 7 Конституции СССР от 1924 г. предусматривалось одно единое, основное гражданство для всех граждан союзных республик.
К полномочиям верховных органов власти СССР следовало относить основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранных граждан.
29 октября 1924 г. было предусмотрено положение о гражданстве Советского Союза. В соответствии с ним правом принимать в гражданство нашей страны имел ЦИК союзных республик. Иностранных граждан, находившихся в государстве по трудовому договору, могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Потерявшими гражданство СССР считались лишенные на его основании законов, принятых до Конституции 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы, лишенные гражданства по приговору суда. Это Положение предусматривало вопрос о гражданстве детей при изменении гражданства их родителей. После этого ввели упрощенный процесс приема в российское гражданство и выход из гражданства .
Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Советского Союза, т.к. не была доказана его принадлежность к зарубежному подданству. Также данное Положение устанавливало, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, где он постоянно проживает. Если он считает, что связан с другой республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Процедура лишения гражданства производилась в аналогичном порядке, что и его принятие. Иностранные граждане – это рабочие и крестьяне, проживающие в СССР для занятия трудом, они пользовались всеми политическими правами наравне с гражданами СССР.
Положение предусматривало упрощенный порядок приема граждан в гражданство, а также процедуру выхода из него:
- рабочих и крестьян, являющихся иностранными гражданами, проживающие в Советском Союзе для трудовой деятельности, а также иностранных граждан, имеющих право убежища в связи с преследованием за революционную деятельность;
- лиц, изменяющих гражданство в связи со вступлением в брак. В этом случае получение и выход из гражданства осуществляется на основе постановления областного или краевого исполкома.
В соответствии с Конституцией 1936 г. 19 августа 1938 года приняли закон о гражданстве, который ввел некоторые нововведения, в частности: гражданами Советского Союза считались все, кто состоял к 1 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи, а также те, кто получил гражданство СССР в установленном законодательством порядке.
Впервые Конституция СССР 1977 г. предусмотрела, что основания, процесс получения и утери гражданства предусматриваются Законом о гражданстве СССР. На конституционном уровне получил закрепление наиболее важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. После того, как ввели пост Президента СССР, полномочия от Президиума СССР по вопросам, которые связаны с гражданством, отошли к полномочиям Президента.
1.2.Понятие и принципы гражданства РФ
Обладание гражданством является наиболее важной предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и обязанностей, признанных законодательством, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Действующая Конституция РФ расширила количество норм, регламентирующих вопросы гражданства, причем наиболее важные нормы в этой области следует отнести к конституционным основам государственного строя.
Понятие гражданства предусмотрено в ст.4 Федерального закона «О гражданстве в РФ» . Оно определяется в качестве устойчивой правовой связи лица с РФ, включающее в себя совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство – это не правовое, а фактическое состояние.
Отношения гражданства напрямую не связаны с фактом проживания человека в государстве. Значительное число граждан РФ проживают за рубежом, а население РФ включает в себя не только граждан, но постоянно находящихся на ее территории иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином страны лицо является не из-за проживания его на соответствующей территории, а в связи с наличие особый связей между лицом и государством, формирующие содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении государственных отношений.
Государство в законодательстве предусматривает основания, согласно которым то или иное лицо признается его гражданином, процедуру получения и прекращения гражданства, а также процесс решения этих вопросов.
Гражданство любого человека на юридическом уровне оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Таким документом является паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, а также иной документ, содержащий прямое указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождения человека и смерть человека.
Устойчивость отношений в области гражданства заключается в их постоянном характере: они продолжаются, обычно, с момента рождения и до самой смерти гражданина, для них предусмотрен особый процесс их прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемое в соответствующем индивидуальном акте специально уполномоченным органом.
Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве» предусматривают, главным образом, основные принципы, устанавливающие отличительные особенности отношений гражданства. Рассмотрим их.
Гражданство РФ считается единым. На основе федеративного устройства этот принцип является наиболее важным и предусмотрен в ст. 6 Конституции РФ.
В ст. 4 Федерального закона «О гражданстве» оно характеризуется следующим образом: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство в РФ считается равным, независимо от оснований его приобретения. Законодательством не предусмотрены определенные различия и особенности в правовом статусе лиц, ставшие российскими гражданами по различным основаниям: по факту рождения, в связи с принятием или восстановлением в гражданстве. Не имеет никакого правового значения и время, когда было получено гражданство.
Гражданство РФ имеет свободный и открытый характер. РФ поощряет приобретение гражданства и никоим образом не препятствует лицам по вопросам приобретения ими другого гражданства. Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.
Гражданина РФ не могут лишить своего гражданства. Этот принцип сравнительно новый в законодательстве. Лишение гражданства – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, не предполагающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это весьма обширно применялось.
Гражданин РФ может иметь гражданство другого государства, то есть иметь двойное гражданство, на основании международного соглашения РФ или федерального законодательства. Гражданство РФ сохраняется за лицами, живущими за пределами РФ, то есть граждане имеют право свободно избирать место собственного проживания, выезжать за пределы страны и без каких бы то ни было препятствий возвращаться.
Гражданство РФ основано на отрицании его автоматического изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, которое не принадлежит к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип предусматривает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, а также недопустимость прекращения гражданства без воли лица с обязательным соблюдением регламентированной процедуры.
Можно прийти к выводу, что этот принцип отражает стабильность гражданства и выражает стремление и желание государства обеспечить возможность лицу сохранить юридические связи и гражданство с РФ. Также данный принцип характеризует отношение к браку как к равноправному союзу и не допускает прекращения гражданства лица без его личного волеизъявления.
Следует заметить, что данный принцип не предполагает автоматического получения гражданства гражданином иностранного государства, заключившим брачный союз с российским гражданином, но упрощает процедуру получения паспорта РФ. Также к этому принципу относится сохранение гражданства при усыновлении детей – российских граждан. Это значит, что дети, усыновленные гражданами иностранного государства, сохраняют за собой российское гражданство, что отмечает неотъемлемый характер гражданства и недопустимость порождения института безгражданства.
Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство. Этот принцип предусмотрен в Конституции РФ и Федеральном законе «О гражданстве РФ».
Принципы получения гражданства по родству и крови наделяет правом получения гражданства лиц, имеющих языковые, расовые, культурные и исторические признаки национальности. Согласно этому принципу, лицо приобретает гражданство собственных прародителей по рождению, вместе с тем, язык, место рождения и даже наличие гражданства иной страны не является существенным условием.
Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что все граждане РФ обладают равным объемом прав и свобод, но также обязательствами, которые вытекают из законодательства.
Таким образом, будучи российским гражданином, с этого же момента человек получает всю систему прав и обязанностей, которые имеют другие российские граждане. При выполнении работы были изучены базовые конституционные принципы гражданства РФ, а также приведена характеристика каждого принципа на предмет соответствия соответствующим отношениям, что, как нам кажется, поспособствует однозначности понимания в будущем института гражданства РФ, соответственно, его совершенствования.