Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Контроль в обучении математике представляет собой важный компонент образовательного процесса, который обеспечивает оценку качества знаний учащихся и способствует развитию их учебных навыков. Качество образования – это многогранное понятие, охватывающее не только уровень усвоения учебного материала, но и формирование умений применять эти знания в различных ситуациях, а также развитие критического мышления и самостоятельности учащихся. В этом контексте контроль знаний выполняет несколько ключевых функций: он позволяет диагностировать уровень подготовки обучающихся, выявлять пробелы в их знаниях, а также мотивировать их к более качественному усвоению учебного материала.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Понятие качества образования
Контроль в образовании является неотъемлемой частью управления качеством образовательного процесса. Качество образования можно определить как соответствие полученных знаний, навыков и умений установленным стандартам и требованиям общества. Оно включает в себя как содержание учебных материалов, так и методы преподавания, а также результаты учебной деятельности учащихся.
Критерии оценки качества образования в математике могут варьироваться, но основные из них включают уровень усвоения учебной программы, способность применять математические знания в практических ситуациях, а также умение решать задачи различной сложности. Программа должна быть ориентирована на развитие критического мышления и аналитических способностей учащихся, что способствует формированию устойчивых знаний и навыков.
1.2 Функции проверки и оценки знаний учащихся
Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования об-разования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагно-стическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знани¬ях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.
Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучае¬мых; это способ получения учителем информации о качественном состо¬янии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функ¬цию управления, устанавливающую степень соответствия принятых ре¬шений фактическому состоянию дел.
Проверка — это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объек-тивной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1. контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2. обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с це¬лью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совер¬шенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3. воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематиче-ской работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4. развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интере¬са к предмету, творчества;
5. мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6. диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей конт-роля) и др.
Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:
1. Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.
2. Текущий — проверка усвоения материала и оценка результатов каж¬дого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью система-тического наблюдения, тестовых заданий и др.
3. Тематический (периодический) — осуществляется периодически по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.
4. Итоговый — проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
1.3 Виды контроля знаний, формы и методы контроля
Контроль знаний — это неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая оценить усвоение учебного материала. В зависимости от этапа обучения, контроль подразделяется на три основных вида: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется в ходе обучения и помогает преподавателям оперативно корректировать учебный процесс. Промежуточный контроль, как правило, проводится в конце отдельных модулей или тем, фиксируя уровень усвоения материала на определённом этапе. Итоговый контроль, в свою очередь, обобщает результаты обучения за весь курс и позволяет подвести итог.
Формы контроля также разнообразны и могут быть как устными, так и письменными, что позволяет оценивать знания обучающихся с разных сторон. Устные формы контроля, такие как обсуждения и ответы на вопросы, активно развивают навыки коммуникации, тогда как письменные формы, включая тесты и контрольные работы, дают возможность более структурированно оценить знания. Практический контроль позволяет оценить применение теоретических знаний на практике, что особенно актуально в профессиональных областях.
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИК КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА(УМК) ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО И ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Применение УМК при организации текущего контроля
Учебно-методический комплект (УМК) представляет собой совокупность учебных материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса. Структура УМК обычно включает следующие компоненты:
Учебник — основной источник информации по предмету, содержащий теоретические материалы, примеры, задания и упражнения.
Рабочая тетрадь — дополнительный материал для практической работы, который может содержать задания разной сложности, а также секции для самостоятельных исследований и заметок.
Методические рекомендации для учителей — инструкции и советы по организации уроков, проведению контроля знаний, а также помощи в использовании УМК.
Электронные ресурсы и мультимедиа — интерактивные приложения, видеоуроки, презентации, которые помогают иллюстрировать материал и обеспечивают разнообразие форм обучения.
Примеры заданий на текущий контроль с использованием УМК
Тесты и контрольные задания — создаются на основе тем, изученных в учебнике. Например:
Вопросы с множественным выбором для проверки понимания ключевых понятий.
Задания на сопоставление терминов и определений.
