Фрагмент для ознакомления
2
Смысл деятельности любой коммерческой, общественной, благотворительной или государственной организации есть достижение некоторых целей. Любое предприятие, ассоциация или индивидуальный предприниматель преследуют собственные цели, которые являются в целом причиной их существования и функционирования [11, c.65].
Стратегически ориентированная компания всегда может продумать тактику своего дальнейшего развития, опираясь на ключевые элементы управления.
Цель любой организации - предлагать ценность (через продукты и/или услуги) клиентам, которые платят за ценность наличными или эквивалентам [11, c.65]. Как минимум, полученные деньги должны покрывать расходы на ведение бизнеса, а также обеспечивать жизненные потребности владельца. Любые деньги, превышающие эти потребности в финансировании и заработной плате — ”маржа” или “прибыль” — могут быть использованы для реинвестирования в бизнес; для инвестирования в будущие нужды и безопасность; и / или для использования на благотворительность и охрану окружающей среды.
В этом процессе требуются прямые действия: приобретение, сохранение и расширение клиентского бизнеса. Эти действия могут также включать исследования и разработки (создание новой ценности); маркетинг (создание потребности); и финансы (преследование дебиторской задолженности для создания лучшего денежного потока).
Часто предпринимаются косвенные действия, которые могут включать модернизацию оборудования; улучшение или перестройку физического имущества и рабочего пространства; правовую защиту; и так далее. В крупных, сложных и разнородных компаниях, эти косвенные действия часто подразделяются на отделы и выполняются отдельными менеджерами. В небольших фирмах такие накладные расходы напрямую уменьшают ресурсы, доступные для прямых действий. Косвенные действия часто преследуются, потому что они обеспечивают немедленное удовлетворение и являются более легкими, чем прямые действия.
Управление проявляется в реализации основных целей и задач фирмы, которые в свою очередь находят отражение в главной миссии.
Миссия – это главный смысл деятельности организации. Руководитель всегда должен видеть четкую перспективу развития событий, чтобы суметь вовремя скорректировать курс подходящих действий.
Цель бизнеса - предлагать ценность клиентам. Ценность - это всегда то, что воспринимается клиентом. В идеале он должен развиваться, изменяться и размножаться с течением времени. В конечном счете, бренд - это идеальное представление единой ценности, которое само по себе может способствовать приобретению бизнеса.
Когда фирма сможет решить успешно стоящие перед ней стратегические проблемы, тогда можно говорить о том, что система стратегического управления в целом и работа руководителя в частности являются эффективными по многим соображениям.
Чтобы выявить стратегические проблемы, компания должна четко и неуклончиво знать свои сильные и слабые стороны, которые мешают ей действовать на рынке свободно. Конечно, SWOT-анализ незаменим на данной этапе и применяется всегда, когда это необходимо грамотному руководству [7, c.65]. После того как компания поймет свои стратегические проблемы, она сможет разработать со всеми нюансами никальный курс своих действий. Целью является полное и окончательное устранение имеющихся проблем до появления новых. Некоторые области, которые имеют в себе корни стратегических проблем:
-направления стратегии
-способности руководства
-наличие изменений в организации
-нехватка разных ресурсов
-конкуренция.
Конечно, список проблем может бесконечно увеличиваться, и фирма будет искать новые решения. Однако стратегическое управление фиксируется не только в долгосрочном периоде, но и ищет решения здесь и сейчас. Важно понимать, что не все проблемы фирмы могут решены сегодня. Многим требуется большое количество времени в зависимости от масштаба проблемы и ограниченности ресурсов. Однако срочность является также важным показателем эффективности стратегического управления. иногда в фирме имеется недостаток информации и данных, на основе которых она может строить теории и принимать решения. В этом случае стадия поиска альтернатив может растянуться на неопределенный срок, тормозя все процессы [10, c.43].
Например, в части достижения финансовых целей и обеспечения благоприятного финансового состояния организации к краткосрочным целям может относиться формирование основного состава финансовых ресурсов предприятия: к среднесрочным целям – обеспечение максимальной прибыли от текущей деятельности, а к долгосрочным – конечный рост стоимости бизнеса, как это показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Кратко-, средне- и долгосрочные цели организации
В силу того, что стратегические цели носят долгосрочный характер, их достижение требует постоянного контроля и анализа их реализации. Информация о достижении среднесрочных целей является результатом анализа деятельности краткосрочной перспективы. Для каждого из указанных временных периодов, необходимо установить свои нормы деятельности.
Цели устанавливаются перед организацией в целом и перед отдельными ее подразделениями. При этом постановка целей реализуется либо центральным органом управления предприятием (дирекцией), либо руководителями различных отделов (централизованно и децентрализовано). Это зависит главным образом от принятой на предприятии системы управления [3, c.459].
Также при децентрализованном способе постановки целей события могут развиваться по двум вариантам: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае дирекция устанавливает крупные задачи, стоящие перед предприятием, а руководители разрабатывают и принимают решения на местах, и они касаются более мелких целей, стоящих конкретно перед персоналом. Во втором случае цели изначально ставятся в различных подразделениях компании, а на их основе руководством определяются главные задачи компании и путь ее реализации в перспективе.
