Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 5
1.1 Понятие «ценностные ориентации» в психологии 5
1.2 Требования к личности в педагогическом и психологическом направлении профессиональной деятельности 13
1.3 Психологическая характеристика студенчества 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 33
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Целью эмпирического исследования является выявление особенностей ценностных ориентаций студенток педагогического и психологического направлений подготовки.
Объект исследования: студентки педагогического и психологического направлений подготовки.
Предмет исследования: особенности ценностные ориентации студенток.
Задачи эмпирического этапа:
- Подбор методического аппарата;
- Формирование выборки исследования;
- Психодиагностическое исследование;
- Анализ результатов.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации студенток педагогиче-ского и психологического направлений различаются.
В исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте 18 – 21 года (средний возраст – 19 лет) лет, все девушки, которые составили две группы:
- 1-я группа: студентки педагогического направления – 20 человек;
- 2-я группа: студентки психологического направления – 20 человек.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Ценностный опросник Ш. Шварца. Методика применяется для исследо-вания динамики изменения ценностей в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.
Опросник состоит из 57 ценностей, испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуе-мого с ключом для каждого из 10 типов ценностных ориентаций.
Выделенные ценности: власть, достижение, гедонизм, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность.
2. Методика «Ценностные ориентации личности» Г.Е. Леевика. Методика служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности.
Методика состоит из 50 утверждений. Испытуемому необхооиму выра-зить степень согласия с каждым утверждением по 7-балльной шкале. Интерпре-тация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ценностные ориентации личности в методике подразделяются на цен-ностные ориентации - цели жизни и ценностные ориентации - средства дости-жения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на мате-риальные ценности. Вторая группа - ценностные ориентации на развитие нрав-ственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.
Методы обработки данных предполагали использование математико - ста-тистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводи-лась с использованием программы SРSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражаю-щее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каж-дого значения из ряда от среднего.
3. U-критерий Манна - Уитни. Критерий предназначен для оценки разли-чий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещиваю-щихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающих-ся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе исследования была сформирована выборка, определены методики, подготовлены бланки для диагностики, определено время и место ди-агностики.
На втором этапе проводились психодиагностика испытуемых двух групп студенток в соответствии с выбранными методиками.
На третьем этапе проводился анализ результатов исследования, их стати-стическая обработка, были сделаны выводы по исследованию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Представление о личности // Преподаватель XXI век. 2018. № 4-1. – С. 71-76.
2 Аль-Янаи Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педаго-гика и психология. 2020. №4. – С. 1-10.
3 Беляева Л.А., Чугаева И.Г. Педагогический идеал: ценностный выбор со-временных студентов. В сборнике: Познание и деятельность: от прошлого к настоящему. Материалы III Всероссийской научной конференции. Омск, 2021. – С. 176-179.
4 Богоявленская Д.Б., Жукова Е.С., Корниенко Е.Е. Типология В.А. Поно-маренко как модель уровней профессионализма // Ярославский педагоги-ческий вестник. Научный журнал. 2018. №4 – С.215-222.
5 Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. – 907с.
6 Братченко С.Л. Психология личности. М.: Из закромов Родины, 2013. – 197с.
7 Бубнова С.С. Ценностно-мотивационная сфера личности в рамках систе-могенетического подхода. В книге: Системогенез учебной и профессио-нальной деятельности. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.П. Поваренкова. 2018. – С. 24-25.
8 Воронова А.Г. Структурирование ценностных ориентаций М. Рокича как алгоритм достижения жизненных целей подростка // Проблемы современ-ного педагогического образования. 2017. № 54-5. – С. 103-109.
9 Гаврилюк В.В. Особенности потребительского поведения поколения Z. В сборнике: Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы. Мате-риалы V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2023. – С. 221-225.
10 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лично-сти / Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Ку-ликов. СПб.: Питер, 2000. – 283с.
11 Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. 2017. №12. – С. 399 – 402.
12 Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 591 с.
13 Килинская Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей сту-дентов-психологов в процессе профессионального образования // Педаго-гическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ап-рель 2012 г.). Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 82-85.
14 Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. – 360с.
15 Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. – 226 с.
16 Макушкина О.М. Личность и профессия: развитие и самосохранение пси-холога: учебное методическое-пособие. Уфа, 2017. – 68с.
17 Мальцев В.С. Ценности и ценностные ориентации личности. М.: Лабора-тория Книги, 2012. – 123 с.
18 Никулина А.А. Понятие ценностных ориентаций в работах зарубежных исследователей // Гуманитарный вестник (Горловка). 2021. № 14. – С. 68-72.
19 Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2017. – 273 с.
20 Павлова К.Н. Теоретические основы исследования понятия "ценностные ориентации" // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. – С. 86-91.
21 Середина Н.В., Лазарева О.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению // Северо-Кавказский психологический вест-ник. 2014. № 12/2. – С. 52-54.
22 Социометрическое исследование динамических процессов в малой груп-пе: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан и др. Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
23 Столбова Е.А., Цилицкий В.С., Гребенкина Е.Д. Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» // Молодой ученый. 2018. № 25 (129). – С. 596-598.
24 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 671с.
25 Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Кнышева Т.П., Борисенко Е.В. Социально-психологический портрет современного студента педаго-гического направления подготовки // Психолого-педагогические исследо-вания. 2023. Том 15. № 4. – С. 3–24.
26 Федорова Ю.А., Хамидуллина Г.Н. Социально-психологический портрет студента-психолога // Вестник Башкирского государственного педагоги-ческого университета им. М. Акмуллы. 2023. Том 3. № 1. – С. 157–161.
27 Франкл В.О смысле жизни. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 164с.
28 Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. – 349с.
29 Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современ-ных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16). – С. 189 – 194.
30 Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 144 с.