Фрагмент для ознакомления
2
После разработки плана следует его реализация, которая включает в себя координацию работы всех заинтересованных сторон, а также контроль и оценку достигнутых результатов. Процесс реализации стратегического плана требует гибкости и адаптации к изменяющимся условиям, а также постоянного мониторинга и анализа результатов.
И, наконец, последний этап – это оценка эффективности стратегического планирования. Проводится анализ достигнутых результатов, их сопоставление с поставленными целями, выявление причин успеха или неудачи, а также корректировка стратегического плана в случае необходимости.
Корректировка документа стратегического планирования - изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования, является одним из этапов стратегического планирования и предусмотрена Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2024) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Таким образом, основные этапы стратегического планирования на региональном уровне включают анализ ситуации, разработку стратегического плана, его реализацию и оценку эффективности. Он представляет собой сложный и динамичный процесс, который требует согласованного взаимодействия и усилий всех заинтересованных сторон.
1.2. Российский опыт программного индикативного планирования
Регион представляет собой важнейший элемент социально-экономической системы страны, обладающий уникальными характеристиками и ресурсами, которые определяют его место и роль в национальном и глобальном экономическом пространстве. В условиях децентрализации и глобализации регион становится самостоятельным субъектом, активно участвующим в процессах социально-экономического развития и стратегического управления.
Российский опыт индикативного планирования включает в себя следующие аспекты:
Принятие нормативных документов. Ранее были приняты Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.), Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. (2009 г.) и стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г. (2009 г.).
Использование Форсайта. Это практика будущего, которая позволяет оценить долгосрочные перспективы в социально-экономической сфере и определить стратегические направления развития. Методы Форсайта используются для прогнозирования будущего как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Использование ориентировочных инструментов планирования. К ним относятся Программирование, ориентированное на результат бюджетирование и государственные закупки (контрактная система).
Программный метод формирования бюджетов. В 2013 году были приняты поправки к Бюджетному кодексу, направленные на составление бюджетов на основе государственных программ, которые сделали государственные и муниципальные программы ключевым инструментом бюджетирования.
Также практический опыт российских регионов, например Республики Татарстан, свидетельствует об эффективности применения индикативного планирования.
Основной концепцией индикативного планирования является «индикатор» - параметр, определяющий границы системы, включая технические связи, организационные механизмы и материальные и финансовые потоки, которые будут работать и развиваться для достижения национальных целей. Примером такого показателя является поставленная в 2003 году задача удвоить ВВП в течение 10 лет. Этот показатель задает вектор развития системы и указывает на то, что ключевые показатели достигнуты или целевые значения не достигнуты. В этом случае необходимо принимать управленческие решения и корректировать стратегии. Индикаторами могут быть такие показатели, как динамика, экономическая и структурная эффективность, а также уровень жизни населения.
Способность концентрировать ресурсы для достижения стратегических планов и обеспечения экономического баланса является основной функцией индикативного планирования.
Для России опыт использования индикативного планирования и активной промышленной политики связан с тем, в какой степени мы решаем проблему реструктуризации экономики в пользу высокотехнологичного производства, образования, науки, здравоохранения и культуры. Среди инструментов индикативного планирования в российской практике используются программирование, бюджетирование, ориентированное на результат, и государственные закупки (контрактная система).
Планово-целевой метод составления бюджета (поправка к Закону о бюджете о подготовке бюджетов на основе государственных планов была принята в 2013 году) превратил государственные и муниципальные планы в ключевой инструмент составления бюджета. Внедрение планово-ориентированного подхода в бюджетный процесс осуществляется путем принятия государственного (муниципального) плана.
При подготовке проекта бюджета главный управленческий персонал бюджетного фонда подготавливает обоснования бюджетных расходов определенного качества и количества, исходя из стратегических целей деятельности и возложенных на них функций.
Услуги, связанные с предоставляемыми конкретными эффектами; целевые планы для определенных областей деятельности и основных задач.
Контрактная система государственных закупок - это переход от инструктажа к индикативному планированию (принятию управленческих решений на основе рыночных отношений).
С одной стороны, индикативное планирование является формой государственного надзора за рыночной экономикой и определяет национальные приоритеты, с другой стороны, это механизм координации действий страны и хозяйствующих субъектов на основе разработки показателей социально-экономического развития. Индикативное планирование широко используется в российской практике, но сам термин в основном используется на страницах научных публикаций.
Процесс индикативного стратегического планирования распространяется и на региональный уровень. Закон о бюджете предусматривает ограничения на государственный долг и дефицит регионального бюджета. В настоящее время необходимо обеспечить методологическую поддержку разработки системы индикаторного планирования социально-экономических показателей на региональном уровне.
Перед вынесением проекта Стратегии и проекта плана мероприятий по реализации Стратегии на общественное обсуждение, данные документы направляются в министерство экономического развития региональной территории для согласования с органами исполнительной власти.
Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления, ответственным за разработку документа стратегического планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/ (дата обращения 12.12..2024)
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 07.02.2024)
Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161 – Текст электронный (дата обращения 07.02.2024)
Ансофф И. Стратегическое управление. – 1989.
Ахмедуев А. Ш., Рабаданова А. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. – 2013.
Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с. – Текст электронный (дата обращения 07.02.2024)
Байгереев М. Основы стратегического менеджмента //Человек и труд. – 2007. – №. 2. – С. 12-16.
Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121– Текст электронный (дата обращения 07.02.2024)
Веснин В. Р. Стратегическое управление. – " Издательство"" Проспект""", 2014.
Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с. – Текст электронный (дата обращения 07.02.2024)
Научный редактор О. Нижельская Портер Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер ; Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 — 453 с.
О.С. Виханский: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Издательство: Гардарики, 2002 г., 296с
Пивень И. Г., Мартынова Т. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона //Новые технологии. – 2011. – №. 2. – С. 120-124.
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов. – Альпина Паблишер, 2016.
Сангадиева И. Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. – 2004.
Филобокова Л. Ю. SNW-, STEP-и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством //Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – №. 17. – С. 36-39.
Шестопал Ю. Т. и др. Стратегический менеджмент //учебник/ЮТ Шестопал, ВД Дорофеев.–М.: КноРус. – 2013. – Т. 320.
Национальный портал о стратегическом планировании и устойчивом развитии. — URL: https://www.strategy.ru (дата обращения: 13.12.2024).
Портал «Инновации и развитие регионов». — URL: https://www.innregion.ru (дата обращения: 11.12.2024).