Таким образом, все цели компании устанавливаются на основе анализа влияния факторов внутренней и внешней среды на предприятие в соответствии с главной миссией компании. Только потом определяются конкретные и индивидуальные задачи.
Если мы хотим знать, что такое бизнес, должны начать с его цели. И цель должна лежать за пределами самого бизнеса. На самом деле, это должно лежать в обществе, поскольку коммерческое предприятие является органом общества.
Существует только одно верное определение бизнес-цели: создать клиента. Клиент - это основа бизнеса, которая поддерживает его существование. Только клиент дает работу. И именно для того, чтобы обеспечить потребителя, общество доверяет производящие богатство ресурсы деловому предприятию [5, c.107].
Поскольку целью является создание клиента, у любого коммерческого предприятия есть две – и только две – основные функции: маркетинг и инновации. Это предпринимательские функции.
Выяснить, какие потребности клиенты хотят удовлетворить сегодня, определить, насколько хорошо продукты отвечают потребностям клиентов - в этом и заключается цель бизнеса.
В 1970-х годах говорилось, что цель бизнеса - максимизировать акционерную стоимость. Это не цель; это результат создания клиентов. Ориентация на клиента и клиентоориентированность приводит к повышению акционерной стоимости.
Для определения целей и осуществления процесса постановки задач предприятие использует систему SMART, которая предъявляет основные требования и критерии определения цели [6, c.188] (рис.2):
S – конкретность цели,
M – измеримость цели,
A – достижимость цели,
R – актуальность цели,
T – ее ограниченность во времени.
Рисунок 2 - Критерии SMART – цели
Конкретность цели означает, что предприятие четко определило для себя, к чему оно стремится. Например, удовлетворение потребностей клиентов, лидерство в производстве продукции или захват большей доли рынка.
Измеримость цели указывает на конкретные количественные степени выражения цели. Например, увеличь продажи на 3% или количество клиентов до 200 человек [9, c.59].
Достижимость цели отвечает за те возможности, которые есть у компании для достижения ее целей. Например, наличие конкурентных преимуществ или низких затрат, разработанные каналы сбыта или продвинутая реклама.
Реалистичность цели отвечает за те конкретные инструменты достижения цели, которые на данный момент есть у организации: ресурсы, патенты, технологии, бренд, высокое качество продукции.
Наконец, ограниченность цели во времени четко указывает на те сроки, в которые предприятие должно достичь поставленной цели (3 года) [2].
Таким образом, критерии SMART цели позволяют компаниям планировать свою стратегию и все необходимые ресурсы для достижения целей и реализации миссии своей деятельности.
Таким образом, цель создания любого бизнеса заключается в удовлетворении потребностей клиентов, получении прибыли в случае коммерческой работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А.А.Алексеев. – М.: Юрайт, 2019. – 247 с.
2. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент/ В.М.Кожухар. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 292 с.
3. Паздерина, В.А. Систематизация подходов к пониманию сущности оценки эффективности инвестиций в инновации/ В.А.Паздерина // Экономика и предпринимательство. -2019. -№ 12-2 (65-2). -С. 968-972.
4. Елкина, О.С. Проблемы инвестиций в инновации/ О.С.Елкина // Сибирский торгово-экономический журнал. -2023. -№ 4 (25). -С. 35-40.
5. Шмидт, А.Н. Стратегическое планирование и инновационная экономика России: причины неудач/ А.Н.Шмидт // Инновационная наука. -2019. -№ 2-2 (14). -С. 154-160.
6. Корецкая, Л.К. Исследование процесса управления инновационным развитием в экономике / Л.К. Корецкая. – М.: Русайнс, 2020. – 276 с.
7. Столяр, Т.В. Инновационная экономика и подходы к ее формированию в Российской Федерации/ Т.В.Столяр // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2019. -№ 2 (15). -С. 229-233.
8. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент/ А.В.Сурин.- М.: Инфра-М, 2021. – 368 с.
9. Исаев, Р.А. Инновационная экономика: проблемы управления/ Р.А.Исаев // Экономика и управление: проблемы, решения. -2022. -№ 9. -С. 137-141.
10. Абдикеев, Н.М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие/ Н.М.Абдикевв // Вестник Финансового университета. - 2019. - № 5 (83). - С. 16-26.
11. Алферова, Л.В. Триада успешного бизнеса: исследования, инновации, инвестиции/ Л.В.Алферова // Управление в современных системах.- 2023. -№ 1 (5). - С. 33-35.
12. Абакумова, К.Н. Инновации и инвестиции: проблемы сфер влияния/ К.Н.Абакумов // Научный альманах. - 2022. - № 12-1 (14). - С. 22-28.
13. Версан, В.Г. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов/ В.Г.Версан // Стандарты и качество. - 2019. - № 5. - С. 14-19.
14. Юрченко, Т.В. Инвестиции в инновации - антикризисная стратегия/ Т.В.Юрченко // Научное обозрение: теория и практика. -2019. -№ 9. -С. 29-37.
15. Чукреева, К.Н. Инновационная экономика: содержание и основные направления развития/ К.Н.Чукреева // Молодежь и наука. -2019. -№ 1. -С. 19.