Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия развития отечественной экономики, характеризующиеся сложной обстановкой из-за санкционной политики западных стран, непредсказуемой конъюнктурой мирового рынка, постоянно растущей конкуренцией среди производителей и ограниченностью ресурсов, вынуждают бизнес искать более эффективные подходы к управлению сложными производственными системами и использованию как финансовых, так и производственных ресурсов. Как следствие, многие фармацевтические компании в нынешних сложных финансово-экономических условиях оказываются не в состоянии обеспечить экономически высокоэффективную производственную и коммерческую деятельность. Оценка эффективности работы фармацевтического предприятия превращается в важнейший компонент его стратегического управления.
Эффективность функционирования любого предприятия целиком и полностью зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ эффективности работы предприятия, в ходе которого следует получить ответы на следующие вопросы:
- насколько стабильны полученные доходы;
- какие формы бухгалтерских отчетов могут быть использованы в анализе эффективности работы предприятия для прогнозирования будущих результатов;
- насколько производительны осуществляемые затраты;
- какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;
- насколько эффективно управление предприятием.
Также важна роль анализа показателей эффективности в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Анализ показателей это средство не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Анализом показателей эффективности начинается и заканчивается планирование. Анализ показателей позволяет повысить уровень планирования, сделать его детально точным. Также значительная роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства, что способствует экономному использованию ресурсов, внедрению новой техники и технологии производства, предупреждению излишек затрат.
Целью данной работы является изучение основ анализа эффективности работы предприятия, а также возможностей применения современных методик на практике.
В качестве основных задач в рамках цели можно выделить следующие:
• изучение теоретических основ анализа эффективности, основных показателей, ее описывающих и методик их расчета;
• описание анализируемого предприятия и проекта открытия нового производства на его основе;
• расчет и анализ основных показателей эффективности проекта, его окупаемости.
Объект исследования – предприятие ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм".
Предмет исследования – производственно-хозяйственная деятельность указанного предприятия.
1 Теоретические основы эффективности производственно-хозяйственной деятельности фармацевтического предприятия
1.1 Понятие эффективности производственно-хозяйственной деятельности фармацевтического предприятия
Анализ последних исследований и литературы, в которых рассматривались аспекты данной проблемы и на которые опирается автор; выявление ранее не раскрытых составляющих общей проблемы. В отношении раскрытия сущности эффективности важно отметить, что в настоящее время отсутствует целостная система взглядов на понимание этого понятия применительно к деятельности фармацевтического предприятия, целям и задачам, решаемым в рамках его оценки и экспертизы.
Разнонаправленность мнений по данному вопросу характерна практически для всех представителей научного сообщества, а также и с точки зрения законодательства, где до сих пор не описаны основные понятия, походы, не выработана единая система показателей. А.В. Самоделкина и О.В. Костенко [4] предлагают распределять подходы к понятию «эффективность» по
трем направлениям:
эффективность как отношение результата к затратам;
эффективность как степень достижения поставленных целей (результативность);
эффективность как уровень использования потенциала.
Наиболее часто применяется именно первый подход, например, К.Ю. Хмелевская [5] под эффективностью предприятия понимает соотношение между полученным результатом и вложенными ресурсами, которые были задействованы при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Е.А. Штеле и О.Б. Вечерковская [6] определяют эффективность как соотношение затраченных ресурсов на реализацию интересов экономических субъектов и реальных итогов отношений между субъектами в заданной институциональной среде.
Т.И. Юркова считает [7], что термин «эффективность» следует использовать в качестве одной их характеристик процесса управления. С. Е. Новоселова описывает эффективность управления как сравнительную характеристику того, насколько хорошо работает конкретная система управления, которая проявляется в различных показателях как объекта управления, так и самой управленческой деятельности (субъекта управления). Кроме того, эти показатели обладают как количественными, так и качественными характеристиками [8]. Методы оценки эффективности хозяйственной деятельности на основе данных финансовой отчетности являются наиболее прогрессивными, так как используют объективные критерии и показатели в данном контексте [9].