Проверочные работы — могут включать задания из рабочей тетради, направленные на закрепление материала, например:
2.2 Тематический контроль: организация и проведение
Тест – контроль по теме «Квадратные уравнения»
(для проведения дифференцированного зачета)
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Цели урока – образовательная (обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений), развивающая (развитие навыков самоконтроля знания и умений), воспитательная (воспитание внимательности, самостоятельности и активности)
1. Составить квадратное уравнение, если его корни 2/3 и -1/2
К материалу для тематического контроля знаний обучающихся
9-11 классов по теме «Методы решения рациональных уравнений с одной переменной»
Цель проведения: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся 9-11 классов по теме «Методы решения рациональных уравнений».
Структура работы: тестовая работа состоит из двух частей, которые различаются по уровню сложности, числу заданий и форме записи.
Задания части 1 содержат 12 заданий (на поиск соответствия, на выбор правильного ответа) и направлены на проверку базовых умений и практических навыков применения знаний по теме.
Задания части 2 содержат 3 задания с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий) по средствам которых осуществляется проверка владения материалом на повышенном уровне.
2.3 Анализ результатов контроля и их использование для коррекции обучения
Анализ результатов контроля и их использование для коррекции обучения является важным элементом образовательного процесса. Давайте рассмотрим ключевые аспекты данного вопроса.
Методы анализа результатов контроля
1.Качественный анализ:
Анкетирование: Использование опросников и анкет для получения обратной связи от студентов о трудностях и успехах в обучении.
Интервью: Личное общение с учащимися для выявления их мнений о содержании курсов и методах преподавания.
2. Количественный анализ:
Статистический анализ: Обработка результатов тестов и контрольных работ с использованием статистических методов.
Анализ успеваемости: Сравнительный анализ оценок учащихся за разные периоды, а также между группами.
3.Формативный и суммативный анализ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль в обучении математике является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующей оценке знаний и умений учащихся. Он позволяет педагогам выявить уровень усвоения материала, диагностировать трудности и корректировать учебный процесс. Эффективный контроль включает в себя как формирующее, так и итоговое оценивание, которое помогает развивать критическое мышление, аналитические способности и навыки решения задач.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЩОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беневоленская, Н.И. Контроль в обучении математике: методические рекомендации / Н.И. Беневоленская. — Москва: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. — 120 с.
2. Ершов, А.П. Контроль и оценка в математическом обучении / А.П. Ершов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 150 с.
3. Жуков, П.А. Тестирование в обучении математике / П.А. Жуков. — Екатеринбург: Уральское универсальное издательство, 2020. — 95 с.
4. Завалишина, О.В. Современные подходы к контролю знаний / О.В. Завалишина. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. — 135 с.
5. Иванов, С.В. Контроль и диагностика в обучении математике / С.В. Иванов. — Новосибирск: Наука, 2021. — 110 с.
6. Кузнецова, Т.В. Методология контроля в математическом образовании / Т.В. Кузнецова. — Казань: Казанский университет, 2020. — 145 с.
7. Лебедев, А.И. Оценка знаний по математике: теоретические основы / А.И. Лебедев. — Москва: Современные технологии, 2016. — 130 с.
8. Михайлова, Е.В. Инновации в контроле знаний / Е.В. Михайлова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 140 с.
9. Носов, Д.А. Системы оценки в обучении математике / Д.А. Носов. — Тула: Тульский государственный университет, 2018. — 160 с.
10. Орлов, Р.П. Методические аспекты контроля / Р.П. Орлов. — Самара: Самарский университет, 2019. — 115 с.
11. Петрова, И.Г. Введение в образовательные технологии контроля / И.Г. Петрова. — Владимир: Владимирский университет, 2021. — 125 с.
12. Рябкова, М.П. Контроль в профессиональной математической подготовке / М.П. Рябкова. — Уфа: Издательство БГПУ, 2020. — 175 с.
13. Сидоров, Е.С. Психология контроля знаний / Е.С. Сидоров. — Красноярск: КрасГАУ, 2019. — 140 с.
14. Тихонова, Н.В. Оценка учебных достижений в математике / Н.В. Тихонова. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2022. — 110 с.
15. Федорова, С.К. Контроль усвоения математических знаний / С.К. Федорова. — Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2021. — 130 с.