Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде система дополнительного образования играет значимую роль. Каждый ребёнок сегодня имеет возможность получать то дополнительное образование, которое ему по душе, будь то спортивное направление, творческое или иное. В основе дополнительного образования лежит индивидуальный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, но при этом, система дополнительного образования не регламентирована требованиями государственного образовательного стандарта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р была разработана Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года и план мероприятий по реализации Концепции. На первом этапе Концепции (2022 - 2024 годы) были рассмотрены состояние и проблемы дополнительного образования детей.
В настоящее время успешно реализуется приоритетный образовательный проект «Доступное дополнительное образование для детей». В рамках проекта реализуется комплекс различных мероприятий, связанный с системой дополнительного образования, и в настоящее время этот комплекс непрерывно расширяется.
Система дополнительного образования успешно развивается в каждом субъекте РФ. Требования, которые к системе предъявляются, регламентируются соответствующими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней. В настоящее время практически каждый ученик, наряду с общим образованием, получает дополнительное образование по какому-либо направлению. Субъект сам имеет возможность выбрать себе обучение по вкусу, в зависимости от своих наклонностей и предпочтений. Дополнительное образование предоставляет возможность человеку в любом возрасте расширить свои дополнительные знания и навыки.
Объект исследования: развивающий процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: средства и методы развития и анализа в системе дополнительного образования в России.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость анализа современных проблем реализации дополнительного образования в России для его дальнейшего совершенствования.
Задачи:
1. Провести анализ понятия дополнительное образование в современной образовательной среде.
2. Изучить средства и способы реализации дополнительного образования и провести его анализ.
3. Описать педагогические условия при реализации дополнительного образования в современной образовательной среде.
4. Предложить методические рекомендации по реализации дополнительного образования в современной образовательной среде.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Анализ понятия дополнительное образование в современной образовательной среде
Развитие и воспитание детей всегда было в приоритете в целостной образовательной среде. Система образования непрерывно претерпевает изменения, что также имеет непосредственное отношение к системе дополнительного образования.
Перед дополнительным образованием стоит непростая задача. Каждому ребёнку необходимо получать личностное развитие и воспитание, которое в дальнейшем посодействует профессиональному самоопределению субъекта. Это позволит обеспечить им успешную адаптацию в современном социуме и обществе.
Многие исследователи занимались изучением проблем, которые существуют в системе дополнительного образования. В.А. Березина, Р.У. Богданова и др. рассматривали ценности, которые формирует и развивает такого рода образование с точки зрения психологии. В.И. Слободчиков, В.И. Панов и др. учёные рассматривали многообразие подходов, которые способно обеспечить дополнительное образование, поскольку дети самостоятельно выбирают все те направления, которые им наиболее подходят.
Новые подходы должны обеспечить, прежде всего индивидуализацию и дифференциацию дополнительного образования, по отношению к каждому субъекту. Это гарантированно обеспечит личностное развитие субъекта и позволит сформировать у него необходимые личностно значимые и в дальнейшем, профессионально значимые качества.
Большую роль играет дополнительное образование в развитии творческих способностей обучающихся. Речь идёт о художественном, прикладном, эстетическом и иными видами творчества. Если ребёнок не ошибся с тем направлением, которое действительно представляет для него интерес, в этом случае можно говорить об устойчивой мотивации субъекта к выполняемой продуктивной деятельности, в том числе, познавательной.
Современное общество заинтересовано в оптимальном развитии каждого субъекта. При реализации дополнительного образование нет возможности автоматически обеспечить его функционирование, как это происходит, к примеру, в системе общего образования. Допобразование не является настолько сильно регламентированным, как это обеспечено при получении общего образования, но при этом, все направления, которые присутствуют в этой системе точно также реализуется через программно-проектный подход. Педагоги работают на основе программ дополнительного образование, которое также обеспечено соответствующими методическими и диагностическими материалами.
Педагоги, которые реализуют то, или иное направление в системе дополнительного образования, формируют у детей соответствующие знания, умения, навыки, практический опыт и компетенции, которые присущи тому, или иному направлению деятельности. Это позволяет говорить о развитии индивидуальных способностей каждого обучающегося субъекта. Речь может идти о физическом или нравственном развитии, об интеллектуальном, или музыкальном и др. Очевидно, что это должно соответствовать тем способностям и наклонностям, которые демонстрирует обучающийся субъект [4].
Деятельность системы регламентируется Законом «Об образовании РФ». Это определило место и значимость всех организаций дополнительного образования в целостной образовательной среде. Иногда систему дополнительного образования рассматривают как внеурочную деятельность, но эти направления не являются одним и тем же.
Система дополнительного образования не конкурирует с системой общего образования и образовательными организациями, которые работают в условиях реализации образовательного стандарта на каждой образовательной ступени [10].
Под дополнительным образованием сегодня понимают такой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Этот вид образования не сопровождается повышением уровня образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - N 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2018. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2015. – 173 с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - С. 55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 11.12.2024).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная и дополнительная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - N 3. - С. 222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. – N 4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 11.12.2024).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2016. – 98 с.
14. Ковалько В.И. Школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - N 5. - С. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ - педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 11.12.2024).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа деятельности в системе дополнительного образования: оптимизационная модель / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - С.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 11.12.2024).
21. Попова, И.Н. Организация деятельности школьников в условиях дополнительного образования / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - N 1. - С. 219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2013. - N 3. - с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - N 5. С.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37 с.
25. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми в системе дополнительного образования / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. – N 9. - С.13-17.