В практике экономического анализа для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности наряду с другими показателями широко используются показатели рентабельности (прибыльности, доходности). Как известно, эти показатели являются относительными, они представляют собой отношение определенного вида прибыли к показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность (активы, затраты, собственный, заемный капитал, объем продаж и т. д.) [10-12]. В результате расчет уровня рентабельности по определенному набору показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта может рассматриваться как результирующая характеристика эффективности использования ресурсов конкретного субъекта (розничной компании, промышленного предприятия, транснациональной корпорации или холдинга). Показатели рентабельности, в некотором роде, позволяют оценить эффективность деятельности вне зависимости от масштабов деятельности хозяйствующего субъекта, отрасли, в которой он работает, и показывают соотношение экономического эффекта и затрат в целом [10].
Использование показателей рентабельности имеет широкий спектр практического применения. На основе этих показателей можно скорректировать стратегию развития, учитывая значения аналогичных показателей у конкурентов или эталонных бизнес-моделей.Оценка финансово-экономической эффективности от применения стандартов системы менеджмента качества служит обоснованием для ее внедрения. Привлекательность инвестиций в промышленный фармацевтический сектор зависит не только от внешних факторов, связанных с государственной поддержкой отрасли в мире, но и от высокого уровня финансово-экономической эффективности промышленных фармацевтических компаний. Эффективность, способствующая росту внутренних источников формирования собственности, необходима для перехода к инновационной модели организации производства. Продвижение компании зависит от модернизации системы, которая опирается не только на совершенствование управления, но и на внедрение технологических инноваций в производство, эффективность которых, важно отметить, будет ограничена, если бизнес-процессы и навыки сотрудников не будут соответствовать уровню развития западных технологий. Важным показателем, отражающим это, является оценка эффективности и метрики деловой активности. В практике экономического анализа наиболее часто используемые статистические показатели касаются эффективности управления инновационной деятельностью на предприятиях фармацевтической отрасли.
1.2 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия
В экономическом смысле эффективность - это выражение успешности управления. Она может быть измерена путем сопоставления затрат и результатов. Более того, эффективность - это коэффициент случайной комбинации выхода и входа.
На корпоративном уровне показатели эффективности можно разделить на три основные группы:
I. Основанные на производных данных:
- «Физическая» эффективность
- Экономическая эффективность
II. Основанные на отношениях (I/O):
- Производительность труда
- Трудоемкость
- Обеспеченность
- Пропорциональность выпуска
III. На основе типов вводимых ресурсов:
- Средняя эффективность
- Дополнительная эффективность
- Предельная эффективность
Производительность труда показывает объем произведенной продукции, стоимость продукции в единицу рабочего времени.
Производительность труда = чистая стоимость продукции/ рабочая сила
Обратной величиной производительности труда является трудоемкость, которая показывает объем труда для производства единицы продукции.
Интенсивность труда = Рабочая сила/Чистая производственная стоимость
На интенсивность труда могут влиять следующие факторы: - Техническая оснащенность труда - Организация труда - Денежная мотивация.
Показатели эффективности активов выражают создание новой (добавленной) стоимости за счет задействованных материальных и нематериальных активов в виде коэффициента. Коэффициент эффективности активов можно рассчитать, если стоимость чистой продукции разделить на соответствующий актив, а затем умножить это значение на 100. Тенденция этих показателей благоприятна, если они имеют возрастающее значение, то есть чем меньше значение показателя по сравнению со 100, тем благоприятнее значение показателя.
Эффективность капитала (рентабельность капитала) отражает объем производственной стоимости, прибыли или убытка после налогообложения, который единица капитала производит для компании, то есть эффективность, с которой работает (собственный) капитал, вложенный в компанию.
В практической деятельности в процессе анализа эффективности используется набор стандартных методов. Ниже представлено краткое описание некоторых методов анализа эффективности деятельности предприятия [11]:
1. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этого метода анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике анализа прибыли наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:
а) сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода (на пример, с показателями предшествующего месяца, квартала, года);
б) сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей третьего квартала отчетного года с аналогичными показателями третьего квартала предыдущего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности;
в) сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике.
Все виды горизонтального анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей [11]. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей прибыли.
2. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа учитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике анализа прибыли наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа [4]:
(a) структурный анализ прибыли от каждого вида деятельности. Этот анализ рассчитывает удельный вес или соотношение между уровнем операционной прибыли и уровнем других прибылей;
(b) Структурный анализ прибыли по отдельным видам продукции. Степень агрегирования видов продукции определяется самим предприятием;
(c) структурный анализ активов. В рамках данного анализа учитывается соотношение между оборотными и основными средствами предприятия, состав используемых основных средств, состав оборотных активов, состав инвестиционного портфеля и другие структурные показатели. В результате этого анализа можно оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли предприятия;
г) структурный анализ распределения или использования генерируемой прибыли. Данный вид структурной декомпозиции проводится в связи с направлением распределения прибыли и конкретной формой использования для каждого направления распределения.
Факторный анализ финансовых результатов проводится с целью оценки и более точного определения резервов повышения эффективности деятельности предприятия, описанных в следующем разделе [5].
На уровень и динамику показателей рентабельности влияет ряд производственно-экономических факторов, в том числе уровень организации производства и управления, структура и источники капитала, степень использования производственных ресурсов, количество, качество и структура продукции, издержки производства и себестоимость продукции, прибыль по направлениям деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности позволяет разложить исходную формулу расчета показателей по всем качественным и количественным характеристикам интенсивности производства и эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) может быть использована трех- или пятифакторная модель[5].
Для упрощения модели затраты на производство и сбыт сводятся к затратам на оплату труда, материальным затратам и амортизации основных фондов. Для применения этой модели на практике к материальным затратам следует добавить стоимость комплектующих и полуфабрикатов, производственных операций и услуг (предоставляемых сторонними организациями или основными подразделениями предприятия), топлива и покупной электроэнергии. К затратам на оплату труда следует добавить вычеты на социальные нужды. Кроме того, прочие затраты должны быть включены как отдельные статьи или распределены пропорционально основным видам затрат [4].
В основе всех используемых моделей лежит следующее соот¬ношение:
(1.2)
где R – рентабельность активов (капитала);
P – прибыль от реализации;
К – средняя за период стоимость активов;
F – средняя за период стоимость внеоборотных активов;
Е – средние остатки оборотных активов;
–затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимос¬ти;
–зарплатоемкость продукции;
–материалоемкость продукции;
–амортизациеемкость продукции;
–фондоемкость продукции по внеоборотным активам;
–фондоемкость продукции по оборотным активам (ко¬эффициент закрепления оборотных активов).
Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда) [5].
Ключевой показатель эффективности (KPI) - это измеряемая величина, которая показывает прогресс в достижении конкретной цели. Ключевые показатели эффективности в области качества измеряют производительность и эффективность процессов, продуктов или услуг.
В современной экономической науке популярными становятся (далее KPI) ключевые показатели эффективности. KPI качества имеют решающее значение в фармацевтической промышленности, где продукты и услуги напрямую влияют на здоровье и благополучие людей. Отслеживая KPI компании могут измерять свои показатели и принимать обоснованные решения относительно эффективности и соответствия их продукции, услуг и процессов.
Фармацевтические компании все больше осознают важность обеспечения качества и обращаются к программным решениям для рационализации процессов и повышения точности отслеживания KPI.
Ключевые показатели эффективности (KPI) в контексте системы фармаконадзора - это конкретные, количественно измеримые показатели, используемые для оценки эффективности и результативности деятельности по фармаконадзору в организации. Эти показатели помогают контролировать и оценивать эффективность системы фармаконадзора, обеспечивая ее соответствие нормативным требованиям и отраслевым стандартам, а также эффективную защиту безопасности пациентов.
Фармацевтические компании характеризуются высокими капитальными затратами на исследования и разработки (НИОКР) и длительным периодом между первоначальными исследованиями и выходом продукта на рынок. После того как фармацевтический продукт выходит на рынок, компания должна определить, насколько высокую цену она может назначить за препарат, чтобы в кратчайшие сроки получить прибыль от своих инвестиций. Ключевыми финансовыми коэффициентами для фармацевтических компаний являются коэффициенты, связанные с затратами на НИОКР и способностью компании управлять высоким уровнем долга и рентабельностью.
Поскольку расходы на НИОКР являются основной статьей расходов фармацевтических компаний, одним из ключевых финансовых показателей при анализе фармацевтических компаний является коэффициент, который показывает финансовую отдачу от расходов на НИОКР. Коэффициент рентабельности исследовательского капитала (RORC) - это фундаментальный показатель, который показывает валовую прибыль, получаемую компанией с каждого доллара расходов на НИОКР. Коэффициент рассчитывается путем деления валовой прибыли текущего года на общую сумму расходов на НИОКР за предыдущий год. Изучение RORC дает инвесторам представление о том, насколько хорошо компании удается воплощать расходы на НИОКР предыдущего года в доходы текущего года.
Как только фармацевтической компании удается вывести продукт на рынок, ключевым элементом становится то, как компания может производить и продавать этот продукт. Поэтому инвесторам также полезно взглянуть на основные коэффициенты рентабельности, такие как операционная маржа и чистая маржа. Операционная маржа - базовый показатель выручки за вычетом производственных затрат - показывает, насколько хорошо компания управляет расходами, а чистая маржа - это показатель прибыли, полученной после вычета всех расходов компании, включая налоги и проценты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2020. — 81 c.
2. Гарнов А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2020. — 272 c.
3. Гладкий А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. — М.: Рид Групп, 2017. — 240 c.
4. Жуков В.В. Бизнес-планирование в электроэнергетике / В.В. Жуков. — М.: МЭИ, 2020. — 568 c.
5. Золотухин О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие / О.И. Золотухин. — СПб.: ГУАП, 2020. — 84 c.
6. Купцова Е. В. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 436 c.
7. Лопарева А. М. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 274 c.
8. Лосев В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2020. — 208 c.
9. Петров К.Н. Бизнес-план на одной странице / К.Н. Петров. — М.: Диалектика, 2021. — 144 c.
10. Питерсон С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. — М.: Диалектика, 2020. — 320 c.
11. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. — М.: Вузовский учебник, 2020. — 64 c.
12. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Форум, 2020. — 288 c.
13. Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 484 c.
14. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. — СПб.: Питер, 2017. — 352 c.
15. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М, 2017. — 192 c.
16. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие/ И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов — М.: ИНФРА-М, 2020—214 с.
17. Андреев, В.Д. Введение в профессию бухгалтера: учебное пособие / В.Д. Андреев, И.В. Лисихина. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 192 c.
18. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева; Под ред. С.Р. Богомолец. — М.: МФПУ Синергия, 2020. — 720 c.
19. Берман К., Найт Д., Кейс Д. Анализ финансовой отчетности компании. Как понимать цифры финансовых отчетов: учебное пособие / К. Берман, Д. Найт, Д. Кейс. – М.: Вильямс.- 2020 г. -256 с.
20. Бондина Н.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Н.Н. Бондина. – М.: ИНФРА-М.- 2020 г.- 256 с.
21. Брыкова Н.В. Составление и использование бухгалтерской отчетности: учебное пособие / Н. В. Брыкова. – М.: Кнорус.- 2020 г. 266 с.
22. Беспалов, М.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих предприятий: учебное пособие /М.В. Беспалов, И.Т. Абдукаримов. - М.: Инфра-М, -2020. - 320 c.
23. Воронина Л.И. Международные стандарты аудита: учебное пособие/ Л.И. Воронина. –М.: ИНФРА-М. – 2021 г. – 456 с.
24. Гурнович Т.Г., Остапенко Е.А., Молчаненко С.А. Оценка и анализ рисков: учебное пособие/ Т.Г. Гурнович, Е.А. Остапенко, С.А. Молчаненко. - М.: Кнорус. – 2020 г. – 252 с.
25. Гаджиев Н.Г., Ивличев П.С., Ивличева Н.А. Бухгалтерский учета: учебное пособие/ Н.Г. Гаджиев, П.С. Ивличев, Н.А. Ивличева. – М.: ИНФРА-М .- 2020 г.- 581 с.
26. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие /И.М. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2020. — 306 c.
27. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2020 г.- 285 с.
28. Левшова, С. Бухгалтерская и налоговая отчетность в таблицах и примерах (с учетом последних изменений в законодательстве) : учебное пособие / С. Левшова. - СПб.: Питер, -2020. - 208 c.
29. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие/ Е.А. Мизиковский, Э.С. Дружиловская, Т.Ю. Дружиловская. –М.: Магистр. – 2020 г. – 568 с.